Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме!
Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы.
Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений.
Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите.
Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку.
Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.
Уже снаружи - один из служебных флигелей и бассейн рядом с ним:
Фрагмент декора одного из фасадов:
Упрощённая и немного видоизменённая (в частности, к традиционному "воронцовскому" щиту с расположенными по диагонали двумя розами и лилией между ними добавлен ещё один с тремя горизонтальными полосками) стилизация фамильного герба графов Воронцовых:
"Английский" фасад хорош, даже очень хорош, но ещё больше я предвкушал увидеть южный, мавританский - всё-таки восточная вообще, а мусульманская архитектура, пусть даже нео, как здесь, в особенности - моя слабость и самая большая любовь в этом виде искусства. Но ... тут ожидал облом, сравнимый, разве что, с туманом на Ай-Петри (и я даже не знаю, какой оказался болезненнее для меня...). Дело в том, что с открытой территории дворец с этой стороны почти не виден, а вход на парковые террасы, примыкающие к южному фасаду, разрешён только по билетам (так называемая экспозиция "Скульптуры Южных террас"). И я бы с радостью купил их, даже не глядя на стоимость (в таких случаях она глубоко вторична: если уж ты поехал куда-то ради чего-то, то подразумевается, что ради этого "чего-то" ты "за ценой не постоишь"), но очереди в кассы (причём большинство стоящих в них явно хотели попасть в сам дворец, судя по почти полному отсутствию людей на террасах) отбили всякую мотивацию стоять в них, с моей-то фобией на любые очереди... Нет, ну правда, можно же было сделать при входе на террасы отдельную кассу (пусть даже с наценкой по аналогии с покупкой билета у водителя городского автобуса - варианты при желании найти можно), учитывая, что в процентном отношении туда идёт намного меньше народа...
Вот то, что я так хотел увидеть вживую, и не увидел (макет из бахчисарайского Парка миниатюр):
А дорожка, идущая по свободной территории, не только отдаляется от дворца, что было бы ещё полбеды, но и уходит вниз по склону, и прекрасный южный фасад совершенно теряется из виду...
Ну не задался день с самого начала, что тут поделаешь...
На этой печальной ноте я и закончу рассказ о великолепном Воронцовском дворце. Напомню лишь тем, кто собирается посетить его, где смотреть актуальную информацию о режиме работы: https://worontsovpalace.org/rezhim-raboty .
И не как город "морской славы" к этому я как раз тоже равнодушна, а в целом своим положением, устройством, укладом. Что он в разных уровнях, что столько разных бухт, по которым как маршрутки снуют паромчики, что большой и какой-то светлый.
такие же впечатления
izwara написал(а):
А вот Ялта мне не нравится. Оставила ощущение какого-то бардака и базара.
поддерживаю! кстати, это колесо на фото - санаторий "Курпаты"
Находится этот санаторий всего в восьми километрах от Ялты, в посёлке Курпаты. Построено здание в 1985 году, совместно с чехословаками. На то время входил в рейтинг 50 самых оригинальных зданий мира!
в Ялте для меня стали открытием три дворца, первый уже поминаемый дворец бухарского хана, который посмотрели из-за забора, и еще два дворца, очень славных, встроенных в санатории
первый (кажется, санаторий Минобороны, почти полностью разваленный, по дороге в Массандру)
и второй, этот, кажется, заваливается, половина ступеней провалилась и дальше проволокой все затянуто
Массандровский дворец - это типичное французское шато
в 97 году мне такое в голову не приходило, мы тогда во Франции не были еще а сейчас вышли с мужем ко дворцу и оба в голос - долина Луары прямо))
savl написал(а):
То есть сама дорога во многом уникальна, но у неё есть большой минус: её пропускная способность. На каждом из двух участков канатки для обеспечения равномерности нагрузки работают всего по две кабинки, которые вмещают около 40 пассажиров, и в этом и таится загвоздка. Во-первых, желающих подняться неизмеримо больше: даже в конце второй декады сентября очередь выглядела внушительно (особенно днём, когда мы сами уже спустились) - а можно представить, что здесь творится в самый сезон... Тем более что организованные группы, которые тоже не обходят канатку стороной, имеют право приоритетного прохода (перед нами, к счастью, никто не влез). Наверху, кстати, ситуация примерно такая же, так что несколько часов суммарного стояния в очередях - цифра вполне реальная...
в ноябре, к слову, очереди не было, но мы торопились во дворец Орловых и не поехали есть еще пешеходные маршруты на день по подъему на гору, даже собираются группы желающих идти, собираемся в следующий приезд заранее понять, как идти и прокрасться
savl написал(а):
Беда пришла примерно посреди финишного отрезка: как самолёт при посадке в сильную облачность, кабинка "вдруг" окунулась в плотную чёрную дымку, которая вмиг разделила нашу поездку на "до" и "после". Побережье и весело играющее в солнечных лучах море моментально скрылись из виду, унося с собой последние надежды и иллюзии...
