Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме!
Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы.
Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений.
Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите.
Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку.
Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.
В нём даже прудик с кувшинками и золотыми (точнее, красными) рыбками имеется:
Слева от пруда установлен маленький макет церкви Николая Мирликийского, возведённой на верхнем плато рядом с остатками крепости Каламита в 1905 году. К сожалению, храм пострадал при землетрясении 1927 года и через 5 лет был окончательно снесён.
Тут же и церковная лавка:
Новое "скальное" строительство:
Пещерные церкви объединены общим коридором, к которому ведёт вырубленная в скале лестница.
..........
Рассказ о Севастополе я заканчиваю (возможно, кто-то ожидал от меня другого Севастополя, но мы посмотрели именно то, что хотели, в рамках своих собственных предпочтений) на местной автостанции, где мы, уже купив билеты, ждём автобус на Ялту. На соседнюю платформу подошла маршрутка, следующая через Симферополь в Феодосию, которая по расписанию должна отправиться пятью минутами раньше, значит, и наш автобус (а точнее - примерно такая же маршрутка, которые в основном и курсируют между крымскими городами) вот-вот подойдёт. Так что следующая остановка - Ялта!
Монастырь красиво расположился у отвесного скалистого обрыва, на вершине которого и сейчас видны остатки древней византийской крепости Каламита 6 столетия:
красивый! надо в следующий приезд съездить! я видела его из поезда, пока ехали в Бахчисарай, очень заинтересовали эти пещеры а в Балаклаву не планировали? или потом?
Нет. Во-первых, не так уж она меня привлекала. Скажем так, на 3 по 10-балльной системе. А во-вторых, сам Севастополь был, своего рода, неким дополнительным "бонусом" (правда, как выяснилось, оказался балластом) на 1 день, и так мотаться между центром, Херсонесом и Инкерманом было непросто (это ж ещё утром надо было приехать из Ялты, а вечером в неё уехать), а Балаклава уж никак не вписывалась.
да, до нее ехать минут 40, неудобно, мы тоже день мотались между ней и Малаховым курганом собираются ее реконструировать и делать такую марину а-ля Монако, будет интересно потом посмотреть
Как-то незаметно для меня рассказ вышел на "финишную прямую", роль которой с самого начала была отдана Ялте. Писать о ней мне будет одновременно и приятно, и трудно: приятно - потому что Ялта - это замечательный, симпатичный и уютный город, в котором есть, что посмотреть, куда пойти и где погулять (а ещё, что для меня имеет большое значение - это "город с пальмами"), и я был очень рад, что выбрал именно её в качестве основной базы этой поездки. Конечно, жить в ней неделю или больше было бы перебором (но я вообще трудно представляю город, даже если это Стамбул, в котором смог бы без напряга прожить неделю), но для наших трёх "с хвостиком" (в виде вечера приезда) дней она пришлась в самый раз. А трудно ... тут ведь какое дело: обычно я пишу о городах, придерживаясь одной из двух схем: либо исхожу из достопримечательностей, выстраивая их по некоему "ранжиру", либо следую реальному маршруту "городского путешествия". В данном случае же обе схемы не срабатывают, поскольку совсем уж топовых "маст си" в Ялте, скажем прямо, нет, а вследствие того, что мы жили в ней несколько дней, то волей-неволей частенько проходили по одним и тем же местам, которые разбросаны по разным частям моей крымской "фотодобычи". Так что придётся как-то импровизировать:) Но в любом случае рассказ получится хаотичным, этаким коряво сложенным пазлом, и "пёстрым": фотографии дневные и солнечные будут перемежаться вечерними и предзакатными (последних даже больше, поскольку днём мы всегда куда-нибудь выезжали), так что не обессудьте... Я также хочу честно сказать, что мой рассказ о Ялте - совсем не обзор, "за кадром" осталось множество красивых мест и интересных сооружений, но в этот раз мы не ставили задачу "увидеть всё": скорее, это стало пристанищем для ошалевшей от событий этого (теперь уже того) года души и всех свалившихся на неё маразмов (с чем Ялта, в отличие от посещённого перед ней Калининграда, успешно справилась)...
Кстати, снимок, мне кажется, получился символичным: для многих Ялта начинается с автостанции, а в его застеклённом фасаде, как в зеркале, отражается очень характерный для города пейзаж
Начну же я с того, за чем в Ялту едет большинство: с моря. То есть, поскольку у меня нет обыкновения запечатлевать собственные купания - с морской набережной, по которой мы сейчас пройдём вдоль центральной части города. А уж сколько фильмов здесь было снято...
