Как видим, рассказ всё равно сворачивает "на архитектуру", но это неизбежно и предсказуемо: ведь дореволюционная купеческая (и не только) застройка - главное историческое достояние города...
Очень красив другой, более ранний, дом того же Шумилина (конец 19 века), известный также по имени первого владельца некоего Палемберга, напоминающий небольшой дворец:
Как же украшены даже те части фасада, которые мало кто видит!
Кучи гравия, подобные той, что видна на снимке, были разбросаны по всему городу – то укладывались новые тротуары. Это, конечно, здорово и правильно, но в процессе самих работ тротуары во многих местах Саратова отсутствовали в принципе: в лучшем случае на их месте были дорожки из того самого гравия, которые потом заасфальтируют, в худшем (впрочем, что из этого лучше - ещё большой вопрос, поскольку идти по камням в "ботиночках на тонкой подошве" - а в чём ещё ходить летом?! - очень проблематично, да и опасно для обуви) они представляли собой канавы, которые ещё только будут наполняться гравием, так что в большинстве таких мест народ за отсутствием реальной альтернативы просто шёл по краю проезжей части - и я, естественно, тоже.
Рельефный декор "с сюжетом" на местной "сталинке" постройки начала 1950-х годов:
Ещё один дом с угловым эркером (я уже показывал несколько таковых, правда, в целом сильно отличающихся друг от друга) построен в 1911 году на средства крупного купца и предпринимателя С. П. Петрова:
..........
Очередным маршрутным "маяком", показывающим, где надо свернуть на новую улицу, является здание бывшего Губернского казначейства, построенное в 1909-1910 годах, что любопытно - на месте деревянного цирка, сгоревшего в 1900 году.
А улица, по которой мы сейчас пойдём, сегодня носит имя Сакко и Ванцетти и до сих пор хранит атмосферу и колорит старого Саратова. История её очень интересная: ещё в начале 19 века на ней было всего две усадьбы, но уже к середине столетия улица приобрела нынешние границы. Сначала она называлась Дмитриевской - по фамилии жены советника казённой палаты Дмитриева, сделавшей большие пожертвования на постройку колокольни нового собора. Но ... людская память недолговечна, и вскоре улицу стали называть Малой или Большой (кто как) Дворянской, поскольку на ней к тому времени поселилось много благородных семей.
Дмитриевская-Дворянская улица частично проходила по тому месту, где находились прядильные и канатные мастерские, отходами работы которых была так называемая костра, или кострига - одревесневшие части стеблей прядильных растений, которые выбрасывали прямо на улицу, которая по этой причине приобрела новое имя - Большая Кострижная. Название могло смениться ещё раз, но в 1911 году "в верхах" отклонили ходатайство Саратовской городской думы о переименовании улицы в честь недавно скончавшегося Льва Толстого, имевшего тогда неоднозначную репутацию. Зато когда в 1927 году в США казнили "борцов за права рабочих" с мутной историей Сакко и Ванцетти, их имена пришлись советским властям по нраву, и улица приобрела своё сегодняшнее имя...
На заднем плане снимка видна наиболее красивая часть дома купца А. И. Крафта, сооружённого в самом начале 20 столетия.
А самым необычным на бывшей Дворянско-Дмитриевской улице является Дом А. А. Тилло - единственное в Саратове здание (не считая новой мечети) в мавританском стиле, построенное в середине 19 века купцом П. Ф. Тюльпиным, который прожил в нём очень недолго и продал дом своему родственнику, вице-губернатору Саратова, А.А. Тилло - переселившемуся в Россию представителю французского дворянского рода, чьё полное имя звучало так: Адольф-Вильгельм-Пауль Андреевич (правда, по другим данным дом был построен для самого Тилло уже в 1901 году).
В 1910 году Тилло начал строить для себя новый дом, а первый, о котором мы и говорим, передал в дар Саратовской учёной архивной комиссии, первым председателем которой ещё в 19 столетии был он сам, с условием организации в нём мемориальной комнаты недавно убитого П. А. Столыпина, память о ком в Саратове ещё была свежа (он занимал пост губернатора до 1906 года). А в 1913 году в особняке Тилло открылся уже полноценный музей Столыпина, и выглядел он так: