Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме!
Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы.
Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений.
Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите.
Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку.
Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.
Из четырёх сохранившихся в Бухаре старинных крытых базаров - Торговых куполов - самым большим и красивым является Токи Заргарон (Так-и Заргарон) - "Купол ювелиров", сооружённый в традиционном персидском стиле в конце 16 века. В нём располагались многочисленные (пишут, что их было аж 36) мастерские и магазины, где изготавливали и продавали украшения из золота, серебра и драгоценных камней и даже чеканили монеты, в том числе - бухарскую серебряную таньгу, бывшей основной денежной единицей Бухарского ханства, а впоследствии - Бухарского эмирата.
Архитектурно Токи Заргарон представляет собой сложное несимметричное сооружение из керамического кирпича, имеющее большой главный купол и множество малых, напоминающих только что проклюнувшиеся и даже не до конца вылезшие из земли шляпки грибов. Над входами высятся прямоугольные порталы со стрельчатыми арками, напоминающие пештаки мечетей и медресе, но без характерного голубого декора на них.
Очень удачная, на мой взгляд, фотография, на заднем плане которой над торговым куполом высится минарет Калян и видны купола медресе Мири Араб:
Сегодня бывший Купол ювелиров является одним из рассчитанных в основном на туристов рынков со множеством магазинов и лавочек, в которых продают антиквариат, сувениры, ковры и прочие традиционные ремесленные изделия. Некоторые из них расположены в сохранившихся старинных интерьерах, оформленных в классическом среднеазиатском стиле:
Такие сталактитовые рельефные декоры - настоящее чудо исламской архитектуры
Сергей, большое спасибо за этот рассказ. Я пока не успеваю подробно читать, но пересмотрю, когда буду дома... Зато жена уж как рада! Ведь она как раз в советские времена и ездила по этому стандартному маршруту Ташкент-Бухара-Самарканд-Иссык-Куль по профсоюзной путевке. Рассказывала много, но фото практически нет, да и не видела наверное много из того, что вы показываете. А уж о подробностях и речи не шло. И небольшое приключение с ней там приключилось. Не помню подробностей, но кажется им (с подругой) надо было с вокзала добраться до жилья. А поезд пришел уже к ночи, на улицах никого и мертвая тишина... И куда идти неизвестно, не говоря уже что транспорта никакого. Случайно обнаружили милиционера... Он тоже не знал куда им надо попасть, но не оставлять же на улице... В общем он погрузил их на свой мотоцикл с коляской и привез к какому-то деду. Дед их накормил и спать уложил в открытой беседке в саду. А уж утром они с этим же милиционером свою группу искали... Вот ведь времена были безопасные! Для советские времен это приключение еще то Так что она ярко вспоминает ту поездку, следя за вашим рассказом...
Виктор, согласитесь, с большими оговорками... Вспомните "Журналиста для Брежнева"... Я вообще всегда против романтизации "тех" времён... Те, кто ностальгирует по ним, в основном ностальгируют не по временам, а по своей молодости. Тем более что большинство людей моего окружения всё же были законопослушными, идеологически зашоренными и отчасти глупыми (в том смысле, что в основном всё устраивало, и приключений на свои ... не искали). И уж, тем более, не привлекали к себе внимания властей разного уровня. А ведь, если что (и необязательно "за дело"), никакой справедливости не дождались бы, и особенно как раз в Средней Азии и Закавказье, где советской власти практически не было, и её законы практически не действовали, всё было в безнаказанных руках местных "князьков", "царьков" и прочих "отцов". Да что там, обычных милиционеров... В России, конечно, тоже, но там хоть немного и иногда пытались это внешне сглаживать, особенно во времена показательных компаний...
Ещё раз скажу, что те несколько мгновений, когда меня на самаркандском Регистане окликнул местный полицейский и пока не стало ясно, зачем, были очень неприятными, мягко говоря...
Ну, конечно не без этого... И беспредел конечно случался, особо если против верхов попрешь. Но я о бытовом уровне Я же сам 2 года служил в Алма-Ате. И по городу шастали и по ночам в самоволке колобродили, встречались и с местными и с русскими там, за девочками ухаживали.... Я и помыслить даже, в дурном сне представить не мог что там произойдет буквально через 8 лет... Наташа Волкова меня поймет... Конечно к пограничникам возможно отношение было особое, благожелательное... и все-таки ни признака национализма я не замечал. Но в высших кругах он возможно и витал... Но мы отвлеклись...
в Средней Азии и Закавказье, где советской власти практически не было, и её законы практически не действовали, всё было в безнаказанных руках местных "князьков", "царьков" и прочих "отцов".
Да, если в крупных городах еще соблюдался политес, то в аулах, колхозах-совхозах все было в руках местных заправил. Князьками могли были быть даже председатели и старшие агрономы, не говоря уж об авторитетах. Папа был инженером-проектировщиком и часто ездил по районам, если нужно было строить новый мост, дорогу или агрокомплекс. И по приезду он делился с мамой. Мы с сестрой были маленькими, при нас старались ничего "такого" не рассказывать. Но краем уха мы слышали о несогласных, которых закапывали чуть ли не живьем, о девушках, которых воровали для местного правителя, о дворцах председателя и нищете рядовых колхозников и т.п. Как собирали хлопок - отдельная история; детям давали маковые соски, чтобы не отвлекали от плана... Много чего было.
Фактически на окраине исторического центра Бухары, неподалёку от Мавзолея Саманидов, находится ещё один монументальный ансамбль - Кош-медресе. Вообще слово "кош", в дословном переводе - "сдвоенный", или "парный", как я уже писал - термин, применяемый в архитектуре и означающий, что два здания располагаются строго напротив друг друга на одной оси. Но здесь, помимо констатации "кош-планировки", оно стало и именем собственным - названием всего комплекса.
Ансамбль состоит из двух медресе: Мадари-хан (Модар-и хан) и Абдулла-хан, построенных всё в том же "золотом" 16 столетии правителем Бухарского ханства Абдулла-ханом II (кстати, именно при нём в Бухаре появилась сеть Торговых куполов, в частности, Токи Саррофон и Токи Заргарон, которые я уже показывал). Первым, в 1566-1567 годах, было возведено медресе Мадари-хан, посвящённое матери Абдулла-хана (само его название на фарси означает "мать хана"). Его пештак богато украшен классическим среднеазиатским орнаментом в традиционных сине-голубых тонах:
Спустя 20 с небольшим лет напротив было возведено второе медресе, названное уже в честь самого хана - Медресе Абдулла-хан. Его портал в целом похож на пештак медресе Мадари-хан, но всё же заметно отличается от него по художественному оформлению:
..........
Предположительно в том же 16 веке было построено и Медресе Джуйбори-калон (в переводе - "великий джуйбари"), названное по имени знатного и влиятельного в своё время бухарского рода, ставшего известным, как джуйбарские ходжи. Перед ним находился Большой водоём-хауз - "Хаузи нау", имевший недобрую славу: ходили слухи, что он "притягивает к себе людей", которые тонули в нём. Пруд действительно огромный, но утонуть в нём сегодня невозможно при всём желании по причине полного отсутствия воды. Да и само медресе находится в весьма заброшенном состоянии (может, сейчас что-то и изменилось, не знаю).
..........
Ещё несколько фотографий разных мест Бухары, не попавшие в основные "разделы" этого рассказа:
Я очень жалею, что не могу показать Бухару в вечерней подсветке, а выглядит она в это время очень атмосферно и даже по-хорошему таинственно: фонари на пустых улицах (темнело в мае поздно, местные уже расходились по домам, а туристов было относительно мало) ещё больше подчёркивали песочно-коричневый цвет каменных построек (жёлтый - это же вообще цвет тайны, мистики, недосказанности), а высокие пештаки мечетей и медресе, не говоря уже о минарете Калян, казались застывшими до поры до времени исполинами, поглядывающими на тебя со своих немаленьких высот... Впечатляет, честно скажу. Если Бухара уже сама по себе - "восточная сказка", то сумеречная Бухара - сказка вдвойне:)
К сожалению, мой тогдашний фотоаппарат не "дружил" с темнотой, а видеокамеру, намного лучше справлявшуюся с этой задачей, я в Узбекистан не взял по причинам (назовём их таможенно-организационными), описанным в начале рассказе. Поэтому я чисто символически приведу лишь несколько фото, которые намеренно уменьшил, чтобы хоть немного сгладить их скверное качество.
..........
А теперь под музыку всё той же "Яллы" давайте совершим небольшую поездку в ближние окрестности Бухары и посмотрим некрополь Чор-Бакр.