Типаж "живых скульптур" часто отражает исторические особенности места. Где-то Арлекин с Пьеро, а здесь, конечно, матрос Черноморского флота:
Двухмачтовый корабль, в котором сегодня находится ресторан - не бутафория, не туристический антураж, а настоящая шхуна с очень интересной историей. Она была построена в начале 1950-х годов и первоначально являлась обычным рыболовецким судном, принадлежавшим Херсонскому винзаводу, называлась "Клим Ворошилов" и перевозила по Чёрному морю вдоль украинского побережья арбузы и виноматериалы. В 1970 году она попалась на глаза кинематографистам, которые как раз искали судно на роль пиратского корабля для фильма "Остров сокровищ". Киношники выкупили "Ворошилова" и переделали его в старинную парусную бригантину, дав ей новое имя "Испаньола", после чего она своим ходом добралась из Херсона до Ялты.
После "Острова сокровищ" шхуна успела сняться в фильмах "Русалочьи отмели" и "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо", но потом случился курьёз: поскольку она, несмотря на реконструкцию, продолжала числится действующим кораблём, инспекция Морского Регистра, проведя "техосмотр", потребовала обшить судно стальным каркасом, установить антенны и локаторы и разместить на палубе спасательные надувные плоты. На такую модернизацию у киностудии денег не было, поэтому шхуну сначала передали на баланс местного "Интуриста", а потом поставили на вечный прикол на ялтинской набережной. Но даже "выйдя на пенсию", "Испаньола" успела несколько раз промелькнуть в эпизодах разных фильмов и стать героиней песни "Машины времени" "Старый корабль" (считается, что это именно про неё):
А это уже как раз чистой воды бутафория. Типа греческая трирема
Недавно я показывал скульптуру дамы с собачкой на астраханской набережной, и вот в Ялте такая тоже есть, приём "в расширенной версии": даму задумчивым взглядом провожает расположившийся сзади и чуть поодаль её другой герой рассказа Дмитрий Дмитриевич Гуров. Некоторые, правда, видят в нём автора, то есть самого Антона Павловича, но мне кажется, что это всё-таки не он, а его литературный персонаж. В любом случае, если в Астрахани даму поставили просто так, "для настроения", то в Ялте её появление глубоко символично, поскольку здесь не только происходит завязка рассказа, но и проходили последние годы жизни Чехова (а также, возможно, и сам рассказ был написал здесь).
За "дамой с собачкой" находится одно из красивейших в Ялте зданий - Купальня А. И. Рофе, построенная в 1897 году во дворе гостиницы "Франция" (сама она была разрушена во время Великой отечественной войны) по заказу купца, чьё имя она и получила. Собственно, красива не сама купальня, а её главный портал в мавританском стиле:
Впрочем, что тут удивляться? Ведь автором этого творения был архитектор Николай Петрович Краснов, который к тому времени уже построил тоже "восточный" дворец "Дюльбер" - второй (после Воронцовского) по изяществу и великолепию среди крымских дворцов и особняков, а также "неорусский" ялтинский собор Александра Невского. Уже в следующем столетии он создаст Ливадийский и Юсуповский дворцы (называю только самое известное, то, о чём наверняка слышали даже никогда не бывавшие в Крыму), а также "маленькую жемчужину" Ялты - готический католический собор. Кстати, имя Н.П. Краснова я уже упоминал в этом рассказе, показывая кинотеатр им. Шевченко в Симферополе, над которым Краснов возвёл арку, сделавшую кинотеатр хорошо узнаваемым. Попутно отмечу, что на должность главного архитектора Ялты, которую он занимал в течение 12 лет, Н.П. Краснов был назначен уже в 23 года!
Посмотрите, какая чудесная галерея-веранда:
Нарядно и "воздушно" выглядит восстановленный после войны и отреставрированный "с чрезмерным рвением" явно совсем недавно дом купца-провизора Я.А. Левентона, сооружённый в конце 19 века, в котором также располагались аптека и парфюмерный магазин:
На заднем плане - современная часовня Новомучеников и Исповедников Российских:
Ещё одно историческое здание на набережной - бывшая дача Бентковского "Мариино", построенная в середине 1880-х годов и являвшаяся одной из лучших в Ялте гостиниц: в ней, в частности, останавливались Леся Украинка, Владимир Маяковский и Максим Горький, который здесь встречался с С.Н. Сергеевым-Ценским, автором эпопеи "Севастопольская страда", в ней 2 недели жил А.П. Чехов, пока достраивался его ялтинский дом. В конце 19 века здание было реконструировано и "получило" третий этаж, проект которого принадлежал тому же Н.П. Краснову.
