Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Марфино -неоготическая усадьба в Подмосковье.


Марфино -неоготическая усадьба в Подмосковье.

Сообщений 11 страница 20 из 97

11

Loconte написал(а):

Дорогая мне тема поэтому получилось, возможно, резко.

Галя, хорошо понимаю. У меня таких тем, связанных с разрушением исторических зданий в Москве много. Увы,  в такой стране мы живем.
Кстати, недавно упоминала о плачевном состоянии храм Покрова в Филях, и тут узнаю, что наконец-то приступили к его реставрации.
Зато разгорается скандал вокруг ремонта здания доходного дома в стиле модерн   на Никольской улице. В 100м от Кремля в охранной зоне с фасада  безжалостно сбивают метлахскую немецкую  плитку . Делается это  в нарушение всего чего только можно и остановить этот беспредел невозможно. И таких случаем полно. Что уж говорить про все остальное... А про ситуацию с мостом в Марфино поговорим дальше в теме.

Loconte написал(а):

Можно в вотсапе сделать группу форумчан.

Лучше здесь активней общаться. А то порой пишем в пустоту.

0

12

Loconte написал(а):

Можно в вотсапе сделать группу форумчан.

А я - за!

0

13

Лена ГМ написал(а):

Loconte написал(а):
Дорогая мне тема поэтому получилось, возможно, резко.

Галя, хорошо понимаю. У меня таких тем, связанных с разрушением исторических зданий в Москве много. Увы,  в такой стране мы живем.

Усадьба уникальная! И не было бы в ней санатория - были бы уже руины с крапивой.... Как с каретным двором...
Первый раз я там был лет 20 с лишним назад, второй - где-то в 00-х. не помню уже был ли в 3-й...
Парк всегда был в хорошем состоянии. псарни и церкви тоже. Ротонда чуть облупленная, но цела. дворец стоял в лесах, штукатурку сбивали... с фасада кажется просто кирпич...
Ну и мост конечно... Хоть и открыт был первый раз со стороны санатория, но уже тогда был в плачевном состоянии. Галины фото его вообще в шок повергли  o.O
Запущена была террасная территория к пруду.
Вот ее восстановили неплохо, со статуями и грифонами.
дворец вроде тоже не сильно изуродовали, но эта розовая штукатурка...  :mad:
А вот для моста слов нет. Ведь ничего похожего больше нет в России! Я понимаю что на балансе у вояк стоит, а им пофиг... но ведь это национальное достояние! Куда минкульт смотрит?!

Отредактировано vicont-m (2021-11-05 11:38:11)

0

14

vicont-m написал(а):

Я понимаю что на балансе у вояк стоит,

В том то и дело, что не у вояк. Но не будем забегать вперед. Все расскажу , что и у кого на балансе.

0

15

Источники информации
https://ru.wikipedia.org/wiki/Марфино_(%D1%83%D1%81%D0%B0%D0%B4%D1%8C%D0%B1%D0%B0)
https://anashina.com/usadba-marfino-1/
https://irecommend.ru/content/khorosho- … odlechilis
https://vadimrazumov.ru/64558.html
https://vladimirdar.livejournal.com/146197.html
https://sergeyurich.livejournal.com/886494.html
https://sergeyurich.livejournal.com/930550.html
https://sergeyurich.livejournal.com/tag … %20МАРФИНО
https://arch-heritage.livejournal.com/163618.html

Марфино — подмосковная дворянская усадьба в одноимённом селе Мытищинского района сельского поселения Федоскинское. Я не просто так начала с этой стандартной фразы и упомянула Мытищинский  район. Дальше поймете почему.

И чтобы разбавить стол прозаическое начало, немного поэзии.

"С чего начну, чем кончу я картину Марфина селенья?
С дворца ль волшебнаго ея, или с террасы-загляденья,
Иль с серебристаго каскада, иль с гротов дивнаго фасада,
Иль с павильонов дорогих, иль с георгинов золотых?"

Так вдохновенно воспевал Марфино юный московский поэт Александр Львов в 1840 году.

Усадьба расположена на высоком берегу речки Уча. И именно  пересеченный рельеф обусловил композицию генерального плана усадьбы.
За свою историю усадьба сменила нескольких владельцев, что типично для многих российских усадеб. Марфино пережило несколько периодов расцвета. Разнообразие вкусов и возможностей тех, кто создавал ансамбль, сказались на облике усадьбы. Поэтому в ее постройках оригинально сочетаются формы классицизма со своеобразными формами псевдоготики.

