< --------------- Херсонес Таврический --------------- >
К сожалению, Херсонес мало повлиял на мои общие впечатления от Севастополя. Я люблю разного рода древние развалины, но не настолько, чтоб меня дико восхищали практически бесформенные руины, а надо честно признать, что именно они в основном и преобладают в Херсонесе: за исключением театра, нескольких фрагментов крепостных стен и явно инсталлированных в наше время остатков базилики, это огромная коллекция хорошо развалившихся развалин, и по-настоящему они интересны только специалистам. Для большинства остальных его посещение, по всей видимости, во многом "галочное" (как, признаюсь, отчасти и для меня): вряд ли кого-то всерьёз привлечёт хотя бы 10% (о большем и не говорю) того, что здесь можно увидеть...
Ещё один курьёзный (если не сказать, очень мягко выражаясь - странный) момент: Херсонес стал первым местом на моей памяти, где на платной территории туалеты тоже платные: обычно в музеях - что "зальных", что на открытом воздухе - они бесплатные (то есть уже входят в стоимость входного билета).
Хотя вообще Херсонес, или, если полностью, Херсонес Таврический - место уникальное: ведь это самый масштабный - а по сути, и единственный - в России полноценный комплекс остатков античного города (да, есть ещё руины Пантикапея в Керчи, но они представляют собой не более чем разрозненные развалины нескольких древних сооружений), основанного греками в 5 веке до нашей эры. Его особенностью было то, что в отличие от большинства других античных городов, он просуществовал до первой половины 15 столетия, пережив и эллинов, и понтийцев, и римлян, и византийцев, и генуэзцев, и лишь в 14 веке, не выдержав опустошительных набегов золотоордынцев и литовцев, превратился в небольшое рыбацкое селение, а в середине 15 столетия опустел вовсе.
..........
Херсонес находится в некотором удалении к западу от центра Севастополя, но добраться до него несложно, поскольку мимо проходит множество автобусных маршрутов, идущих практически из любой точки города. Правда, от остановки ("Улица Дмитрия Ульянова") до входа на музейную территорию надо пройти ещё около километра ( https://yandex.ru/maps/959/sevastopol/?ll=33.497041,44.604893&mode=routes&pt=33.88194,44.74861&rtext=44.601430,33.494884~44.608462,33.494834&rtt=pd&ruri=~&z=16 ), но вряд ли это может представлять серьёзную проблему. Есть ещё автобус N22, который доезжает до самого Херсонеса, но он едет не из центра и ходит редко (пока мы шли, что в одну сторону, что в другую, он ни разу нас не обогнал), так что проще и надёжнее всё же выбрать вариант с частым движением и пешим ходом.
Ещё издали, как маяк, виден главный символ нынешнего Херсонеса - Владимирский собор (не путать с одноимённой "усыпальницей адмиралов" в центре города!):
Ещё задолго до развалин античного города можно увидеть памятник киевскому князю Владимиру, который, по преданиям (фактических доказательств тому нет), захватив Херсонес в 988 году, в нём и крестился. Ну, казалось бы, крестился и крестился - каждый имеет право (по крайней мере, теоретически) выбирать свои религиозные идеалы, да только правители всех времён и народов имели обыкновение "приобщать" к своим идеалам и собственных подданых, не будучи при этом особо щепетильными в средствах, к которым они прибегали для "спасения" их душ.
Вот он наш "крестивец" стоит, который нас огнём и мечом к "единственно праведной" вере привёл, растоптав одним махом вековые духовные устои славянских (и не только) народов:
Честно говоря, мне не очень понятно, зачем в светском государстве воздвигать памятники апологетам одного из многих религиозных течений, особенно если за их историей тянется кровавый след...
..........
Территория Херсонеса имеет несколько входов (при каждом имеется касса), до главного надо идти ещё дальше, поэтому мы заходим в тот, который попадается нам первым (все тонкости работы музея можно посмотреть на его сайте: https://chersonesos-sev.ru/?page_id=361 ). Практически сразу за входом можно увидеть объёмную, но, к сожалению, маленькую (эх, вспоминается макет средневекового Кёнигсберга в Светлогорске, вот бы и тут было что-то подобное!) схему Херсонеса периода его расцвета:
А потом путь-дорожка расходится по традиционной "схеме": "налево пойдёшь... направо пойдёшь...". Мы выбираем "левое" направление и оказываемся в так называемом "коридоре смерти", а по-научному – периболе, то есть узком проходе между внешней оборонительной (протейхизмой) и идущей параллельно ей внутренней стенами. Такая классическая фортификационная структура в эпоху от античности до средневековья широко использовалась для того, чтобы неприятель, доведись ему прорваться через ворота, оказывался в условиях, когда, во-первых, его численное превосходство, каким бы оно ни было, сводилось на нет в сильно ограниченном пространстве, а во-вторых, он тут же попадал под обстрел (от стрел и копий до камней и горячей смолы) со стен сразу с обоих сторон.
Не могу ещё раз не показать красавец-собор, один из самых прекрасных, что я когда-либо видел, который возвышается, откуда ни глянь, над античными развалинами:
В крепостных стенах сохранилась вся история Херсонеса: от ещё эллинской кладки в самом низу до переложенных и надстроенных римлянами и византийцами средней и верхней частей: