..........
Чуть выше, если помните, я назвал Дом Чирахова самым красивым зданием Симферополя. Наверное, это всё же не так, потому что есть ещё одно сооружение, которое ему, как минимум, не уступает - это караимская кенасса, построенная в 1890-х годах. Но прежде чем перейти к ней самой, нужно хотя бы в двух словах сказать о том, кто такие караимы и что такое караимизм, причём сделать это максимально просто и понятно, не влезая в "чащу" теологических дебрей (а они таковые и есть). Если совсем коротко и упрощённо, то караимизм - это возникшее в 8-9 веках религиозно-духовное течение, основанное на Ветхом Завете и Моисеевом законе, своего рода - ответвление иудаизма, последователи которого считают "чистый" раввинистический иудаизм отклонением от изначального учения. То есть (опять же, очень грубо) караимизм соотносится с иудаизмом примерно так же, как протестантство к католицизмом. Вот как-то так:) Ну а с караимами теперь уже совсем просто - сначала так называли тех, кто исповедывал караимизм, а впоследствии это название перешло на целую этническую группу, происходящую от тюркских кочевников (по этому вопросу, если почитать, тоже "тёмный лес" и полное отсутствие какого-либо единомыслия), безотносительно к их вероисповеданию. Кенасса же - это кераимский молитвенный дом, примерный аналог иудейской синагоги (многие из них раньше тоже так назывались). Кстати, одна из самых красивых европейских кенасс находится в Вильнюсе - кто будет, обратите внимание!
Симферопольская кенасса была построена на средства местной караимской общины и архитектурно являет собой причудливый "микс" мавританского, византийского и готический стилей. К сожалению, увидеть её полностью практически не удалось, потому что кенасса реставрируется (что непонятно, поскольку на совсем недавней фотографии 2018 года в "Википедии" она выглядит очень "товарно") и окружена закрытой оградой, а также высокими деревьями с густыми кронами (в следующем, "бахчисарайском" разделе я покажу её макет из тамошнего Парка миниатюр).
Тут нет "единственно хорошего" ракурса: каждый добавляет что-то новое, но при этом и в чём-то теряет... Но в совокупности, думаю, они хотя бы в общих чертах передают полёт фантазии архитектора
Очень интересное сооружение в старом городе - закрытый ныне бывший кинотеатр "Родина", построенный в 1927 году на территории усадьбы крымского татарина Измаила Муфти-заде, полковника и депутата Государственной думы, "для проведения культурно-просветительской работы" в "татарском квартале" (тогда он назывался кинотеатром имени Субхи и был рассчитан, между прочим, на 680 мест). В качестве кинотеатра "Родина" (это имя появилось после депортации крымских татар) прослужила до 1990-х годов, потом была передана банку, затем - крымскотатарскому фольклорному ансамблю "Крым", а сейчас это здание с необычной архитектурой пустует, но, что ещё хуже, ветшает практически на глазах...
Растительный орнамент в виде, как я понимаю, колосьев, на фризе фасада:
Когда мы шли здесь, на многих улицах старого города валялись обрезанные ветви деревья, причём эти деревья в основном были ... грецкими орехами. Ага, вот так запросто на улицах растут бесхозные и, по сути, никому не нужные грецкие орехи:) Срезали их, естественно, вместе с плодами, которые ещё не совсем созрели, но уже были вполне съедобными (знаете, такие "молочные"), так что мы набрали их, поели вечером в гостинице, а остатки даже привезли домой.
Ещё одна историческая мечеть старого города - Сейит-Сеттар. Я умышленно назвал её именно так (исторической), а не старинной - и даже не потому, что она на три с лишним столетия моложе Кебир-Джами. Дело в том, что "старая" мечеть была снесена в 2014 году, а через 2 года отстроена заново, причём уже в совершенно новом, классическом турецком облике.