История
Первое упоминание об усадьбе Марфино относится к 1585 году. А точнее не о Марфино, а о селе Шабрино. Название  Марфино появилось позже.  В допетровское время, во времена Ивана Грозного и Бориса Годунова селом   последовательно владели Фома Бутурлин, боярин Василий Петрович Головин, видный, политический деятель думный дьяк, дипломат Василий Яковлевич Щелкалов (думный дъяк был важным государственным постом примерно соответствующим сегодняшней должности государственного секретаря). Он кстати во многом способствовал возведению на престол Бориса Годунова в 1598 году.
Вскоре село купил еще один думный дьяк, окольничий Семён Иванович Заборовский (? - 1681).
В 1698 году Шабрино приобрел "дядька" (воспитатель) Петра Первого, впоследствии его сподвижник, князь Борис Алексеевич Голицын. По легенде именно ему Марфино обязано своим названием, считается, что Голицын поименовал деревню в честь своей супруги Марфы. Есть вторая версия что название Марфино появилось после того как дочь Голицына по имени Марфа утонула на Волге близ Астрахани.

Скромная деревня не соответствовала вкусам и требованиям Голицына и он возводит здесь новые хоромы, разбивает французский парк. При Голицыне был построен храм Рождества Богородицы, сохранившийся до наших дней. По названию церкви село и усадьба были переименованы в Богородское.

https://i.postimg.cc/FHL43V35/008-Boris-Alexeevich-Golitsyn.jpg

                     Борис Алексеевич Голицын (1654 (по другим данным - 1651) - 1714).

Младший сын боярина, князь Сергей Борисович, в 1728 году продал село Богородское, чтобы расплатиться с долгами.
А купил Марфино В.С. Салтыков, от которого Марфино перешло к его брату, знаменитому фельдмаршалу Петру Семеновичу Салтыкову , при котором усадьба пережила свой расцвет.
При Салтыковых в Марфине был создан великолепный архитектурно-парковый ансамбль, в котором подчеркивались величие и красота, свойственные художественным вкусам того времени.
Обветшалые голицынские постройки были разобраны, и на их месте возвели новый двухэтажный каменный дворец с двумя флигелями. Имя архитектора, строившего дворец и флигели, неизвестно.  При участии датского садовника разбит регулярный парк с двумя беседками, построен мост через пруд. Хозяин устраивал пиры, на которых могло собираться до трехсот гостей, забавлялся псовой охотой.

https://i.postimg.cc/HL1C289J/009-412933-600.jpg

                      Петр Семенович Салтыков (1700 - 1772)

Марфино времён Салтыковых представляло собой образцовую для екатерининской эпохи дворянскую усадьбу, с псарней, конным и каретным дворами, беседками в парке, двумя летними театрами. В оранжерее выращивали южные фрукты. В 1777 году была возведена зимняя церковь свв. Петра и Павла.

Золотыми буквами вписано в историю усадьбы время фельдмаршала Ивана Петровича Салтыкова и его жены Дарьи Петровны, урождённой Чернышёвой. Здесь они играли свадьбу, сюда каждое лето собирали лучшее московское общество на псовые охоты и театральные представления.
Иван Петрович Салтыков, московский генерал-губернатор, прославил Марфино домашним театром, на постановки которого съезжались гости со всей столицы. Устраивались любительские театральные представления. Известно, что в них принимали участие поэт Василий Львович Пушкин (1766-1830, дядя А.С. Пушкина), историк, писатель Николай Михайлович Карамзин (1766-1826), написавший водевиль "Только для Марфино", поэт и баснописец И.И. Дмитриев (1760-1837). На территории усадьбы в его время было построено два здания театра - зимний и летний. Первый, деревянный, располагался в парке. Второй, "воздушный" - в двух верстах от барского дома, на лесной поляне. Она получила название Дарьина роща, в честь супруги И.П.Салтыкова – Дарьи Петровны.

https://i.postimg.cc/hjpWcyWx/010-414196-600.jpg

              Иван Петрович Салтыков (1730 - 1805)

https://i.postimg.cc/J7YVF2QC/011-Drouais-Darya-Chernysheva.jpg

              Дарья Петровна Салтыкова 91739-1802)

Марфинские увеселения описаны в записках мемуариста Ф.Ф. Вигеля, который писал про его хозяек:
"Не знаю, откуда могли они взять совершенство неподражаемого своего тона, всю важность русских боярынь вместе с непринужденною учтивостию, с точностию приличий, которыми отличались дюшесы прежних времен. Если б они были гораздо старее, то можно бы было подумать, что часть молодости своей провели они в палатах царя Алексея Михайловича, с сестрами и дочерьми его, а другую при дворе Людовика XIV. Ни развратно-грубая Россия от Петра до Екатерины, ни гнусно-развратная Франция от регентства до революции не могли показать им образцов, достойных их подражания. Из предания обеих земель составили они себе благороднейший характер аристократии, смешав гостеприимство русской старины с образованностию времен просвещеннейших."

По отзыву Ф. Ф. Вигеля: "Дарья Петровна Салтыкова была женщина чрезвычайно умная и отменно добродушная. Она соединяла в себе всю важность русских боярынь до петровского времени, с утонченной вежливостью и непринужденностью обращения придворных дам версальского двора… Вообще в посторонних расположена была видеть одну только хорошую сторону".

Ф.Ф. Вигель писал:  "...в марфинской усадьбе в летние месяцы устраивались пиры и забавы, на которые из Москвы съезжались до 300 человек родственников и знакомых. В честь гостей устраивался салют из 12 пушек, а во время гуляний играл оркестр, в который входило до 120 крепостных музыкантов и хор из 80 человек. Подкрепившись за обильным обедом, отправлялись на охоту. Гостям подавали лошадей, а 60 псарей выводили из псарен до 1000 гончих собак, и вся огромная кавалькада отправлялась в поле. После охоты вновь садились за пиршество, а крепостных (музыкантов, певчих и псарей) накрывали столы возле дома и выкатывали бочки вина...".

Однако от тех славных времен остались теперь только  зимняя церковь, возведенная в 1777 году, два здания псарен и две беседки.

В начале XIX века праздная жизнь в Марфине стала постепенно затихать. В 1805 году после смерти владельца усадьба опустела и была обречена на увядание. Большой урон Марфину нанесла война 1812 года. Расположившиеся здесь наполеоновские солдаты вывезли художественные ценности, многое сожгли. Сын хозяина П.И. Салтыков выделил огромную часть состояния на формирование собственного отдельного Московского гусарского полка, во главе которого воевал против французов, проявляя незаурядную храбрость. В одном из боев он был тяжело ранен и в 1813 году скончался.
Опустошенное и разоренное Марфино стало принадлежать одной из дочерей графа Салтыкова - Анне Ивановне . Она была замужем за Григорием Владимировичем Орловым, сыном графа Владимира Григорьевича Орлова.
В.Г.Орлов  был генерал-поручик , директор Академии наук при президенте К. Г. Разумовском. В связи с болезнью Анна Ивановна с мужем покинули Россию, а Марфино она продали своему свекру Владимиру Григорьевичу Орлову.

https://i.postimg.cc/9fPHNXLL/013.jpg

                Владимир Григорьевич Орлов

Граф Орлов много сделал для хозяйственного обустройства Марфина: при усадьбе появились кузница, кирпичный заводик, столярная мастерская. Он почти возродил дворцово-парковый ансамбль. Строительство дворца уже шло к завершению, но в 1831 году граф В.Г. Орлов скончался, и по завещанию Марфино перешло к его дочери Софье Владимировне Паниной.

Софья Владимировна Панина (Орлова), была фрейлиной , с 1790 года была замужем за вице-канцлером графом Никитой Петровичем Паниным (1771—1837), в приданое получила усадьбу Марфино. Софья Владимировна была незаурядной личностью – известной в столице благотворительницей, в особенности заботилась  об улучшении быта принадлежавших ей крепостных крестьян,  интересовалась искусствами, внимательно следила за появлением новых литературных и музыкальных произведений, способствовала возделыванию садов в Москве.

https://i.postimg.cc/Y9pBccVM/014-Panina-voille.jpg https://i.postimg.cc/8c02r7Cz/015-413457-original.jpg

                             Софья Владимировна Панина (Орлова) (1774-1844)

