Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме!
Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы.
Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений.
Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите.
Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку.
Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.
В 19 столетии под влиянием царствующего тогда в архитектуре классицизма фасад собора украсили портиком с колоннами и треугольным фронтоном с мозаичным изображением (оно было воссоздано при реставрации начала 21 века).
Ещё несколько видов и отдельных фрагментов собора:
Другой интересной особенностью Троицкого собора является наклон его колокольни, произошедший по причине осадки грунта, подмываемого грунтовыми водами (хотя некоторые легенды винят в том тайные подземные ходы вокруг храма): в своей верхней точке она отклонилась от вертикали на 1.2 метра. Много это или мало? Для сравнения, крен Пизанской башни составляет 1.85 метра, Башни Сююмбике в Казани - около двух, так что, вроде, не так уж и много. Но визуально, если смотреть с "правильной" стороны, наклон виден очень явственно. К сожалению, на снимках это не передалось, тем более что оптика фотоаппарата и без того имеет обыкновение "нагибать" к центру высокие объекты, находящиеся на периферии кадра. Но поверьте на слово: главная колокольня Саратова накренилась очень заметно!
Правда, ей самой уже ничего не грозит: в конце 20 века были проведены необходимые инженерные работы, надёжно зафиксировавшие башню и остановившие её падение.
В соборный комплекс входит ещё одно красивое и явно историческое здание (возможно, бывший дом причта или лично настоятеля):
Говоря о саратовском кафедральном соборе, нельзя не упомянуть (а при его посещении - нельзя туда не заглянуть) расположенный на его территории потрясающе живописный и просто очаровательный декоративный мини-парк (это даже больше, чем просто сквер!) с элементами ландшафтного дизайна, обустроенный совсем недавно (в 2010 году). Здесь можно увидеть и редкие виды растительности (к примеру, сербская ель, крымская сосна, повислая берёза), и яркие цветники, и альпийскую горку, и небольшой прудик с рыбками, и обаятельный "деревенский" мостик через него...
Для большей "объёмности" и лучшего представления "как здесь всё устроено" я сделал видеоролик своей прогулки по этому великолепному саду:
Вообще посещение этой части Саратова, включая собор и набережную, изначально планировалось на следующий день, а в этот я хотел просто дойти до Волги и посмотреть подсветку моста. Но, уже зная печальный прогноз погоды на завтра, скорректировал свои маршруты, решив посмотреть по максимуму в первый же день - и как показало недалёкое будущее, оказался абсолютно прав, поскольку предсказания сбылись на 150%, и говорить о следующем дне без слёз почти невозможно. К собору-то я всё равно пришёл, чтобы зайти внутрь (накануне вечером он уже закрылся, и я не успел), но даже в наступающих сумерках всё выглядело намного ярче и привлекательнее, чем днём на фоне свинцовых туч. Так что не удивляйтесь, что часть фотографий оказались "сухими", а часть - уныло-"мокрыми"...
..........
Ну а пока, наслаждаясь тёплым, а главное - сухим летним вечером (хотя в июне, скажем прямо, были вечера и потеплее!), я, наконец, вышел к Волге. Признаюсь, что никакого душевного трепета к рекам, даже самым великим, я не испытываю: ну, вода и вода, только что течёт - ну так всё равно не море:) Да и такой красивой набережной, как в Астрахани или в Самаре (саратовцы, простите: правду и только правду!), в Саратове нет. Так что здесь, на берегу действительно великой реки (говорю без иронии, поскольку на протяжении всей своей истории именно она связывала Восток и Запад, а до появления железных дорог, да и какое-то время после этого, была одним из базовых фундаментов российской экономики), меня в основном интересовал Саратовский автомобильный мост, соединяющий Саратов и Энгельс, который на момент своего открытия в 1965 году был самым длинным в Европе (2825 метров).
Мост опирается на 39 опор и состоит из двух основных частей: расположенной ближе к саратовскому берегу приподнятой судоходной с решетчатыми пролётами (именно она, напоминающая крыло гигантской птицы, стала одной и самых узнаваемых "визитных карточек" Саратова) и обычной эстакадной, "выходящей" к Энгельсу.
Вот его самая дальняя (от Саратова) часть:
Что касается набережной... Она в Саратове, конечно, имеется, и желающих погулять по ней в хорошую погоду немало, но всё же она в основном чисто утилитарная и не обременена какими-то декоративными "излишествами". Впрочем, хорошо, что хоть такая появилась, ведь трудно даже представить, что в "столице Поволжья", в самом населённом (в конце 19-начале 20 века) городе на Волге её просто не было! Хотя вопрос о создании набережной ставился не раз: в 1902, 1906, 1922 и в 1926 годах, но каждый раз дело упиралось в нехватку средств (даже П. Столыпину в бытность местным губернатором пробить эту "стену" не удалось!). И только в начале 1960-х годов Саратов, наконец, получил "свою" набережную, названную Набережной Космонавтов в честь приземления Ю. А. Гагарина неподалёку от города. А уже в наше время, в 21 веке, её удлинили несколькими новыми участками. Хотя, повторюсь (не в обиду, а ради констатации факта), до своих "старших сестёр" - астраханской и уж, тем паче, самарской, ей пока далеко.
