Оля, я так и не понимаю, почему всем тут доставались толпы. Видимо, народ подтягивался только к 12 часам, когда мы уже покинули МСМ.
Это южное крыло трансепта, внутри под ним крипта св. Мартина, крыло на нее опирается.
В церкви Св. Стефана устроена небольшая экспозиция , где на макетах показано как создавалось аббатство. Надо отметить, что на самом деле все сооружение намного сложней, чем это можно представить по приведенным выше схеме и плану. Это многослойная и многоярусная конструкция, которая непостижимы образом вгрызается в скалу.
Сначала это была небольшая дороманская церковь 10 века Нотр-Дам-су-Тер.
Затем решил построить храм побольше. Строительство церкви было начато в новом для того времени романском стиле под руководством аббата Гильома де Вольпьяно. Средства для её строительства дал в 1022 году герцог Нормандии Ричард II с целью привлечь сюда паломников. На вершине гранитного конуса не было площадки, на которой могло бы разместиться здание с запланированной длиной 70 м, и потому архитекторы приняли решение опереть почти весь западный неф церкви на церковь Нотр-Дам-су-Тер. Непосредственно на скале, на верхнем уровне была поставлена крестовина трансепта (1032—1048 годы) и хор.
Ее средокрестие опирается на скальную породу, а неф и хор опираются на здания нижних этажей. Северное крыло трансепта опирается на крипту «Богоматери с тридцатью свечами», а южное — на крипту св. Мартина, сохранившуюся почти целиком за исключением почти полностью утраченной живописи. Несмотря на то, что эти крипты построены лишь для поддержки крыльев трансепта, они используются при богослужениях как капеллы. В 1084 году было закончено строительство и нефа , который был в то время на три пролёта длиннее, чем сейчас. Северная стена нефа относится к 1084 году.
Затем последовали обрушения стен и пожар, в результате чего лишь в середине XII в. церковь была закончена путём возведения венчающей крестовину башни. Тогда же была возведена Южная стена.
За всё время существования аббатства самые существенные изменения в него внёс Роберт де Ториньи (1154–1186), бывший аббатом во второй половине XII века. Он и закончил строительство романской части аббатства путём возведения на западном фасаде здания двух башен (1184 год). К началу следующего века было закончено и строительство Большой лестницы (Grand Degre‘), ведущей к новому входу в аббатство с восточной его стороны.
Во время Столетней войны никаких строительных работ в аббатстве не велось, но уже в 1453 году настоятель Вильгельм д’Эстутевиль, бывший одновременно епископом Руана, решил построить новую церковь в современном ему стиле «пламенеющей готики». Работа закончилась в 1521 году. Были разрушены романские хоры и построены новые в стиле «пламенеющей готики». И потому в современном виде церковь аббатства соединяет в себе средневековый романский трансепт и принадлежащие уже новому времени хоры.
И на последнем макете мы видим аббатство в нынешнем виде, после его реконструкции кона 19в. с неоготическим шпилем.
Из церкви мы вышли на Западную террасу. Она образовалась на месте части романского нефа церкви. В 1776 году, когда возникла опасность обрушения первых трёх пролётов нефа, их просто уничтожили, закрыв неф классицистическим фасадом, ставшим предвестником возникшего столетием позже неороманского стиля. Благодаря этому перед главным порталом церкви образовалась обширная терраса. За парапетом террасы видны крыши "Чуда"
Вид от террасы на мост. Толп народа, стремящегося к острову пока не видно.
Это странное пространство залива, не море и не суша
И с этой террасы мы видим главный западный фасад церкви, только что упомянутый неоклассический фасад 18 века.