В 1820-е годы Софья Владимировна занялась восстановление усадьбы, в результате чего усадебный ансамбль был фактически создан заново.
Первоначально работами велись под руководством крепостного архитектора Ф. Тугарова, при котором усадебные постройки приобрели черты ампира. Но уже вскоре, в 1837—1839 годах для работ был приглашен ученик Доминико Жилярди архитектор Михаил Дормидонтович Быковский, выдающийся теоретик и педагог, главный архитектор Москвы . По его проекту и была выполнена перестройка усадьбы в духе «николаевской неоготики» .  . Ансамбль в Марфине является одним из лучших его произведений. Он служит великолепной характеристикой эпохи, передает ее дух - романтические мечтания утрату прежней гармонии и поиски новой монументальности. Дворцово-парковый комплекс создавался в уже обстроенной усадьбе и включил в себя ранее имевшиеся сооружения.
От южного фасада дома к пристани теперь спускалась белокаменная лестница, пристань украшали фигуры каменных грифонов . Множество башенок, зубцов, готических арок – все это придавало дому вид романтического средневекового замка. Все это великолепие создавалось под неусыпным присмотром хозяйки усадьбы.  Таким образом, то, что мы видим в Марфино сегодня - это результат именно этой перестроек первой половины 19 века.
Окончательно работы в Марфино завершились в 1846 году, через два года после смерти хозяйки усадьбы.

После смерти С.В. Паниной усадьбу унаследовал ее сын Виктор Никитич Панин. С 1839 по 1862 год он занимал пост министра юстиции и имел довольно большое состояние, владея 8 тысячами крестьян. За участие в реформе по отмене крепостного права (в феврале 1860 г. он был назначен вместо умершего Я.И. Ростовцева председателем редакционной комиссии) Панин даже удостоился высшей награды Российской империи – ордена Андрея Первозванного. Виктор Никитич Панин служил в Петербурге и наезжал в свою подмосковную усадьбу  сравнительно редко.

https://i.postimg.cc/HsJD19Sc/016-1875.jpg

                Виктор Никитич Панин (1801-1874)

Последней хозяйкой Марфина была внучка министра юстиции В.Н. Панина и полная тезка Софьи Владимировны Паниной. Судьба Софьи Владимировне Паниной  сложилась очень интересно.  Ей выдалось жить в самое "горячее время": она родилась в 1871 году и прожила 84 года; умерла в Нью-Йорке.

https://i.postimg.cc/x88rCvnZ/017-413370-original.jpg

                   Панина Софья Владимировна (1871 - 1956). Портрет работы Ильи Репина.

Уже в ранней молодости Софья Владимировна прославилась своей благотворительностью. Она активно помогала бедным, строила больницы и школы, а в 1903 году открыла в Петербурге Лиговский народный дом с воскресными классами для неграмотных, с мастерскими, бесплатной столовой и амбулаторией. Ее метко прозвали «красной графиней».

В 1917 году она стала единственной женщиной, которая работала во Временном правительстве – была сначала товарищем министра государственного призрения, а позднее – товарищем министра народного просвещения.  (Товарищ -это как сейчас замминистра). В ноябре 1917 года Панину арестовали как одного из руководителей партии кадетов. Софья Владимировна отказалась тогда передать большевикам денежные средства министерства, поместив их в иностранный банк с условием, что выданы они могли быть только "законному режиму". Учитывая ее заслуги перед страной, власти отпустили Панину. В начале 1918г. Панина  выехала на юг России. До весны 1920г.  пробыла на Дону, активно помогая белому движению. Здесь стала гражданской женой Н. И. Астрова.
С 1920 года находилась в эмиграции — в Чехословакии, затем, после нацистской оккупации — в США. В Нью-Йорке Софья Владимировна участвовала в основании Толстовского фонда, работала с видными русскими эмигрантами, среди которых были Сергей Рахманинов и Борис Бахметьев. Она помогала адаптироваться новым эмигрантам, помогала им найти работу, учила английскому языку.

Имение Паниных было национализировано указом от 15 апреля 1918 года. Через два года начался вывоз ценностей и 15 тысяч книг в Исторический музей и здание бывшего Английского клуба.
С 1944 года в усадьбе размещён военный санаторий (с 1953 года — санаторий Московского военного округа, с 1986 года — Марфинский центральный военный клинический санаторий). В настоящее время территорию усадьбы занимает санаторий «Марфинский» Министерства обороны РФ.