И немного динамики (я понимаю, прыгающая при ходьбе камера, дрожащие – не подумайте ничего такого! – руки, но всё равно, видеовзгляд делает восприятие намного более адекватным действительности – по крайней мере, для меня):
Больше всего мне хотелось дождаться темноты и увидеть очень красивую подсветку моста. Но ... главным "подводным камнем" июньских путешествий являются поздними сумерками. С одной стороны, это, конечно, хорошо - длиннее световой день, больше можно увидеть. Но с другой - этих самых сумерек надо ещё дождаться: я помню, как в июльском Брюсселе я так и не увидел знаменитую Гран Пляс, которую считаю самой красивой площадью Европы, в вечернем освещении, когда, окончательно продрогнув и потеряв терпение, плюнул, послав понятно куда все эти северные белые ночи...
Примерно то же самое произошло и в Саратове: солнце уже село, но закатный фон как будто "завис" - время шло, а ничего не менялось, темнота не спешила, а мост не "зажигался". В конце концов огни на нём всё же появились и даже отразились в воде, но для полноценного эффекта пока ещё было недостаточно темно:
Это было уже пределом моего героизма - ведь мне ещё предстояло идти назад почти через весь исторический центр (транспорт не имел смысла, поскольку я хотел пройтись по вечерним пешеходным улицам и посмотреть цветомузыкальный фонтан возле Консерватории). Так что "достаточной" темноты и идеальной "картины" "огни большого моста" я так и не увидел...
..........
На обратной дороге начало темнеть уже ощутимо, и по-новому выглядели и отреставрированная Свято-Владимирская богадельня:
... и особняк Дашковского (впрочем, своему эффектному освещению он обязан не собственной истории, а расположенному ныне в нём клубу "Soho"):
* * * * * * * * * *
Конечно, жаль, что полноценной подсветки моста я так и не дождался, но все разочарования исчезли после неподражаемой вечерней феерии саратовских фонтанов, причём впечатления, как в хорошем романе, шли по нарастающей. Сначала - более скромный "Каскад" на площади Федина, который, хоть и не является "звуковым", привораживает (буквально!) игрой света, переливаясь почти всеми цветами радуги, и "танцующих" струй воды. Очень красиво!
Несколько уже хорошо узнаваемых уголков в вечерне-подсвеченном "одеянии":
И кульминация ночного Саратова - цветомузыкальный фонтан "Мелодия" в своей "современной обработке" после недавней реконструкции:
Но просто статичные фото - только небольшая частичка грандиозного впечатления от этого фонтана. Конечно, "живую картинку" не заменят даже видеоролики, но они всё же, даже в моём несовершенном "исполнении", намного сильнее передают атмосферу великолепного - и это ещё слабо сказано! - представления, сыгранного водой, цветом и музыкой. Впрочем, даже без музыки это прекрасно:
А уже при первых аккордах, признаюсь, у меня мурашки по коже побежали - настолько это было сильно!
Сегодня "те самые" "золотые огни на улицах Саратова" можно увидеть далеко не везде. Но если где они и есть - то, прежде всего, на пешеходном проспекте Кирова:
Вечером здесь красиво, уютно и очень душевно:) И опять "в тему" просятся свежие, совсем недавние, казанские воспоминания: их улица Баумана в сумерках выглядит далеко не так приятно (за исключением двух-трёх мест)...
Крытый рынок:
И ещё пара (буквально!) снимков, сделанных уже на "обычных", а потому освещённых чисто утилитарно улицах:
К сожалению, самые печальные прогнозы на следующий день оправдались. Лишь один оптимистичный "Гисметео" упорно продолжал обещать локальные прояснения и дожди только "местами и временами"; все же прочие погодные сайты были единодушны: дожди, дожди, дожди... В общем, оставь надежду, всяк в Саратов приехавший
Впрочем, утром небо хоть и было неприветливо серым, ещё держалось, чем и надо было без промедления пользоваться. Поэтому я, слегка погордившись собой (знаете ж, сам себя не похвалишь...) за сделанные своевременно маршрутные корректировки, благодаря которым накануне удалось посмотреть почти все наиболее интересные места при хорошей погоде, не стал тратить время и отправился в путь.
На этот день у меня были запланированы более периферийные районы Саратова, где меньше ярких достопримечательностей (зато и автору комментировать надо меньше! ), а деревянных домов порой больше, чем каменных. И уж чего здесь совсем полно - так это аутентичного провинциального колорита, правда, в основном того, что интересен туристу, но не делает чести самому городу - точнее, тем, кто им "рулит" (город-то тут при чём... да и сами жители стараются, как могут: иногда совсем, вроде, развалюха стоит, а наличники и прочий деревянный декор каковы!).
Вот тут уже совсем бренные остатки былой роскоши... А ведь была она, была! Ну, пусть не совсем роскошь, но с умением и любовью делалось...
Но всё равно: большая часть строений в этой части города - одноэтажные (редко - двух) деревянные дома:
Впрочем, "респектабельным" этот район, когда-то глубоко окраинный и по своему рельефу не очень удобный для монументальных построек, не был изначально - об этом говорят даже старые названия улиц. К примеру, нынешняя Симбирская была Овражной, Гоголя - Острожной, а Зарубина - и вовсе Навозной...
Правда, некоторым и здесь есть, что охранять
Вот так выглядят продольные (пересекающие бывший овраг) улицы в этом районе:
..........
Холмистый рельеф отразился и в названии расположенного здесь самого большого саратовского храма - церкви Покрова Пресвятой Богородицы, что на Горах, или просто, по-народному, Покровской-на-горах. Она была возведена на средства местных купцов и мещан в середине 1880-х годов, а в самом конце 19 века рядом с ней построили отдельно стоящую пятиярусную колокольню, а также здание церковно-приходской школы (ныне в ней расположена гимназия) и корпуса для священнослужителей.