Панорама от Голландского бастиона .
На бастионе также можно увидеть памятник Жаку Картье. Жак Картье (1491, Сен-Мало —1557, Сен-Мало) — бретонский мореплаватель, положивший начало французской колонизации Северной Америки. Совершил три экспедиции к её берегам и стал первым европейцем, описавшим и нанёсшим на карту залив Святого Лаврентия и берега реки Св. Лаврентия и землю, которую он назвал «Страной Канад».
Наряду с Каботом и Шампленом считается одним из главных первооткрывателей Канады.
Первая экспедиция Картье прошла при содействии Франциска I в 1534 году. Он исследовал берега Ньюфаундленда и атлантическое побережье Канады и Залив Святого Лаврентия. Картье осуществил ряд контактов с местными индейцами и вернулся на родину осенью с двумя из них, родственниками вождя Доннаконы, на борту. Картье не смог обнаружить ряд проливов, а также считал острова Мадлен частью материка. Тем не менее экспедиция был признана успешной, и уже 30 октября 1534 года он получил 3000 ливров на подготовку второй экспедиции.
Вторая экспедиция, которая продолжалась 14 месяцев в 1535—1536 году, занималась исследованием реки Святого Лаврентия. Во время зимовки в форту около селения ирокезов Картье составил справочник, описав в нём быт и обычаи индейцев, растительный и животный мир. Возвращаясь из плавания, он был уверен что нашёл проход в Азию, к волшебной стране Сегеней, где много золота, рубинов и других сокровищ. Картье решил взять вождя Доннакону во Францию, чтобы он смог лично рассказать королю об этой стране. Доклад был принят благосклонно, и Картье был дарован один из кораблей второй экспедиции, Grande Hermine. Однако новой экспедиции помешала Итальянская война (1536—1538).
17 октября 1540 года Франциск I приказал Картье вернуться в открытые им земли с целью начать их заселение. Предполагалось, что колонизацию возглавит Картье, получивший даже благословение из Рима. Ему было приказано взять из тюрем 50 заключённых и продвигаться с ними в новые земли Канады. Через три месяца новый королевский приказ назначил руководителем экспедиции, ответственным за колонизацию, придворного гугенота Роберваля. Картье теперь должен был заниматься только навигационными вопросами. Новая экспедиция разделилась с самого начала. Картье прибыл в Канаду летом 1541 года и обнаружил изменение в отношении к ним индейцев. Проведя зимовку в осаждённом ирокезами форту и потеряв часть поселенцев, он вернулся на родину.
Больше Картье не участвовал в продолжительных экспедициях. Причин этому могло быть две: он нарушил субординацию и оставил Роберваля без прикрытия. Кроме того, привезённые им «сокровища» оказались кварцем и пиритом. В 1544 году он показал перед трибуналом, что хорошо управлял деньгами короля и Роберваля и выплатил в казну Сен-Мало 9 тысяч ливров. Оставшуюся часть жизни Картье провёл в родном Сен-Мало и расположенном неподалёку от него поместье Limoilou, служа переводчиком с португальского языка. Умер мореплаватель во время эпидемии в забвении, не оставив после себя детей. Его тело было предано земле в Соборе Сен-Винсента.
Вид на променад.
Тем, кто в будущем попадет в Сен-Мало, стоит обратить внимание на небольшие зарешеченные помещения вдоль толстой городской стены. Эти помещения с закрывающейся изнутри решеткой служили убежищем для жителей города. Дело в том, что почти с самого момента основания города в Сен-Мало не было ночной городской стражи. Эту функцию выполняли 24 мастиффа, специально натасканные на людей. Собак, которые были послушны только своим хозяевам, выпускали на улицы после того, как колокол кафедрального собора возвещал о наступлении ночи (в 10 вечера каждый день). Предполагалось, что к этому моменту все добропорядочные граждане должны находиться в своих домах. Если же человек не успевал добраться до дома вовремя, он мог спрятаться от собак в таком помещении и опустить за собой решетку. Правда, в этом не слишком удобном месте ему приходилось провести всю ночь, пока собак не забирали с улиц. Традиция использовать собак для охраны города просуществовала более 600 лет до самой Французской революции. Есть даже легенда, что отменена эта традиция была приказом самого Наполеона, после того как собаки загрызли ночью двух подгулявших офицеров.