0

16

Покажу карту Марфино с Гугла Земля.

https://i.postimg.cc/kMpv8f4X/000.jpg

1 -автобусная остановка
2 - легкий мостик взамен разрушающегося арочного моста
3- арочный мост
4 - две церкви
5 -КПП санатория, вход
6- корпуса санатория
7 - главный усадебный дом
8 , 9.10,11, 12 -пруды, их пять. Часть их сделали из бывших оврагов.
Усадебный комплекс был ориентирован с севера на юг , рельеф понижается от санатория (7), это самая верхняя точка до большого пруда (8). Основная ось усадьбы спланирована террасами.
Ну что, историю мы изучили, картой вооружены, можно отправляться на прогулку.
КПП выглядит вот так, ворота немного позаимствовали контуры старинных ворот, которые мы увидим в усадьбе. Сбоку на здании стихи.

https://i.postimg.cc/QxKkq19g/001.jpg

https://i.postimg.cc/9fbGfBK2/001-IMG-4144.jpg

https://i.postimg.cc/nh8KSrBy/001-IMG-4144.jpg

Ухоженная центральная аллея приводит к основным корпусам санатория и фонтану. Здание за фонтаном -в нем столовая,  библиотека, танцевальное фойе, одним словом, клуб. Про санаторий и немного про клуб будет в конце рассказа.

https://i.postimg.cc/MHCBL3M7/002-IMG-4359.jpg

С одной стороны от фонтана жилые и лечебные корпуса

https://i.postimg.cc/k45WRbPb/003-IMG-4358.jpg

А справа два одинаковых  здания в стиле классицизм -это те самые псарни 18 века, периода Салтыковых.

https://i.postimg.cc/9fCdVkx1/004-IMG-4357.jpg

Псарни украшены восьмиколонными портиками тосканского ордера . Это было целое псарное предприятие, здесь содержалось около 1000 охотничьих собак.

https://i.postimg.cc/FRn3yHhn/006-IMG-4145.jpg

0

17

Сейчас в этих здания устроены бар и казино, а также дом быта.

https://i.postimg.cc/dV82bF9L/018-IMG-4149.jpg

Двигаясь от псарен к пруду  (№ 10) , можно полюбоваться цветочками

https://i.postimg.cc/zvbW0YBD/019-IMG-4148.jpg

Внизу за лужайкой показался дворец.

https://i.postimg.cc/SQ3cjRTn/020-IMG-4147.jpg

Понятно, что и планировка парка тоже менялась. Считают, что для графини Паниной  парк обустраивал  Арнольд Эдуардович Регель –известный паркостроитель  конца XIX-начала XX вв.  В творчестве этого человека, обладавшего уникальным талантом, главным было слияние воедино теории и практики. Им построены десятки дендрологических парков, которым нет равных.  Это сады и парки Крыма и Кавказа, сады и парки под Санкт-Петербургом и Москвой,  в средней полосе России, на Украине, в Белоруссии и Молдавии.

https://i.postimg.cc/WbZgZVCX/021-IMG-4151.jpg

Мастерское  формирование перспектив, живописных видов, выразительных контрастов, тактичный
ввод сада в окружающий пейзаж свойственны паркам и садам Арнольда Регеля, созданным в разных районах России.

https://i.postimg.cc/fRhXjFhZ/023-IMG-4150.jpg

Плавная лестница ведет нас все ниже к пруду.

https://i.postimg.cc/qR8z1cVY/024-IMG-4152.jpg

https://i.postimg.cc/Y0MjZ4tS/026-IMG-4153.jpg

0

18

Здание за фонтаном -в нем столовая,  библиотека, танцевальное фойе, одним словом, клуб. Про санаторий и немного про клуб будет в конце рассказа.

Столовая, бювет с минералкой, киноконцертный зал и танцфойе да... А библиотека была в жилом корпусе слева,  на самом верху, по отдельной лесенке... Кстати, довольно богатая и хорошо подобранная библиотека.
А парк изменился что ли? Что-то я не помню такой открытой перспективы ко дворцу... Через липы обычно ходили... Но возможно я просто забыл. Да и сам пруд (малый) перед дворцом был еще в запустении...

Отредактировано vicont-m (2021-11-08 21:08:45)

0

19

Сделали вид на дворец с противоположной стороны пруда? Не помню...

Отредактировано Ксения (2021-11-08 21:13:51)

0

20

vicont-m написал(а):

Что-то я не помню такой открытой перспективы ко дворцу...

Cудя по архивным фото, по крайней мере перед псарнями открытое место было. А липовые аллеи идут по бокам этой открытой лужайки.

Забыла упомянуть, что псарни  -это дом для псарей, а не для собак  :rofl:

Вот так выглядели эти здания в 1975-78 году. Понятно, что еще немного, и реставрировать было бы нечего.

https://i.postimg.cc/9Mzg7jzX/005.jpg

https://i.postimg.cc/W3KWmfJG/005.jpg

Я и дальше буду приводить архивные фото и мы будем разбираться, что и как тут выглядело и насколько сильно реставрация испортила или не испортила  усадебные строения.

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Марфино -неоготическая усадьба в Подмосковье.