Ностальгия по Востоку. Бухара
Май 2008 года
Здравствуйте, друзья! Я снова обращаюсь к вам из прошлого. Да, мир потихоньку начинает оживать, ещё сам боясь собственной смелости, но у нас, как обычно, свой путь, и наше "прекрасное далёко", если и ждёт нас где-то, то пока настолько "далёко", что не рассмотреть ни в одну подзорную трубу. Так что наше главное достояние сейчас (призрачные надежды, которые неподвластны даже великому и ужасному коронавирусу, конечно, имеются, но пока они очень уж призрачные) - это воспоминания, вот их-то уж точно никто и ничто у нас отнять не сможет.
Это мой второй рассказ "о былом". Я давно хотел написать о старых поездках, не вошедших в мои путевые заметки эпохи самостоятельных путешествий, но колебался и сомневался, не представляя, как оживить эмоции и впечатления более чем 10-летней давности... Но уже первый рассказ-воспоминание о Хорватии развеял сомнения и показал, что это вполне возможно, а то, что получилось, оказалось очень даже ничего – и ваши отклики и комментарии - тому подтверждение. Так что главной проблемой (о, были бы все проблемы такими!) оказался выбор страны, рассказом о которой я продолжил бы экскурс в собственную историю. Ясно было то, что это будет Восток - просто потому, что другого материала у меня уже не осталось (ну не впадать же в маразм, оцифровывая "плёночные" фотографии прошлого века!), но что именно - Средняя Азия (Самарканд-Бухара), северная Африка (Тунис) или Ближний Восток (Иордания), я и понятия не имел, положившись на судьбу (в конце прошлого рассказа я написал: "сие, как обычно, решится само, просто поставив меня перед фактом").
Так и случилось - после того как я посмотрел прекрасный фильм (удивляюсь, как он не попался мне раньше) "Медное солнце", действия которого (не столько по сюжету, сколько по натуре) происходили в Бухаре, главные достопримечательности которой (прежде всего - Минарет Калян) прекрасно просматривались на панорамных кадрах. После этого вопрос был снят, так что добро пожаловать в по-настоящему аутентичную звезду среднеазиатского Востока - Бухару!
..........
Интересно, что для людей поколения "развитого социализма", коих на туристических форумах осталось крайне мало, Средняя Азия была намного "ближе", чем для многих сегодня. Дело в том, что и Самарканд, и Бухара тогда входили в типовые маршруты распространяемых на предприятиях профсоюзных путёвок, по которым можно было буквально за копейки (а иногда и совсем бесплатно) объехать не так уж мало интересных мест бывшего Союза. Насколько они были доступны "простым" служащим, мне судить сложно, но, видимо, всё же были - к примеру, моя мама, не входящая в "номенклатуру", побывала таким образом на киргизском озере Иссык-Куль и в тех же Самарканде с Бухарой. Да, тогда все знали, что в среднеазиатских республиках советской власти нет, но организованным тургруппам бояться было нечего; напротив, на фоне местных достопримечательностей им "наглядно" демонстрировали, как "верной дорогой" "широко шагает Узбекистан" к светлому будущему всего человечества.
В те времена я тоже мечтал побывать там, но ... сначала меня действительно послали на восток, но намного более дальний - охранять воздушные границы от возможного противника, коим в то время в том регионе считался Китай, а когда началась моя гражданская трудовая деятельность, в стране уже полных ходом шла перестройка, начался распад СССР - в общем, сначала путёвки, а потом и сами профсоюзы ушли в небытие, и о туризме на долгие годы пришлось забыть. Но древние города Средней Азии продолжали манить меня и, в конце концов, мечты сбылись. Правда, ехал я с опаской: тогда (искренне не знаю, какова ситуация сейчас) Узбекистан считался полицейским государством, в котором зарубежным туристам хоть и предоставлялась относительная вольница, но приходилось учитывать множество непривычных моментов. К примеру, нужно было очень правильно заполнять таможенные декларации (от которых большинство стран уже отошли), перечисляя абсолютно всю ввозимую технику, включая видеокамеры и фотоаппараты, а также украшения (ко мне это не относилось, но я, от греха подальше, даже обручальное кольцо оставил дома). Для чего? А, не дай бог, при отъезде у вас окажется какие-то ценности, которых не было изначально (или наоборот) - тогда вам светили бы очень неслабые неприятности... И ещё Узбекистан оказался единственной страной в моей практике, когда на таможенном осмотре перед вылетом меня заставили предъявить (буквально - выложить поштучно) все имеющиеся у меня таблетки и лекарства...
Так что опасения, повторюсь, были, но, к счастью, в своей основной массе они не оправдались, и Узбекистан запомнился мне, прежде всего, своими уникальными достопримечательностями, дешёвой едой и доброжелательностью местного населения.
..........
