Девочки и все читающие
Левый портал -единственный из трех, сохранивший свой первоначальный вид. Два других переделывались в более позднее время.
Этот левый портал в тимпане имеет барельеф, на котором представляет сцены из жизни Иоанна Богослова и Иоанна Крестителя. Иоанну Богослову посвящена верхняя часть, и Иоанну Крестителю нижняя. Здесь мы видим сцену пира у царя Ирода, он за столом со своей женой Иродиадой, в центре ее дочери Саломее приносят голову Иоанна Крестителя, отрубленную в правой части барельефа.
Над архивольтами находятся сцены крещение Христа в центре и детали жизни святого Иоанна в китайских тенях. Эта очень оригинальная техника декора . Некое подобие сграффитто. Изначально это изображение было золотого цвета.
Третий портал Сент-Этьен, правый на фасаде, посвящен Стефана Первомученика, которого насмерть забили камнями. По -французски Св.Стефан -это Сент Этьен. Барельеф в тимпане этого портала сильно поврежден. В верхней части барельефа Христос во славе в мандорле, который приветствует верующих и паломников, он не был изуродован протестантами, а вот Св.Стефан в нижней части почти неузнаваем.
И, каюсь, я сама этот барельеф не сняла, поэтому даю не очень хорошее фото из Википедии.
По бокам входных дверей здесь колонны, такие же и у предыдущего портала. .
Отмечу, что боковые порталы по стилю близки к романике, тогда как центральный портал - уже готика. Он заменил более старый портал 13 века, посвященный Св.Ромэну. Дело в том, что при строительстве южной Масляной башни старый центральный портал был поврежден и его заменили, как я только что говорила, в 1512-1513 годах.
Разобрались с порталами, теперь посмотрим выше. Вообще, снимать детали фасада было очень трудно : издали добивать -руки трясутся, не резко; вблизи - голову нужно запрокидывать. А деталей столько !
Ритм фасада, его устремление вверх задано четырьмя турелями с перфорированными шпилями, симметрично расположенными по верху фасада. Турель -это в переводе маленькая башенка. Их шпили я красными черточками обозначила.
Средняя часть фасада между порталами и турелями особенно богато украшена. Здесь и центральный вимперг с балконом и окном-розой, по бокам от них фронтоны, заполненные скульптурами, завершающиеся своими ажурными вимпергами. Обратите внимание на некоторую ассиметрию - с каждой стороны по три больших фронтона со статуями, но слева, чуть в глубине есть еще один фронтон покороче, всего на 2 ряда скульптур, он сделан на стене, которая соединяет северную башню Сен-Ромэн непосредственно с собором, ведь эта башня изначально чуть-чуть отстояла от соборных стен.
Справа такого соединения нет, потому что южная башня построена вплотную к фасаду.
Все эти ажурные фронтоны сделаны в конце 14 веке. Про скульптуры расскажу позже.
А сейчас смотрим более детально. Начну с центрального вимперга. Визуально даже трудно понять, как он соединяется с балконом, то ил они в одной плоскости, то ли вимперг выступает, как все это соединяется, сколько там слоев этой резьбы ?! Как это делали ? !
Будто крючком вязали, коклюшками... Просто смотрим и любуемся.