Вечерняя набережная сама по себе просто чудо, но ... такого количества народа я, наверное, не видел нигде и никогда: просто гулять по ней нельзя, здесь нужно лавировать, как слаломисту между флажками. В принципе, это понятно: если днём народ более-менее рассасывается, как по окрестностям, так и по самой Ялте, то вечерами "место встречи" изменить просто нельзя по вполне объективной причине: за исключением набережной и пары-тройки прилегающих к ней улиц, вечерне-ночная Ялта - довольно тёмный и маловыразительный город с чисто утилитарным уличным освещением и самым минимумом декоративной подсветки в редких местах. Так что в схеме "нагулять аппетит - поужинать - растрястись перед сном" первый и последний пункты приходятся в большинстве случаев именно на набережную...
Не, Ялта мне определённо очень понравилась (и это, учтите, говорит человек, считающий российский туризм - любой! - лишь бледной тенью "нормальных" путешествий). Возможно, сказалось ещё то, что касательно неё у меня не было никаких стереотипических ассоциаций (всякие там "Ялта чеховская", "Ялта богемная", а фильм "Асса", который некоторые считают чуть ни гимном Ялте, я на дух не переношу) и, следовательно, ожиданий, и я воспринимал её, что называется, "с чистого листа": что вижу - то и воспринимаю:) Вот, например, старые деревянные балкончики. Может, не все они красивы в классическом смысле этого слова, но атмосферы и колорита, на мой взгляд, не отнять (великолепный декор музея Леси Украинки я покажу отдельно):
А самый интересный в этом плане дом находился совсем близко от нашего отеля в начале улицы Маршака. Никакой истории за ним не тянется, это самый обычный жилой многоквартирный дом, но построен он был в 1917 году, "ровесник Октября", как модно было говорить когда-то, так что сегодня он сам по себе является историей. Причём историей очень живописной (при этом понимаю, что жить в нём, видимо - далеко не сахар):
Рядом с ним стоит ещё более старинный, только каменный, дом, принадлежавший статскому советнику Попову. Сам он очень красивый, с неоготическими окошками и резными балконами, но самое необычное в нём - мозаичное панно с изображением лика Спаса Нерукотворного на фасаде, за что его прозвали Домом с иконой. До революции здесь находился портрет Николая II, который потом был уничтожен большевиками, а в 2016 году в сохранившееся от тех времён каменное обрамление поместили икону Спаса.
Среди "отдельно стоящих" достопримечательностей на роль главной "жемчужины" Ялты мог бы претендовать Дворец Бухарского эмира, но, к сожалению, простым смертным он недоступен, поскольку является частью военного санатория. Нет, я двумя руками за то, чтобы наша армия располагала собственными здравницами, но если они размещаются в исторических сооружениях (а здесь как раз такой случай, поскольку дворец имеет статус Объекта культурного наследия народов РФ регионального значения) - то надо как-то "делиться" - на крайний случай, можно организовать платные посещения, как сделано во Дворце "Дюльбер". А так народу ничего не остаётся, кроме как взирать на архитектурный шедевр из-за забора, да между кустиков...
Надеюсь всё же, что здравый смысл когда-нибудь восторжествует (хотя опять "под руку" всплывают строки Талькова и Некрасова...), а я пока перейду к другим, на сегодня более доступным "крупномасштабным" достопримечательностям. Таковых, на мой взгляд, в Ялте 3, и все они являются христианскими храмами разных концессий. По "уровню красивости" они примерно равны, и начать можно с любого. Но я принципиально не хочу отдавать первенство, даже в обычной очерёдности, православному и покажу совершенно шедевральную армянскую церковь святой Рипсиме, "достойную пера поэта" (коим я себя, разумеется, и близко не считаю).
Храм был возведён в 1917 году по заказу и на средства богатого армянского нефтепромышленника Погоса Тер-Гукасяна (известного также под русским именем Павла Гукасова) на высоком холме Дарсан над могилой его дочери, которая умерла от чахотки, едва достигнув совершеннолетия. Его прототипом послужила знаменитая церковь святой Рипсиме в Эчмиадзине, поэтому не удивительно, что он получил то же имя.
Территория храма представляет собой тщательно спланированный архитектурно-ландшафтный комплекс. На вершину холма к церкви ведёт лестница, состоящая из 100 ступеней и обрамлённая высокими пирамидальными тисами (так пишут, по мне - кипарисы кипарисами), являющимися своего рода занавесом, который как бы "раздвигается" по мере подъёма за счёт расширения угла зрения, и храм постепенно открывается перед вами во всём своём великолепии: