Красноярск+Томск
На мой теоретический взгляд (основанный на проработке, который обычно % на 90 совпадает с практическим), Иркутск намного интереснее Красноярска
Вместе по всему миру |
Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » На улицах Саратова ... не только золотые огни
Красноярск+Томск
На мой теоретический взгляд (основанный на проработке, который обычно % на 90 совпадает с практическим), Иркутск намного интереснее Красноярска
* * * * * * * * * *
Наш основной маршрут по саратовским достопримечательностям (всё, что было до сих пор, можно назвать лишь преамбулой, увертюрой) начинается на исторической Большой Казачьей улице. В 18 столетии в строительстве сторожевых линий на Волге участвовали переселявшиеся сюда донские и украинские казаки, которые жили либо в отдельных станицах, либо в казачьих слободах на окраинах городов, в том числе - и в Саратове. На месте этого поселения впоследствии появилась улица, прозванная в народе Большой Казачьей. Правда, городским властям такое название не понравилось, и улицу переименовали в Театральную, поскольку она начиналась недалеко от драматического театра. В советское время она носила имя Кутякова, а в 1991 году ей возвратили первоначальное название.
На пересечении Большой Казачьей и Астраханской находится интереснейший архитектурный комплекс, с которым связана история становления электрического освещения в Саратове и городского общественного транспорта. В начале 20 века по соглашению с Городской управой работы по замене старой доброй, но уже устаревшей конки на трамвай были поручены хорошо известной в Европе компании - Бельгийскому обществу устройства трамваев. В "пакет" договорённостей также входило создание электрической станции, энергия которой использовалась бы не только для нового транспорта, но и для централизованного городского освещения и нужд промышленных предприятий.
Одновременно с запуском трамваев началось строительство трамвайного парка и электростанции, образовавших большой комплекс зданий в стиле модерн. В него также входили депо, кузница, вагонные мастерские, больница, общежитие, контора и квартира управляющего. Примечательно, что "бельгийская" электростанция являлась основным источником электроэнергии для города вплоть до введения в строй Саратовской ГРЭС в 1930 году.
Сейчас на территории бывшего трамвайного парка располагается администрация саратовского электротранспорта ("Саратовгорэлектротранспорт"), продолжают работать ремонтные мастерские и тяговая электроподстанция, а его самые красивые сооружения включены в перечень объектов культурного наследия регионального значения. Хотя увидеть большинство из них можно только через забор:
А это просто жилой дом советской эпохи в стиле сталинского ампира:
..........
Пройдя ещё пару кварталов, мы выходим на площадь Кирова, в центре которой стоит церковь Митрофана, епископа Воронежского. Она находится недалеко от того места, где в 1838 году была построена каменная церковь Вознесения Господня, один из приделов которой был освящён в честь святителя Митрофана Воронежского, чьё имя также получила сама площадь и расположенный на ней базар, бывший к началу 20 века самым большим в Саратове. Напротив неё находился двухэтажный причтовый дом для трёх священников, дьякона и трёх псаломщиков.
В советские годы церковь была разрушена, а вот дом причта уцелел - в нём долгое время размещалась кафедра микробиологии, вирусологии и иммунологии Саратовского медицинского университета. Сама же Митрофановская площадь была переименована и получила имя сначала Н. Г. Чернышевского, а потом С. М. Кирова.
В 2005 года церковь начали восстанавливать, причём, что любопытно, её основой стал бывший причтовый дом, над которым установили купол, а рядом пристроили колокольню. Так что нынешний Митрофановский храм, с одной стороны, можно назвать новодельным, а с другой – вроде, как и не очень... Но смотрится он и красиво, и колоритно:
Памятником советского прошлого является трёхзальный (!!! - по-моему, в то время даже в Москве такого не было) кинотеатр "Победа", открытый в 1955 году к 10-летию окончания Великой Отечественной войны:
А вот уже полный новодел, но вполне симпатичный - "панно" с часами на фасаде торгово-развлекательного центра в южной части площади:
Ещё одним историческим сооружением на бывшей Митрофановской (ныне, напомню - Кирова) площади является Крытый рынок, построенный в стиле модерн в 1916 году. Интересно, что его автор - городской архитектор В. А. Люкшин - предварительно побывал в Одессе, Риге, Санкт-Петербурге и Москве, где осматривал тамошние рынки, перенимал опыт, и только после этого, обобщив впечатления от увиденного, приступил к созданию своего проекта. Новый рынок был не просто зданием: при его строительстве использовались самые передовые технологии того времени (Саратов в те годы считался "столицей Поволжья", так что "положение обязывало"): в подвале разместили холодильные камеры, для подъёма продуктов предусматривались электрические лифты, на рынке было и электрическое освещение, и центральное отопление, и вентиляция. Любопытно, что ещё во время строительства в подвалах размещались эвакуационные госпитали (шла Первая мировая война).