А достопримечательности Узбекистана действительно уникальны (такое и в таких масштабах можно ещё увидеть, пожалуй, только в Иране, в который уже много позже я тоже собирался, но так и не собрался, поняв, что для комфортности путешествия в том формате, к которому я привык, в Иране многого не хватает в информационном плане). И сейчас, изрядно поездив и немало посмотрев, я говорю об этом ещё более уверенно. Я бы даже сказал, что исторических памятников такой масштабности, такого величия и такой красоты, по крайней мере, в совокупности всего этого, я не видел ни в Европе, ни на Ближнем Востоке. Великолепные монументальные пештаки (характерные прямоугольные порталы со стрельчатой аркой над входом) - фирменные особенности персидской архитектуры, украшенные изумительным восточным декором и узорчатой каллиграфией, голубые ребристые купола необычной "дынной" формы, расписанные изящные минареты... Скажу честно, как любитель восточной культуры вообще и исламской архитектуры в частности: из всего, что я видел, настоящими "сказками Востока" я могу назвать только Каир и города Узбекистана (там не забудем ещё и про Хиву, в которой мне, вероятно, уж не придётся побывать).
Я намеренно посвятил этот рассказ именно Бухаре, оставив Самарканд "за кадром". И не потому, что про Самарканд я уже когда-то сделал маленький фотосюжет, написанный на самой "заре" моих путевых заметок. Не потому, что достопримечательности Самарканда мне не понравились - что вы, разве такое может быть? Знаменитый ансамбль площади Регистан, Биби Ханум, Гур-Эмир, Шахи Зинда - это выдающиеся памятники мирового зодчества, не уступающие самым шедевральным и блистательным соборам и дворцам (на мой взгляд, выше и вообще вне конкуренции - только неподражаемый Тадж-Махал и феноменальный Купол Скалы). Нет, дело в другом: главные монументы нынешнего Самарканда живут как бы сами по себе, находясь в городе, но, в то же время, существуя независимо от него. Они, скорее, выглядят монументальными вкраплениями (что, кстати, только придаёт им дополнительный эффект: они представляются каменными исполинами, которые, возможно - кто знает?!, оживают по ночам и переговариваются между собой, возвышаясь над остальным городом - ведь их купола заметно поднимаются над прочими кварталами исторического центра), чем являются частью единого исторического ландшафта. Бухара же - это, напротив, цельный ансамбль, в котором все достопримечательности дополняют друг друга, это глобальная атмосфера истории, это такой же город-музей, как Толедо, Сиена или Жирона, в которых "остановилось время". И если бы у меня появилась (чисто гипотетически) возможность вернуться - я выбрал бы именно Бухару.
..........
Но всё же, говоря о Средней Азии, совсем не затронуть Самарканд было бы несправедливо. А потому я начну рассказ именно с него - но исключительно в виде фотоподборки "самого-самого", без описаний и комментариев, ведь прекрасное - это как медитация, слова могут только всё испортить, а "картинки" и так скажут сами за себя...
Наверное, вы заметили, что одна из фотографий сделана сверху. С этим связана ситуация, которая теперь вспоминается с улыбкой, а тогда доставила несколько неприятных и тревожных моментов... Стою я в центре площади Регистан, народу вокруг мало, то есть выделяюсь, как тополь на Плющихе (их-то хоть три было). И вижу: ко мне уверенной поступью направляется... местный полицейский. Особых оснований переживать не было: ничего не нарушаю, паспорт с собой, в розыске не числюсь, наркотиков в карманах не имею, с пропиской, то есть, временной регистрацией, всё нормально, поскольку живу в отеле, который автоматически и занимается регистрацией постояльцев. Но всё равно - жизнь как-то приучила в некоторых...ну, вы понимаете, каких... странах опасаться представителей власти, так что сердце, признаться, ёкнуло. Подходит он ко мне, уж не помню, спросил ли, откуда я (что турист - ежу понятно, за километр видно), но сначала всё официально (на русском, естественно), хоть и дружески, а потом... потом он тихим голосом спрашивает меня, не хочу ли я частным образом за определённую плату забраться на минарет медресе Улугбека Ну кто ж откажется, тем более что деньга была сравнительно небольшой? Пошли к минарету, у него оказался свой ключ, открыл он какую-то дверь - иди, я подожду. Ну и пошёл я...полез Виды, сами видите, того стоили. Ну а потом спустился, поблагодарил, руки друг другу пожали и расстались, каждый при своих интересах
Кстати, панорама сверху очень хорошо иллюстрирует, как те самые "исполины" возвышаются над окружающими кварталами:
PS. Мне подсказали, что фильм "Медное солнце" снимался в Хиве, так что прошу прощения за фактическую неточность. Но общей сути это не меняет, поскольку выбор региона для рассказа проводился на "макроуровне"
Отредактировано savl (2020-05-29 16:57:20)