Теперь перехожу непосредственно к храму.
Храм Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах — православный храм в честь иконы Божией Матери «Знамение». Центральная часть архитектурного ансамбля усадьбы Дубровицы. Церковь построена из белого камня на высоком берегу мыса, образованного слиянием рек Десны и Пахры. Она знаменита уникальной архитектурой, необычной для русского зодчества, а также своей загадочной историей.
На её месте в 1662—1690 годах стояла деревянная Ильинская церковь. В конце XVII в., при князе Борисе Голицыне в имении развернулось большое строительство. Как я уже выше сказала, в 1689 г. Голицын подвергся опале и был вынужден удалиться в своё имение. Именно в эти годы в Дубровицах началось строительство Знаменской церкви. Храм был заложен 22 июля 1690 года по случаю примирения Бориса Голицина с царем Петром I. Петр рассердился на весь род Голицыных, когда узнал, что на стороне его противницы Софьи выступал двоюродный брат Бориса Голицына – Василий. Но уже вскоре сам направил своему старому соратнику мировую в виде боярской грамоты. В честь этого и началось строительство. Храм решено было делать «не виданный доселе». Этим и объясняется отход архитекторов храма от тогдашних церковных канонов в строительстве культовых сооружений на Руси. Голицин следовал передовым чаяниям государя и вложил в этот храм всю свою тягу к просвещению, достижениям зодчих Возрождения и увековечиванию несокрушимых монарших амбиций молодого Петра. Царь одобрил это решение, сказав: «Хоть человек ты богатый, а казной и я помогу».
Строительство храма велось 14 лет, в летний период с 1690 по 1703 год. В зимний период в бараках работали резчики по камню. Камень доставлялся по реке Пахре из Сьянских каменоломен.
Загадка церкви в том. что точно неизвестно имя ее архитектора, более того, неизвестна даже их национальность. В эти времена имена архитекторов уже прославлялись и были на слуху, однако, кто построил эту церковь - так и осталось загадкой. Большинство исследователей склоняются к версии о мастерах из Италии. Но существуют версии и о немецких, и о русских мастерах.
Какие есть на это счет версии ? Они же всегда есть.
Предположительно, в строительстве участвовали иностранные (польские, шведские, немецкие, голландские, итальянские) мастера, выписанные князем Борисом Голицыным специально для этой цели. Так, Алексей Греч приводит замечание секретаря австрийского посольства Иоганн Корба (1698г.) о Голицыне, построившем в Москве «палаты достойные величия его рода», что «он держит у себя на службе итальянских зодчих», которые возвели в его поместьях — Дубровицах и Вязёмах — «два весьма красивых храма». Греч, однако, подвергает сомнению это сообщение, так как храм в Вязёмах был построен ещё Борисом Годуновым, а в создании дубровицкого храма, близкого, по его мнению, к произведениям южно-германского барокко с его «тяжёлой пышностью декоративных форм», «участие итальянских строителей сомнительно».
Существует вторая версия, что проект разрабатывал ученик Бернини и Карло Фонтана, придворный архитектор Швеции Никодемус Тессин Младший. По третьей версии проектировать постройку позвали Доменико Трезини, автора Петропавловского собора в Петербурге. Все это версии, и точного имени автора этого шедевра назвать никто не берется.
Строительство храма было закончено в 1699 году, однако патриарх Адриан отказался освящать храм, сославшись на нехарактерный нетрадиционный архитектурный стиль. Так продолжалось пять лет, да и к тому же Петр до 1704 года был занят Азовскими походами, войной со Швецией и отсутствовал в Москве. Однако, в 1704 году, после успешных воинских побед, закрепившись в Восточной Прибалтике, Петр лично прибыл в Дубровицы с царевичем Алексеем на освящение храма. И в их присутствии , новый и более лояльный митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский), все же освятил Знаменскую церковь 11 февраля (22 февраля) 1704 года . В честь этого события Петр презентовал князю Голицыну всякую церковную утварь. Празднования в честь освящения храма продолжались в Дубровицах семь дней. Народу собралось много. «Все как окрестные всякого чина и состояния, так и на 50 верст вокруг все жители» приглашены были на торжества.
Прямо из Дубровиц Петр уехал в Петербург и больше не появлялся в имении Голицына. Князь же через несколько лет принял монашеский постриг и удалился во Флорищеву пустынь, взяв с собой подарки Петра.
К истории церкви мы еще вернемся, а пока обратимся к архитектуре. Обойдем храм со всех сторон.
Храм весь соткан из нетипичных для православного зодчества деталей. Недаром его строителей подозревали в масонстве. Первая оригинальность , которая сразу бросается в глаза - ажурная позолоченная корона, отражающая солнечный свет и поэтому напоминающая нимб.
Высота храма с куполом – 42,3 м.
В плане храм представляет равноконечный крест с закруглёнными концами, разделёнными на три грани, считается, что такую форму имеет тамплиерский крест , что тоже отсылает нас к масонам.
Высокий фундамент обведён открытой папертью, обильно декорированной резьбой, и белокаменным орнаментом, расположенным вдоль парапета. У церкви четыре лестницы на десять ступеней , ведущие к 3 -м дверям и к одному глухому проему вместо дверей с востока.
Вся церковь полностью украшена белокаменной скульптурой, что очень необычно для тех времен.
У главного входа, по сторонам западной лестницы возвышаются две белокаменные статуи. С левой стороны святитель Григорий Богослов с книгой и поднятой рукой, а с правой — Иоанн Златоуст с книгой и стоящей у ног митрой.
Начинаем обходить храм против часовой стрелке, с южной стороны. Ребра закругленных граней и стыки четырех "лепестков" нижней части подчеркнуты коринфскими колонками.