Большое внимание уделялось и внешнему оформлению: тут и лепной декор, и губернский герб, и атланты...
Согласно городской легенде (которая на 99% является именно легендой, фактами не подтверждённой), у торца рынка устроили специальную нишу, в которую богатые люди города могли положить драгоценности в качестве пожертвования на "светлое будущее" главного торгового центра Саратова. В этой нише их (ценности, а не людей!), якобы, замуровали, и в течение нескольких дней, пока бетон не затвердел, рядом с ней дежурил полицейский. Придумают же такое!
Сегодня рынок, являясь памятником архитектуры федерального, между прочим, значения, остаётся рынком, а ещё в начале 1920-х годов внутри, под центральным куполом, был установлен фонтан с бронзовыми фигурами двух девушек-крестьянок.
"Лицом к лицу" с Крытым рынком обосновался Саратовский цирк имени братьев Никитиных, который считается первым в России стационарным цирком (до этого цирки были странствующими: цирковая труппа кочевала из одного города в другой, устраивала на улицах или на площади представление и ехала дальше), будучи основанным в 1876 году. Правда, Русский цирк братьев Никитиных в Пензе появился тремя годами ранее, так что вопрос этот, как и о практически любом первенстве, спорный и неоднозначный. Справедливости ради нужно отметить, что пензенский цирк при всём желании трудно назвать стационарным по той простой причине, что находился он ... на льду реки Суры, где был поставлен шатёр (братья прибыли в Пензу за 6 дней до зимней Никольской ярмарки, когда все земельные участки на торговой площади уже были распроданы).
Братья Дмитрий, Аким и Пётр Никитины родились в семье саратовского крестьянина Александра Никитина, игравшего на шарманке, и с детских лет давали представления на улицах в качестве бродячих артистов, но, обладая предпринимательской хваткой, стремились к большему - результатом чего и стало появление "никитинских" цирков почти в двух десятках городов России, включая Москву. Но первыми, повторюсь были "сезонный" цирк в Пензе и по-настоящему стационарный - в Саратове.
Вначале саратовский цирк находился на месте нынешнего кинотеатра "Победа", о котором я уже писал, и был деревянным, причём несколько раз перестраивался. В 1928 году его снесли "за ветхостью" и спустя 3 года возвели новое, уже каменное, здание, претерпевшее не одну реконструкцию, значительно изменивших его облик. Последнюю из таковых, длившуюся 3 года, я как раз и застал (она завершилась, если верить "Википедии", буквально через несколько недель - в начале июля), и это, видимо, и было причиной того, что красивый фонтан "Одуванчик" перед главным фасадом цирка, к моему огорчению, не работал, и вообще походил на стройплощадку.
Сам же фасад по бокам обрамлён оригинальными рельефными панно со сценками из цирковой жизни:
Напротив (на другой стороне улицы Чапаева) рынка можно увидеть красивейшее кирпичное здание, построенное в 1898-1899 годах. Оно принадлежало фармацевту А. Г. Фридолину, титулярному советнику и магистру фармации; второй этаж был отведён под жилое помещение, первый - под аптеку, а в полуподвале находились склады.
Главным украшением дома является расположенный над главным входом угловой эркер с полуарочным окном, покрытый сверху чёрной "чешуёй" из кровельной жести:
Интересны и четырёхколонные "греческие" портики с тремя окнами по обе стороны боковых фасадов:
В 1920-х годах "фридолинская" аптека была национализирована и стала обычной городской аптекой, каковой остаётся и сегодня.
* * * * * * * * * *
От площади Кирова отходит одноимённая улица, точнее - проспект, хотя этот статус ей подходит меньше всего, поскольку она не очень широкая, а с 1983 года - полностью пешеходная (она является одной из первых в СССР и России центральных пешеходных улиц: для сравнения, знаменитый московский Арбат стал таковым в 1985-86 годах, а старее неё в этом смысле только улица Ленина в Орле и Трёхсвятская в Твери).
В историческом плане проспект Кирова не очень старинный: он появился лишь в начале 19 века и сначала был "иностранным": в одной его части селились ссылаемые сюда пленные французы, в другой - немцы-колонисты, приглашенные ещё Екатериной II для освоения поволжских земель (от них пошла история немцев Поволжья, численность которых к началу 20 столетия приближалась к полумиллиону человек). В документах 1825 года улица уже называлась Немецкой, и она сохранила это имя вплоть до 1917 года, когда после Февральской революции по решению Городской думы её переименовали в улицу Республики.
Любопытно, что ранее, в 1883 году, Дума предприняла попытку назвать Немецкую улицу именем генерала Скобелева и отправила в Петербург соответствующее ходатайство. Саратовцы настолько были уверены, что столица их поддержит, что даже изготовили и вывесили на улице таблички с новым названием. Однако министр внутренних дел (тогда им был Д. А. Толстой) отклонил просьбу, и таблички вновь пришлось заменять на прежние.
Согласно нумерации домов, проспект Кирова начинается от площади Чернышевского, но мы с вами волею построенного мной маршрута пойдём с другого его конца и посмотрим всё в "обратном порядке".
Первый квартал проспекта не слишком примечательный; всё самое интересное и красивое начинается после его пересечения с улицей Вольской (по ней мы ещё пройдём отдельно). Тут, на перекрёстке, расположены два примечательных здания.
Одно - построенный в 1890 году дом П. А. Никитина, младшего из "цирковых" братьев, которых я упоминал выше, говоря о Саратовском цирке. Он выделяется угловым балконом-эркером округлой формы, выполненным в виде башни, а вход, расположенный под эркером, с обоих сторон украшен кариатидами (характерно, что не атлантами - чувствуется мужская сущность Петра Александровича:) ). Собственно, жилым был второй этаж, а первый сдавался под магазины, рестораны и конторы.
Другое - уже советское: Дом книги постройки 1937 года, интересное, прежде всего, угловым мини-портиком с двумя перпендикулярными арками, разделёнными массивной центральной колонной.
Сразу за ним на Вольской улице виден дом в стиле модерн постройки 1912 года. После революции в нём располагался клуб саратовского управления НКВД, а в 1937 году здание передали Саратовскому театру юного зрителя, основанному в 1918 году и считающемуся первым в мире театром, предназначенным для детей. В 2012 году (по иронии судьбы - в год его столетия!) особняк сильно пострадал от пожара, обрушилась кровля (хотя именно лицевой фасад полностью уцелел, и сегодня мы по-прежнему видим "оригинал") и ... начался привычный советско-российский долгострой, благо что сам ТЮЗ переехал в построенное годом раньше (как чувствовали!) новое здание. Правда, к моменту моего приезда дело всё же довели до ума, по крайней мере, по внешнему виду такое впечатление создаётся.
А мы, уже никуда не сворачивая, отправимся дальше по проспекту Кирова:
Вот как раз скульптурная композиция "Огней так много золотых", посвящённая знаменитой песне из кинофильма "Дело было в Пенькове", снятом в 1957 году:
Самое монументальное здание на бывшей Немецкой (не считая, конечно, консерватории, о которой речь впереди, но она - вообще отдельная "песня") - гостиница "Астория", строительство которой завершилось аккурат "к дате" - осенью 1917 года. Его "фишкой" являются установленные под самой крышей статуи средневековых рыцарей и гонцов, застывших "на низком старте" в полной готовности "рвануть" вперёд. Рыцари, якобы, символизируют защиту и исполнительность, гарантировавшиеся постояльцам отеля, а гонцы - готовность незамедлительно помочь гостям, в частности, встретить их и отнести в номер багаж.
Допускаю, что об этих статуях в городе ходят и другие легенды и, возможно, даже анекдоты...
После революции гостиница продолжила свою работу, в ней останавливались "непростые" гости Саратова. К примеру, в январе 1927 года здесь в течение пяти дней проживал В. В. Маяковский. А в 1956 году гостинице дали новое имя - "Волга".
Доходный дом купца К.Ю. Юрьева конца 1880-х годов с ажурным чугунным балконом:
Доходный дом купца Петра Бестужева, сооружённый на рубеже 19 и 20 столетий (третий этаж надстроили примерно в 1908 году, а крышу - уже в наше время). И тоже с "кружевным" балкончиком
Арт-дворик с кафе:
Доходный дом купца В. А. Красулина, построенный в стиле модерн в 1912 году:
Один из красивейших особняков на проспекте Кирова - доходный дом Е.С. Полякова середины 19 века с атлантами на фасаде:
Доходный дом хорошо известных в Саратове 19 века купцов Парусиновых был построен в 1899 году. На первом этаже сначала располагался ресторан "Столичный", а в 1907 году вместо него был открыт первый в Саратове синематограф - "Мишель", вмещавший 150 посетителей. Спустя 7 лет особняк расширили, что позволило увеличить зрительный зал до 650 мест, поэтому кинотеатр стал называться "Гранд-Мишель". Вот так звучала его реклама в местных газетах: "Кинотеатр «Гранд-Мишель» представляет шедевры русской и иностранной синематографии. Общая тишина и образцовый порядок; в фойе работает буфет. Трамвай во всех направлениях". Также в нём порой устраивались ночные сеансы европейских эротических фильмов.
С приходом советской власти кинотеатр был национализирован и вскоре переименован сначала в "Прожектор", затем - в "Культармеец", а потом в "Центральный". В 1990-е годы кинотеатр закрыли, а его место занял ночной клуб под ставшим уже историческим именем "Гранд-Мишель".
Одно из кафе удачно совместило анонс своего открытия с небольшим историческим "фотоэкскурсом":
Большое угловое здание на пересечении проспекта Кирова и улицы Горького впервые упоминается в 1853 году, как частный особняк генерала А. А. Македонского. После его смерти дом купил купец Н. А. Барсуков, который открыл в нём гостиницу. В конце 19 века новые хозяева построили третий этаж, а в 1902 году сменившие их владельцы - четвёртый, окончательно сформировав нынешний облик здания (тогда же гостиница получила название "Россия").
В советские годы бывшую гостиницу постигла печальная судьба многих старинных зданий: оставшись фактически бесхозной, она не реставрировалась и постепенно ветшала, а в 1995 году пострадала от пожара, лишившись, в частности, угловой башенки. Сегодня она находится в аварийном (можно даже сказать - супераварийном) состоянии и, несмотря на широкую огласку в прессе и требования общественности, продолжает "успешно" разрушаться...
Здесь начинается последний, но не менее интересный отрезок Кировского проспекта:
На переднем плане (слева) последней фотографии - украшенный двумя парами кариатид особняк, построенный в конце 1860-х годов купцом И. Н. Уфимцевым. Изначально он был двухэтажным, а третий этаж надстроил новый хозяин дома уже в 1908 году. Именно здесь останавливался французский писатель Александр Дюма во время своего двухдневного пребывания в Саратове (в 1858-1859 годах он совершил большое путешествие по маршруту Париж - Кёльн - Берлин - Штеттин - Балтийское море - Санкт-Петербург - Финляндия - Валаам - Санкт-Петербург - Москва - Нижний Новгород - Казань - Саратов - Царицын - Астрахань - Кизляр - Дербент - Баку - Тифлис - Поти - Черное море - Средиземное море - Марсель, после чего рассказал о своих впечатлениях в книге "Из Парижа в Астрахань. Свежие впечатления от путешествия в Россию"). Любопытно, что в наше время в подвале особняка действует лютеранская часовня святого Иоанна Богослова.
Двухэтажный дом в стиле модерн с отделанным кафельной плиткой фасадом был построен купцом И. З. Красовским в 1911 году:
На одном из домов можно увидеть мемориальную доску, посвящённую композитору и литератору Ивану Петровичу Ларионову, который после отставки в звании штаб-ротмистра (Иван Петрович закончил кадетский корпус в Москве и в течение 10 лет прослужил на воинских должностях) поселился в Саратове и стал музыкальным рецензентом в газете "Саратовский листок". Одновременно он много путешествовал по Российской империи, собирая русские народные песни (в итоге их набралось около 400), а в 1860 году написал музыку для фольклорного спектакля "Васильев вечер", исполняемого актёрами-любителями, в том числе - песню "Калинка", ставшую впоследствии всемирно известной.
Добавлю только, что мемориальная доска расположена как раз на том здании (проспект Кирова, 13), в котором работал "Саратовский листок".
Особняк купца Ф. Я. Дружинина конца 19 века с очень красивым декором фасада известен, прежде всего, тем, что в 1912 году его выкупила хорошо известная в то время московская хлебобулочная компания Д. И. Филиппова, поставлявшая свою продукцию к императорскому двору. В особняке были открыты пекарня, булочная и кондитерская, в которых продавалась продукция только высокого качества. Подписанное Филипповым рекламное объявление гласило: "Имею честь известить почтенную рублику, что на Немецкой улице в доме Смирнова можно получать всевозможные булочные, хлебные и кондитерские товары высшего качества. Всегда громадный выбор ежедневно свежих конфет, шоколада, пастилы, мармелада, тянучки, паты, помадки, тортов, карамели, пирожных, монпансье, печенья. Сухари всевозможных сортов. Принимаются заказы на мороженое, крем, пломбир, жжем, кулебяки. Придворный поставщик Филиппов. Москва, Санкт-Петербург, Царское село, Тула, Саратов" (упомянутый Смирнов - муж дочери купца, которая получила особняк в приданое).
После революции магазин Филиппова был национализирован, но продолжал выпекать и продавать хлеб, причём пользовался в городе большой популярностью (к примеру, здесь всегда можно было купить знаменитый саратовский калач, который сегодня найти очень сложно). Но уже в 2000-е годы булочная не выдержала конкуренции за очень "вкусное" место на главной городской улице и была вынуждена закрыться...
Любопытный факт: в 1924 году сам Филиппов, эмигрировавший в Бразилию, прислал в Саратов письмо с просьбой частично возместить убытки от потери имущества, но, естественно, получил вполне предсказуемый отказ...
Ещё несколько "уличных сюжетов" с проспекта Кирова:
Что касается мороженого, то не могу не отметить, что Саратов - один из тех городов, где можно купить продукцию знаменитой фабрики "Славица", с которой мы познакомились в прошлом году в Астрахани и остались от неё в полном восторге - как от ассортимента (одно только "Чак-чак" чего стоит! ), так и от цен, так что тем, кто приедет в Саратов, искренне советую обратить на мороженое "Славицы" особое внимание!
Одним из поволжских немцев, заселивших Немецкую улицу, был Иван Христианович Эрфурт, владевший одним из самых красивых особняков на нынешнем проспекте Кирова. Он был сооружён в конце 19 столетия (по другим данным - в 1900-х годах) в стиле эклектики, причём при его строительстве использовались два старых одноэтажных дома, находившихся на этом месте. Особняк украшен барельефами и "непарным" (то есть не имеющим симметричного аналога с другой стороны) крылом в правой части фасада с каменным балконом, обрамлённым тоже каменными колоннами.
"Плечом к плечу" с Домом Эрфурта расположен особняк купца второй гильдии С. Е. Замоткина, построенный в середине 19 века и декорированный вазами в 1895 году. В 1903 году в нём состоялась одна из первых в Саратове демонстраций синематографа, а спустя 3 года здесь открылся синематограф "Патэ", позже переименованный в "Биоскоп".
Напротив него высится жилой дом постройки 1956 года - тоже по-своему интересный:
Мы заканчиваем прогулку по пешеходному проспекту Кирова, оказавшись ... в его начале (формальном). И здесь находятся одни из самых-самых (во всех смыслах!) достопримечательностей Саратова, но они достойны отдельного разговора и отдельной главы в рассказе
РЖД обещает решить эту проблему к 2024 году, после чего Тамбов (а через него и интереснейший для туризма Елец) станет "ближе" к столице.
Не совсем поняла ход мысли – в Елец через Тамбов? Это же такой крюк. Зачем, когда можно напрямую?
Григорий Осипович Засекин, о жизни которого известно на удивление очень мало. Но история сохранила и донесла до нас основные вехи его военной карьеры: служба на командных должностях в крепостях Корела и Орешек во время русско-шведской войны, участие в Ливонском походе, воеводство в небольших, но стратегически важных пограничных городках.
Вот он, князь, правда "из Самары", поскольку в Саратове памятника ему пока ещё нет (наверняка когда-нибудь будет!)
Какая богатая биография и обширная география деятельности. Да, недооцененная личность!
НАВИГАТОР по рассказам о России | Рассказы: Россия | 2024-11-19 |
Самара. Путешествие в купеческую Россию | Рассказы: Россия | 2022-04-04 |
От Волгограда до Казани: целых 5 гештальтов | Курилка | 2023-02-09 |
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » На улицах Саратова ... не только золотые огни