ничего себе!
savl написал(а):
Проход по мосту оставил сложные ощущения
да ужас, в не мост! дощечки скользкие на вид, ограждение никакое, булькнуть вниз как нечего делать!
запуталась, что за виды Воронцовского с мавританской стороны особые, это?
кстати, обратите внимание на несколько скифских каменных баб с этой стороны в парке, раньше не помню их
И всё же судьба оказалась благосклонной ко мне, компенсировав упущенное в Воронцовском дворце уже во дворце следующем - Дюльбере, который стал "серебряным призёром" моего рейтинга крымских дворцов (как я уже писал - после Воронцовского). Да и погода потихоньку начала налаживаться, так что градус впечатлений, наконец, медленно, но верно пополз вверх.
Если Массандровский дворец - "французское" шато, Воронцовский (такой, каким я его увидел) - поместье английского лорда или шотландского рыцаря, то Дюльбер, расположенный в посёлке Кореиз - бело-голубой уголок, типичный для Туниса или Марокко. Он был сооружён в 1890-х годах всё тем же (в своём рассказе я его не раз упоминал) архитектором Николаем Петровичем Красновым для великого князя Петра Николаевича Романова (внука царя Николая I), который оставил службу и поселился в Крыму после того, как заболел туберкулезом. Причём князь и сам принимал активное участие в разработке стилевой концепции будущего дворца, предложив Краснову свой эскиз. Его название (dulber), кстати, на крымско-татарском языке означает "прелестный" или "красивый", что, на мой взгляд, безусловно, верно, но только отчасти: я бы назвал его великолепным или восхитительным
Интересно, что в первые годы Советской власти "прелестный дворец" стал настоящей крепостью для находившихся в Крыму членов семьи Романовых, которых большевистский Ялтинский совет после начала немецкого наступления на Украину зимой 1917-1918 годов решил расстрелять. В то время защита "крымских" Романовых была поручена отряду матросов, которыми командовал комиссар Севастопольского совета Филипп Львович Задорожный, подчинявшийся напрямую центральным российским властям. Не получив в изменившейся обстановке новых указаний и продолжая выполнять поставленную изначально задачу, Задорожный распорядился собрать всех находившихся в Крыму представителей императорской семьи - великих князей Александра Михайловича, Николая Николаевича и Петра Николаевича с семьями, а также вдовствующую императрицу Марию Фёдоровну - во дворце Дюльбер, который из-за его архитектурных особенностей при необходимости было легче всего защищать. Сам дворец был дополнительно укреплён в рамках имеющихся сил и средств: к примеру, на зубчатых стенах расположились пулемётные расчёты. По иронии судьбы, в разработке планов обороны поместья севастопольскому комиссару помогал сам Великий князь Александр Михайлович, под командованием которого Задорожный служил в 1916 году, и теперь они поменялись ролями.
История сохранила разные мнения членов семьи Романовых о Задорожном: Александр Михайлович и Мария Фёдоровна отзывались о нём очень хорошо и даже с теплотой. Мария Фёдоровна даже заказала скульптору Г. В. Дерюжинскому, бывшему тогда во дворце, гипсовый бюст Задорожного (позже он был выставлен на Ялтинской художественной выставке 1918 года), а по окончании работ устроила обед в честь Задорожного. Более строго к комиссару относилась Великая княгиня Ольга Александровна, которая потом написала так: "Это был убийца, но человек обаятельный. Он никогда не смотрел нам в глаза. Позднее он признался, что не мог глядеть в глаза людям, которых ему придётся однажды расстрелять. Правда, со временем он стал более обходительным".
Как бы то ни было, ялтинские большевики так и не решились штурмовать дворец, и отряд Задорожного охранял Романовых до их отъезда в эмиграцию весной 1919 года. А в самом дворце через 3 года был открыт санаторий, позже получивший название "Красное знамя", каковым - но уже под своим историческим именем – он остаётся и сегодня ( https://sk-dulber.ru ). Правда, посетить его территорию (без захода внутрь корпусов), в отличие от ялтинского Дворца Бухарского эмира, можно без проблем, как индивидуально, так и с экскурсией – в дневные часы и за плату ( https://sk-dulber.ru/price/preyskurant- … nye-uslugi , в цену входит пользование пляжем). Деньги, конечно, не копеечные, но и не такие уж большие, а память останется навсегда. Главное - что это возможно в принципе
Атмосфера Востока чувствуется ещё снаружи, при входе на территорию дворца-санатория:
Даже общая схема и утилитарные таблички-указатели выполнены в стиле арабской каллиграфии:
........
Самое живописное место дворца Дюльбер - площадь перед главным фасадом с круглым бассейном, окружённым высокими пальмами, в центре:
Центральный вход оформлен в виде типично восточного портала с нишей-айваном:
Верхняя часть ниши украшена традиционным "сталактитовым" декором:
Если приглядеться (цветовой контраст не слишком сильный), то арабеска над входом представляет собой не просто орнамент, а каллиграфическую надпись на арабском языке, которая переводится как "Да благословит Аллах вошедшего сюда":
Любопытно, что на портале второго корпуса, сооружённого в общем восточном "тренде" (что приятно и правильно!) уже в 1938 году, есть внешне похожая надпись, тоже в арабском стиле, но уже на русском языке, хотя чтобы прочесть её, надо сильно присмотреться и ещё сильнее постараться. А написана там одна из "парадных" статей советской Конституции: "Граждане СССР имеют право на отдых".
Очень красиво "вписан" в окружающее пространство, в общем-то, сам по себе довольно простой, но обаятельный бассейн с центральной женской статуей:
Сбоку, в зарослях плюща, установлен пристенный фонтан тоже в типично восточном стиле. Правда, судя по фотографиям в интернете, он явно нуждается в реставрации (голубого декора на нём должно быть намного больше):
Как и полагается Востоку, дворец Дюльбер лишён симметрии: ни один фасад не похож на другой, и если обойти его со всех сторон, можно увидеть новые и новые декоративные элементы, одни более красивые, другие чуть менее, но атмосфера, дух и стиль выдержаны везде. Для любителей восточной архитектуры это настоящее пиршество для глаза и души, это настоящий уголок арабского (и не только) Востока! (особенно в ситуации, когда "настоящий" Восток оказался "временно недоступен"...)
Современные элементы тоже под стать общей стилистике, как говорится, "от настоящих не отличить":
..........
На террасах, спускающихся от дворца к морю, разбит большой парк с множеством живописных уголков, диковенными даже для Крыма растениями, водоёмами, фонтанами, лестницами, скульптурами и беседками. Вот только некоторые из них:
На одной из террас, служившей главной площадкой для приема гостей, расположен ещё один, не менее красивый фонтан, только вместо грациозной обнажённой дамы в его центре установлена скульптура взлетающего лебедя:
"Лебединую" тему обыгрывают и явно современные скамейки вокруг фонтана:
Один из многочисленных видов, открывающихся из парка, на Черноморское побережье:
...........
Закончу я этот раздел тем же, с чего и начал его: дворец Дюльбер - это абсолютный шедевр , как сам по себе, так и в "дворцово-парковом" формате, равных которому - по крайней мере, у нас в России - надо ещё хорошенько поискать. Кстати, сейчас, пока я писал про него, попутно освежая уже немного "слежавшиеся" впечатления, мне впервые в жизни захотелось съездить ... в санаторий (я, конечно, же, имею в виду Дюльбер). Я даже "пробил" на его сайте примерную цену вопроса и с удивлением обнаружил, что она оказалась не заоблачной (речь, конечно, идёт не о пляжном сезоне). Так что ... кто знает?!
Я даже "пробил" на его сайте примерную цену вопроса и с удивлением обнаружил, что она оказалась не заоблачной (речь, конечно, идёт не о пляжном сезоне). Так что ... кто знает?!
мы, кстати, в то же вечер пробили цену))) даже в спальне императрицы можно пожить в санатории, к слову, крытый бассейн, в ноябре там много народу купалось, так что он не простаивает даже в несезон мне Дюльбер тоже очень понравился, и до поездки я и не подозревала, как много в Крыму дворцов
Следующим пунктом маршрута, правда, условным (по ситуации) стояла усадьба Романтическая Александрия с неоготическим дворцом графини Паниной. "Чистого" метража до неё от Дюльбера было сравнительно немного - около километра, но когда я посмотрел на гору, на которой она находилась, и осознал реальную "цену вопроса", то понял, что "ситуация" сама решила всё за нас и поставила все точки над "и": решимости карабкаться наверх уже не было. Поэтому мы вновь сели (практически взяли штурмом) в уже привычный автобус и отправились к мысу Ай-Тодор, где на выступающей в море скале расположена самая, пожалуй, знаменитая и уж точно самая "открыточная" достопримечательность Крыма - замок "Ласточкино гнездо". Изначально я к этому не стремился, так вышло "само", но, наверное, очень символично, что я именно им заканчиваю свой "крымский" рассказ
Согласитесь, ну что знали о Крыме обычные - то есть никогда там не бывавшие и не проявлявшие особого интереса - люди в советские времена (да и сейчас это, думаю, не сильно изменилось)? Бахчисарайский фонтан? Ну... отчасти так, но, скажем честно - всё же далеко не все, поскольку знания произведений Пушкина у многих ограничивались школьной программой, и даже среди тех, кто слышали о нём, уверен, не каждый знал, где этот самый Бахчисарай находится. Керченские катакомбы? Вряд ли "Улица младшего сына" была настольной книгой у многих. Оборона Севастополя? Да, но сейчас я говорю не о событиях, а о достопримечательностях. Вот и получается, что познания о Крыме сводились в основном к двум местам: лагерь "Артек" (уж про него-то точно знали все) и "Ласточкино гнездо", фотография которого, вырезанная из цветного журнала, была на видном месте во многих дома.
"Ласточкино гнездо" в том виде, который каждый из нас, даже не бывавший в Крыму, знает с детства, было построено в 1912-1913 годах одним из тогдашних, как сейчас мы сказали бы, олигархов - С. К. Рахмановым, представителем старинного российского дворянского рода и членом одной из самых богатых в то время семей Москвы. Но романтическое имя замка появилось ещё раньше: так называли дом (тоже с башней, но выглядевший совершенно по-иному), сооружённый на этом месте в конце 19 столетия прежним владельцами этого каменистого участка на мысу. Кстати, название мыса (Ай-Тодор) в переводе с греческого языка означает "Святой Фёдор (Феодор)", поскольку когда-то здесь находился монастырь Феодора Стратилата. Так что место сие, как иногда говорят в народе, намоленное - может, именно это и помогло "Гнезду" уцелеть при землетрясении 1927 года, когда в скале под замком, носящей в честь богини утренней зари красивое имя Аврорина, образовалась глубокая трещина (её укрепили лишь в конце 1960-х годов), часть скалы и вовсе рухнула в море, но сам замок пострадал незначительно (частично была разрушена главная башня).
Если вы приехали сюда на автобусе (всё те же 102 и 132), то сразу возле остановки (она, разумеется, тоже называется "Ласточкино гнездо") оборудована первая из нескольких смотровых площадок, с которых открываются панорамы замка:
Отсюда к замку можно пройти по ведущей вниз довольно крутой лестнице, которая начинается чуть дальше от смотровой (метрах в 20). По мере спуска угол видения "Ласточкиного гнезда" немного меняется, хотя в целом ракурс остаётся примерно тем же самым:
С другой стороны видна тоже довольно живописная панорама побережья с скалой "Парус" чуть вдали:
И всё вместе обзорно:
На всякий случай напомню, что виды на "Ласточкино гнездо" с воды я уже показал выше в "ялтинском" разделе, когда рассказывал о морской прогулке. Вот только один из них:
Сегодня замок является музеем, его можно посетить в часы, указанные на сайте https://lasto4kinognezdo.ru ( -- ), но мы в него не пошли, "запала" уже не хватило. Я не считаю это решение правильным (как и неправильным), мне очень понравился вид на "Ласточкино гнездо" с его задней стороны (уже с уровня самой скалы), тем более что после обеда именно он получается идеально "по солнцу", но что сделано, то сделано, и сожаления уже излишни. Может быть, если мы действительно когда-нибудь приедем в санаторий "Дюльбер", то восполним эту "недостачу" и "оближем" "Гнездо" со всех мыслимых и немыслимых сторон
Что ж, всему своё время, всё когда-то начинается и заканчивается, и вот теперь завершается, немного затянувшись, и мой "крымский" рассказ. Ещё раз скажу, что Крым мне очень понравился, настолько, что мы, едва вернувшись, запланировали новую поездку, и вчера я как раз купил билеты, что удивительно (опять же - ничего не подгадывая, всё вышло "само") - на те же самые даты:) Естественно, в фокусе внимания будут новые места: Судак и Феодосия (с возможным выездом в Керчь: уж больно мне хочется "потрогать" знаменитую церковь Иоанна Предтечи, считающуюся одним и старейших среди сохранившихся храмов России) с их классическими в туристическом плане окрестностями. Так что, бог даст, мы ещё свидимся в этом разделе (а если всё сложится нормально - то и не раз).
А сейчас я традиционно (но не дежурно!) благодарю всех, кто почтил вниманием этот рассказ, кто не пожалел своего времени на "обратную связь" в виде благодарностей, комментариев и мнений, и желаю всем здоровья, любви и терпения, ведь "...и это пройдёт" И, пользуясь случаем, в ожидании новой турецкой поездки приглашаю своих очных и заочных друзей и просто знакомых (и, конечно же, незнакомых тоже!) на новый рассказ - о прекраснейшем и удивительном, живописном и обаятельном городе, одном из не официальных, но самых настоящих "чудес России" - Суздале!