Такие сталактитовые рельефные декоры - настоящее чудо исламской архитектуры
очень красиво!
столько всего! но успокаивает, что за день все пешком смотрится)
Вместе по всему миру |
Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: экс-СССР » Ностальгия по Востоку. Бухара
Такие сталактитовые рельефные декоры - настоящее чудо исламской архитектуры
очень красиво!
столько всего! но успокаивает, что за день все пешком смотрится)
Сергей, у Вас была экскурсия, или Вы самостоятельно все подготовили?
Тогда мои самостоятельные путешествия только начинались. Я уже участвовал в составлении и корректировке программы (как это было в поездках в Сирию и Иорданию), но сами туры ещё были организованно-экскурсионными.
столько всего! но успокаивает, что за день все пешком смотрится)
Но с утра до вечера И, конечно, нужно взвешивать, куда заходить внутрь (в том числе, музеи), и какая будет временнАя цена вопроса при этом.
Отредактировано savl (2020-05-19 16:30:11)
..........
В 7-8 километрах к западу от Бухары находится монументальный погребальный комплекс, известный как некрополь Чор-Бакр. Он сложился в 16 веке возле захоронений - мазаров, как в мусульманстве называют могилы людей, признанных святыми - двух почитаемых в Бухаре суфиев - ходжи Абу-Бакра Саада и имама Абу-Бакра Ахмеда, живших ещё в те времена, когда ислам в этой части Средней Азии только зарождался. Поскольку Абу-Бакр Саад считался далёким предком и "праотцом" династии Джуйбарских шейхов (Джуйбарских ходжей), которых я упоминал недавно, говоря о Медресе Джуйбори-калон, члены этого рода были хранителями столь чтимых погребений. А начиная с 16 века здесь стали хоронить и самих Джуйбарских ходжей - можно, конечно, называть это "злоупотреблением служебным положением", но, справедливости ради надо отметить, что шейхи пользовались не только уважением власть имущих, занимая важные государственные должности, но и любовью простого народа: они помогали бедным, раздавали им еду и отдавали часть своего имущества на благотворительные цели. Поэтому и сам некрополь получил имя Чор-Бакр, что означает "четверо непорочных" (имеются в виду трое похороненных здесь Джуйбарских шейхов и сам их "праотец" Абу-Бакр Саад).
В строительство монументального комплекса большой вклад внёс Абдулла-хан II (помните Кош-медресе?), наставником которого был один из "великих джуйбари" Ислам-ходжа - при нём здесь возвели ханаку (напомню - суфийская обитель), мечеть и медресе с традиционными большими пештаками. А позже появились и другие сооружения: мавзолеи, погребальные фамильные дворики и поминальные мечети, которые образовали целые кварталы, разделённые дорожками и улочками. В общем, со временем некрополь действительно превратился в небольшой город (странно, хоть это и очевидно, но я раньше никогда не задумывался, что само слово "некрополь" дословно означает "город мёртвых"), который прекрасно сохранился до наших дней. И уже в 20 веке был возведён не слишком высокий, но изящный минарет.
Традиционная и где-то даже банальная, но от того не менее позитивная и трогательная "картинка", показывающая, что даже в "мёртвом городе" жизнь берёт своё, побеждая смерть (которой на самом деле вовсе не существует, но это уже совсем другая тема), и на камнях тоже растут деревья
Здесь есть и свой хауз традиционной формы, который очень оживляет "архитектурный пейзаж" некрополя:
Множество "простых" (без мавзолеев и порталов-пештаков) захоронений:
Фрагмент мазара очень чтимого бухарского святого шейха Ишана Имло, жившего в конце 17-начале 18 столетий:
Некрополь расположен уединённо, и за его стеной - "чисто поле":
Отредактировано savl (2020-05-28 13:47:49)
Интересная архитектура, но мне жалко, что так мало сохранилось керамических украшений...
Вы имеете в виду некрополь или вообще Бухару?
Вы имеете в виду некрополь или вообще Бухару?
Да и то, и другое. В некрополе вообще практически ничего не осталось.
Да и то, и другое. В некрополе вообще практически ничего не осталось.
Возможно, кстати, что и не было. Многие пештаки сначала строились просто "в камне", без оформления, и только потом (порой спустя столетие) их украшали.
А так даже хорошо, что есть такие разные города, как Бухара и Самарканд Самарканд - нарядный, а Бухара - колоритная, аутентичная и атмосферная И мне она понрпилась больше - именно этим.
Отредактировано savl (2020-05-21 14:30:13)
за день все пешком смотрится)
Но с утра до вечера
Т.е. минимально, но без спешки, нужно планировать два дня? Утром приехал, переночевал, и на следующий день вечером уехал?
Отредактировано Julia (2020-05-21 19:20:51)
Т.е. при минимально, но без спешки, нужно планировать два дня? Утром приехал, переночевал, и на следующий день вечером уехал?
Это, на мой взгляд, максимум. Можно даже поменьше. Хотя всё равно нужно "примерять" на себя, строить маршруты, учитывать личные интересы, индивидуальную "въедливость" и привычную динамику.
Отредактировано savl (2020-05-21 14:44:05)
* * * * * * * * * *
Старинные некрополи вообще часто являются настоящим пиршеством для любителей архитектуры, будучи отражением многолетних или даже многовековых традиций местного или национального зодчества и представляя собой небольшие "музеи под открытым небом". К таковым, к примеру, относится каирский Город мёртвых, называемый в путеводителях Dead city (правда, местные под таким именем его, как оказалось, не знают) - один из самых колоритных уголков старого Каира:
Но самым интересным и красивым некрополем, что я видел, является мемориальный комплекс Шахи-Зинда в Самарканде, куда мы сейчас, с вашего позволения, вернёмся, и где уже окончательно закончим этот рассказ - я просто не могу, говоря о шедеврах среднеазиатской архитектуры, обойти стороной такой "лакомый кусочек". Тем более что его - с натяжкой, конечно, но очень небольшой - можно назвать этаким "Узбекистаном в миниатюре" - не в смысле размеров сооружений, они-то там как раз вполне "взрослые", а потому что в нём на небольшом пространстве можно увидеть практически все классические архитектурные формы средневековой Средней Азии.
Я встречал многих людей, которые относятся к некрополям настороженно, с большой долей предрассудков и суеверий. Но для меня они (возможно, из-за моего лёгкого отношения к смерти, включая собственную - причём к ней как раз в первую очерель: ведь морально-психологически намного тяжелее терять близких людей, чем уходить самому, зная, что впереди тебя ждёт не конец, а лучший мир и встреча с любимыми, "шагнувшими" туда раньше) - явления чисто архитектурные, радующие глаз и зачастую стоящие в одном ряду с лучшими достопримечательностями места или города.
..........
История некрополя Шахи-Зинда началась в 11 столетии, когда был построен Мавзолей Куссама ибн Аббаса, двоюродного брата пророка Мухаммеда, прибывшего в Самарканд в конце 7 века во главе небольшого войска с целью распространения ислама и убитого там местными язычниками. Правда, легенда гласит, что Куссам ибн Аббас не умер, а скрылся в подземелье через внезапно возникшую расщелину (по другим преданиям - в колодце), где и живёт по сей день. А потому усыпальницу, возведённую спустя 400 лет на месте гибели - реальной или мифологической - родственника самого Пророка, назвали Шахи-Зинда, что в переводе означает "Живой Шах (Царь)". Она быстро стала популярным центром паломничества, а её троекратное посещение приравнивается к одному хаджу в Мекку и Медину.
Как большой архитектурный комплекс, некрополь сложился в 14-16 веках во времена династии Тимуридов, когда вокруг Мавзолея Куссама ибн Аббаса были построены другие мавзолеи, усыпальницы и мазары, в которых хоронили родственников и сподвижников правителей. Здесь обрели вечный покой (пошли им аллах его!) жена, сестра и племянница Тамерлана, один из его военачальников, позднее - друг и соратник Улугбека Казы-заде Руми, тоже учёный и астроном, и некоторые другие известные и почитаемые люди тех времён. Большинство погребальных сооружений были богато и красиво оформлены, имели монументальные порталы, облицованные керамикой в бирюзовых, голубых и синих тонах. Таковыми большинство из них - при неизбежных проведённых реставрациях, естественно - сохранились до наших дней.
Некрополь разрастался и в последующие столетия, хотя после переноса центра власти в Бухару большие роскошные мавзолеи больше не возводились. Но менялась его общая планировка, строились мечети и медресе, появлялись новые захоронения, а уже в 20 веке на входе в комплекс был сооружён монументальный декорированный портал, видный издалека:
Сегодня через весь комплекс "Живого Шаха" проходит проложенная в 18 веке главная улица, вдоль которой и расположены все основные мавзолеи. Лестницами и особыми сооружениями - чартаками, представляющими собой арочно-купольные ворота-проходы - она делится на несколько участков, условно названными нижним, средним и верхним. С вашего позволения, я не буду "идентифицировать" каждую постройку некрополя и покажу их в "формате" прогулки ("посмотрите налево, посмотрите направо"):
Отредактировано savl (2020-05-25 22:01:19)
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: экс-СССР » Ностальгия по Востоку. Бухара