Кстати, читая книгу Мишеля де Декер, увлекшись повествованием, я пропустила достаточно любопытный отрезок жизни Моне - его поездку в Голландию. Мы уже говорим о более позднем периоде жизни Моне, нарушу хронологию событий... То есть приведу касающийся более раннего периода жизни Моне отрывок из книги - тем более Лена ГМ рассказала в своем рассказе о Живерни о японских миниатюрах, которые висели в розовом доме Моне. Мне было прелюбопытно прочесть...
Несколько месяцев, проведенных художником в Голландии, оказались невероятно плодотворными. Двадцать пять полотен! Порт, корабли, вечерняя река, синие дома на берегу канала и, разумеется, мельницы — целая серия мельниц (Моне вообще любил писать сериями), то легко касающихся крыльями серого, туманного неба, то пронзающих его насквозь, заставляя дробиться облака. Очевидно, именно во время своего первого пребывания на Зуидерзее Моне открыл для себя японский эстамп.
Впоследствии он украсит такими эстампами стены своего розово-зеленого дома в Живерни.
Октав Мирбо приводит свою версию этого открытия. «Во время путешествия, — пишет он, — я часто представлял себе тот сказочный день пятидесятилетней примерно давности, в который Моне, приехавший в Голландию работать, развернул бумажный пакет и пригляделся к упаковке. Так он впервые увидел японский эстамп. Я воображал себе ту сумасшедшую радость, с которой он, вернувшись к себе, начал раскладывать перед собой эти „картинки“. Самые лучшие и самые красивые из них представляли собой оттиски с работ Хокусаи и Утаморо, о чем он, разумеется, не имел тогда никакого понятия. Они положили начало не только его знаменитой коллекции, но и глубокой эволюции всей французской живописи конца XIX века».
Некоторые комментаторы считают предложенную автором книги версию излишне «романизированной». Не думаем, что они правы. Во-первых, Мирбо лично знал Моне и часто навещал его в Живерни, так что этот рассказ он, скорее всего, слышал от самого художника. Во-вторых, мы располагаем свидетельством Анны Превост, в последние годы жизни Моне (с 1920 по 1922 год) служившей в его доме кухаркой. Вот ее слова:
«Однажды, это было в 1920 году, я только что поступила работать в дом в Живерни, так вот, однажды я принесла господину Моне блюдо ошпаренных каштанов — он очень любил мои каштаны, господин Моне! — и, набравшись смелости, потому что меня уже давно мучило любопытство, спросила:
— А что это за красивые картинки висят здесь на всех стенах?
Он улыбнулся и немного насмешливо ответил:
— Эти картинки, милая моя Анна, люди называют японскими эстампами.
— Я начал собирать их, когда вас еще на свете не было, да и начал-то случайно. Это было в Голландии. Как-то раз я увидел, что бакалейщик, у которого мы покупали продукты, заворачивает рыбу и сыр в такие же эстампы, какие вы видите здесь! Оказалось, у него их в подсобке целый ящик! И я у него весь этот ящик купил. Совсем задешево, ведь для него это была просто упаковочная бумага!».
Отношения Моне с Голландией можно назвать историей любви.
Отредактировано Неслучайные гости (2020-12-16 19:29:40)