«Потаенное судно» Ефима Никонова
На берегу Сестрорецкого Разлива возле церкви св. апостолов Петра и Павла установлен памятник-макет «Потаённого судна», ставшего прообразом первой российской подводной лодки.
В 1719 г. 29-летний безграмотный крепостной крестьянин Ефим Никонов подал письменное прошение на имя Петра I. Челобитную составил местный писарь за символическую плату. В прошении Ефим указал, что хочет создать «потаенное судно», которое могло бы незаметно подкрасться к вражескому кораблю и потопить его.
Идея настолько приглянулась царю, что тот немедленно вызвал Никонова в Петербург. Сперва царь предложил Никонову сделать уменьшенную версию подводной лодки: «не в такую меру, которым бы в море подойтить под корабль, но ради показания и в реке испытания».
31 января 1720 г. был подписан официальный указ на строительство «Модели». При написании названия судна писарь допустил ошибку в одной букве - судно стало назваться «Морель». Никонов получил неофициальное звание «мастер потаенного судна». В помощь Ефим мог взять лучших мастеров с петербургской верфи.
Точного описания лодки нет, однако по имеющимся данным можно создать общую картину. Субмарина была сделана из дерева и внешне походила на большую бочку. В длину она была 3,5 м, а в высоту около 2 м. Для погружения под воду на днище лодки имелись кожаные мешки, в которые поступала забортная вода. Для того, чтобы судно могло всплыть на верх, вода откачивалась с помощью ножного насоса. Сверху субмарины имелось отверстие для выхода водолаза. В качестве движителя использовались обычные весла. Для поражения вражеского корабля в носу лодки планировалось установить огнемет. Подводная лодка должна была незаметно подойти к цели и всплыть. Далее применялся либо огнемет, который бы поджег деревянный корабль, либо спускался водолаз для повреждения днища вражеского судна. Параллельно с «потаенным судном» Никонов также разработал первый прототип водолазного костюма.
Петр I часто посещал Ефима, вносил корректировки и всячески подбадривал. Строительство было окончено в марте 1721 г., но первое испытание прошло только весной 1724 г. Никонов являлся командиром экипажа из четырёх человек. К сожалению, первая попытка прошла неудачно. Лодка слишком резко пошла на дно, повредила днище и дала сильную течь. Хорошо, что никто не погиб. Инновационная разработка не удовлетворила членов адмиралтейской коллегии, но царь продолжал верить в идею Ефима. Он приказал мастеру укрепить корпус для последующих испытаний и повелел, чтобы ему «никто конфуза в вину не ставил».
Субмарину достали со дна, и Никонов приступил к доработке проекта. Из-за ухудшения самочувствия Петр I стал редко появляться на верфи, но до самой смерти верил, что у «потаённого судна» есть будущее.
Повторные испытания прошли уже после смерти царя. Три раза «Морель» погружалась под воду и все три раза неудачно. Корпус субмарины неизменно давало течь.
В 1728 г. Адмиралтейская коллегия приказала закрыть проект, а Никонов был разжалован из мастеров в обычные плотники и отправлен в Астраханское адмиралтейство.
"Потаённое судно" многие годы хранилось «от чужого глазу» в закрытом сарае, пока совсем не истлело.
Существуют материалы, в которых утверждается, что испытания модели проходили на Сестрорецком озере. Именно поэтому в 2009 г. здесь был установлен этот памятник.
Рядом поставили камень с надписью: «Испытание «потаенного судна» Ефима Никонова в присутствии Петра I, 1721 г."
А в 2007 г. в поселке Пионерский (бывш. Покровское-Рубцово) в Истринском районе Московской области, был поставлен памятник Ефиму Никонову, который был родом из тех мест. Автор монумента известный московский скульптор Алексей Викулов. Может быть, кто-нибудь из вас там был и видел этот памятник.