По северу Франции. Часть 2. Нормандия. Руан.
Сообщений 41 страница 50 из 454
Поделиться422020-05-16 17:26:40
Церковное кладбище Сен-Маклу ( Aître St-Maclou).
Лена, меня прямо до мурашек поразил твой рассказ. Жутковатое место. Но очень интересно - и история, и современная жизнь.
Так и жили почти триста лет вместе: на первом этаже дети, на втором и третьем - покойники.
Страсти какие!
Поделиться432020-05-16 18:14:15
Во, точно, про это Сен-Маклу я так и понял, что это школа. Ну школа и школа, посмотрел и пошел дальше. Вот что бывает, когда нет времени и желания на тщательное предварительное изучение.
Поделиться442020-05-17 22:31:23
Какой поразительный "живой" средневековый фахверк. И уж какой-то несуразицей кажутся припаркованные возле домов современные автотранспортные средства.
Я бы на месте французов, имея столько средневековых исторических центров, создал бы в одном из районов какого-нибудь города (того же Руана, к примеру) атмосферу XVI-XVIIв.в. Убрал бы все авто, оставив лишь конные экипажи, масляные фонари и остальные атрибуты того времени. Думаю, пользовалось бы интересом у всех приезжих.
Отредактировано Germon (2020-05-17 22:31:49)
Поделиться452020-05-18 01:05:42
уж какой-то несуразицей кажутся припаркованные возле домов современные автотранспортные средства.
В Руане немало очень узких улиц и там запрещено движение.
А ваше идея отличная, жаль не выполнимая.
Улица Мартенвилль , на фото она справа, уперлась в улицу Rue Damiette, уходящую на север, мы по ней позже пройдем.
Тут видно, что южную сторону улицы Мартенвилль образует северный фасад церкви Сен-Маклу, а за спиной у меня проход на площадь Place Barthélémy, куда выходит главный фасад церкви.
Церковь Сен-Маклу
Посмотрим на фото из Википедии. В этом ракурсе видно, что церковь имеет закругленный нартекс, не очень длинный неф, мощную башню и ажурный шпиль. За церковь видна прямая улица с деревьями -это и есть улица Мартенвилль, по которой мы с вами сейчас прошли.
Церковь Сен-Маклу или Сен-Мало является жемчужиной поздней готики.
Надо бы все же рассказать, кому посвящена церковь, кто такой Св. Маклу .
Макловий, Маклу, Мало 487—565) — канонизированный кельтский епископ, один из 7 святых основателей Бретани. Его именем назван город Сен-Мало.
Родился в уэльской (валлийской, бриттской, кимрской) семье в районе Каубриджа в будущем графстве Гламорган (Гвент) в южном Уэльсе. В момент его рождения его матери, по преданию, было 67 лет. Ученик Св. Брендана, с которым вместе совершал паломничества. Пересёк Ла-Манш и поселился на острове напротив того места, где ныне находится город Сен-Мало. Основатель епархии Алет и монастыря, в котором занимался выращиванием винограда. Вынужден был покинуть монастырь из-за преследований и вместе со своими приверженцами обосновался в Аршинжи (Сентонж), ныне департамент Приморская Шаранта, где и окончил свои дни. В X веке его мощи по согласию Гуго Великого были перенесены в Париж. Почитается одним из семи легендарных основателей Бретани.
Строительство церкви осуществлялось на деньги, полученные от меценатов, и длилось с 1437г. по 1521г. Руководил ходом строительных работ архитектор Пьер Робен. Церковь обладает рядом уникальных конструктивных решений. Окна, шпили и арки строения напоминают языки пламени, поэтому стиль, в котором оно выполнено, называют «пламенеющей» готикой.
Посмотрим на фасад. Крыльцо (нартекс или паперть) из пяти ворот вдоль этого фасада, выстроено по округлой дуге и увенчано богато декорированными вимпергами. Это высокие ажурные треугольники над арками входных проемов. Для тех, кто не силен в готической архитектурной терминологии, буду давать пояснения.
Ви́мперг в средневековой западноевропейской архитектуре —это высокий треугольный фронтон над порталом или оконным проёмом. Чаще всего вимперг имеет чисто декоративное значение. Впервые подобные формы появились в архитектуре Франции в конце XII — начале XIII века в результате использования временной деревянной кровли при перестройке старых романских соборов. Они закрывали торцовую поверхность здания, защищая внутреннее пространство от ветров и дождей. Но уже в конце XIII века вимперги приобрели декоративное значение. В зданиях готического стиля вимперг усиливает вертикальную направленность композиции: стрельчатых арок и порталов. Вимперги увенчивали крестоцветами, украшали краббами.
Крабб— крюкообразный декоративный элемент, часто присутствующий в готической архитектуре. Выполнен чаще всего в форме вырезанных из камня закрученных листьев, почек или цветов, установленных через равные промежутки на шпилях, пинаклях, вимпергах и других элементах готических зданий.
Поле вимперга заполняли рельефным или ажурным орнаментом и другими декоративными элементами. На фасаде церкви Сен Маклу центральный вимперг высокий и почти закрывает окно-розу.
Нартекс хоть и имеет пять арок, но дверей, ведущих в собор три. За двумя крайними арками глухие стены. Над главным входом в тимпане (часть арки на дверями) виден барельеф. Над двумя боковыми входами витражные окна.
Здание выполнено в нормандской традиции, с башней-фонарём, которая здесь также имеет функцию колокольни. Если смотреть сбору, то трансепт (поперечный неф) не выступает за основную линию фасада.
Поделиться462020-05-18 01:30:59
Церковь была повреждена в годы Второй мировой войны из-за попадания двух авиабомб и последующего пожара.
На центральной башне возвышается ажурный шпиль, высота которого составляет 83м. Шпиль был установлен в XIX веке. Отличительной особенностью данного проекта является отсутствие традиционных парных колоколен.
Рассмотрим барельеф в тимпане. К сожалению, он довольно сильно поврежден, надо полагать, тоже во времена революции. На нем достаточно традиционная сцена для центральных тимпанов -Страшный суд. Входящий в храм должен помнить и том, что его ждет после смерти и стоит ли грешить при жизни. В центре фигура Христа , вершителя судеб. По бокам от него ангелы, возвещающие о Судном дне. Ниже толпы народа разных классов и сословий, они смотрят на Христа, ожидая своей участи, кому в Рай, он ( если смотреть от нас) слева, или в Ад, он внизу справа.
Тимпаны боковых входов выглядят вот так.
Церковь Сен-Маклу имеет трое дверей, сохранившихся с эпохи Возрождения, они датируются 1527-1552гг.. Это две двери на главном фасаде, с том числе, центральные двойные двери, и одна двойная дверь на северном боковом фасаде.
Авторство этих дверей приписывали великому художнику эпохи Возрождения Жану Гужону. Точно известно, что он работал в этой церкви, в частности он является автором двух колон, которые поддерживают церковный орган. Тем не менее, нет никаких официальных доказательств его причастности к реализации дверей не найдено.
Сначала покажу парные двери главного входа. Верхняя часть дверей.
На правой половине сцена Крещения Христа.
Поделиться472020-05-18 01:31:42
На левой половине вроде бы сцена Внесения во храм.
В нижней части дверей главного фасада вот такие львы
Одинарная дверь (левая) на главном фасаде.
Но есть еще один красивый вход в церковь, он на северном фасаде и смотрит на улицу Мартенвилль.
Там особенно роскошные двери.
К сожалению, тут тоже повреждены головы.
Там же, на углу церкви со стороны улицы Мартенвилль устроен фонтан с питьевой водой. Над фонтаном две статуи без голов, а внизу пристроились свои писающие мальчики.
Поделиться482020-05-18 02:12:44
Посмотрим на архивольты главного портала, но прежде поговорим о том, что такое архивольт.
Архивольт ( «обрамляющая дуга») — наружное обрамление арочного проёма, выделяющее дугу арки из плоскости стены. Это такой слоистый обод вокруг арки, куда вставлены двери и наддверный тимпан, обрамление , имеющее многочисленные складки, украшающие портал. Это не готическое «изобретение», их делали и в романских храмах, однако в период готики архивольты стали очень своеобразными и невероятно роскошными. В готических соборах архивольты были многослойными, их обильно украшали скульптурным и лепным декором. Архивольт обрамляет не только тимпан , но и сами двери до самой земли.
Вот очень хороший пример архивольтов , это портал монастыря в португальской Баталье (фото из Инета), здесь красным я выделила шестирядный архивольт, каждый ряд украшен и наверху, обрамляя тимпан, и по бокам входа мы видим 6 больших статуй с каждой стороны.
Но вернемся в Руан к церкви Сен-Маклу. Здесь архивольт двойной, на каждой стороне по две статуи, это евангелисты. Слева Св.Марк со львом и Св.Иоанн с орлом.
Справа Св.Матфей с ангелом и Св.Лука с тельцом.
Поднимем голову вверх- вот он, центральный вимперг, по краям его завитушки - то ли растения, то ли язычки пламени, это те самые краббы, а на фоне вимперга изображение Бога Отца с распятым Христом , это изображение венчает арку центрального портала, оно не на вимперге.
А сам вимперг тоже имеет скульптурного завершение -это фигура Святого Маклу или Мало, в епископском облачении. Сбоку на него раскрыла пасть горгулья-собака.
Вимперги над боковыми арками нартекса украшены фигурами ангелов
Поделиться492020-05-18 02:13:56
Есть еще один самый верхний вимперг, он на верху колокольни, у основания шпиля. Его украшает статуя Богоматери с младенцем.
Посмотрим на ажурный шпиль
Горгулья -куда ж без них на готическом соборе
Хорошо рассматривать детали храма рано утром, пока никого нет. Днем же перед церковью развернули какие-то воскресные гуляния.
Поделиться502020-05-18 09:58:00
Церковь Сен-Маклу или Сен-Мало является жемчужиной поздней готики
И правда, жемчужина! Кружевная вся. Миланский собор напомнила.