..........
Одно из немногих сохранившихся в Бухаре сооружений времён империи Тимуридов - Медресе Улугбека, построенное в 1417 году внуком Тамерлана и названное его же именем. Правда, изначально оно выглядело несколько по-иному: голубая керамическая облицовка на его фасаде появилась только спустя столетие.
Над входом в медресе вырезана надпись "стремление к знанию - обязанность каждого мусульманина и мусульманки", которая очень символична для правления Улугбека, ценившего науки и образование намного больше сражений и военных походов. Возможно, именно это и сгубило его: великий астроном, так и не ставший великим воином, был убит в сражении с войском собственного сына...
..........
Среди прочих старинных памятников Бухары особое место занимает мечеть Магоки-Аттари, имеющая очень интересную историю и своеобразную, ни на что не похожую, архитектуру. Она появилась в 12 (а по некоторым источникам - даже в 10) веке на месте языческого храма Луны (Бог Луны в доисламские времена считался покровителем кочевых народов, поскольку Луна освещала путь во время ночных переходов в пустыне), вокруг которого располагался базар, где торговали идолами, лекарственными растениями и пряностями.
Хронологически мечеть является старейшей в Бухаре, но свой сегодняшний облик она приобрела после реконструкции 16 столетия. К этому времени городской культурный слой уже поднялся на 4 с лишним метра, и мечеть находилась в низине, в "яме", которая и дала ей нынешнее название, в переводе с фарси означающее "глубокая мечеть", или - дословно - "мечеть в яме".
Интересный факт: как считают историки, до постройки в Бухаре первой синагоги евреи молились в Магоки-Аттари вместе с мусульманами. Правда, как именно это происходило, мнения расходятся: по одной версии, это происходило в одно и то же время, но в разных концах мечети, по другой - иудеи приходили уже после окончания намаза.
Самая древняя "экстерьерная" часть мечети Магоки-Аттари - южный портал 12 века, стиль которого поражает и восхищает. В нём явно просматривается прообраз будущей "среднеазиатской классики" - пештак, хотя ещё не столь монументальный, как те, что мы видим во многих мечетях и медресе Самарканда и Бухары, и ниша-айван со слегка стрельчатой аркой, поддерживаемой резными колоннами, на которой сохранились остатки голубого майоличного декора. Великолепны и узорчатые рисунки прямоугольных панно по обеим сторонам от входа, образующие причудливую изящную "плетёную" вязь. А вот форма куполов над боковыми колоннами очень своеобразна и ни на что не похожа; лично у меня они порождают смутные ассоциации с индуистскими храмами.
Всё это стоит того, чтобы спуститься к мечети и посмотреть её поближе и покрупнее:
И как хорошо, что при реставрациях мечети (а они проводились дважды: в 1930-х и 1970-х годах) южный фасад не "восстановили" заново, не придали ему ненужный новодельный "блеск", а оставили его в аутентичном выщербленном виде, сохранив при этом ауру древности с "налётом" "пыли веков" - в общем, таким же, каким его видели и наши предки многие столетия назад. Не это ли высший класс и главная цель любых реставрационных работ?!
Разительно отличается от южного фасад восточный - и это не удивительно: он был возведён намного позднее, уже в 16 веке, а в нынешнем виде и вовсе перестроен в начале 20 столетия (к сожалению, нигде не пишут, как он выглядел до того):
..........
Замечательным примером более позднего бухарского зодчества является мечеть Боло-Хауз с изящным фасадом, украшенным целым "лесом" непривычно тонких, похожих на молоденькие осинки, деревянных колонн со "сталактитовыми" капителями.
Этот замечательный фасад имеет две интересные особенности. Во-первых, он появился значительно позже - лишь в 1917 году (сама мечеть была построена в 1712 году и до Октябрьской революции считалась главной в Бухаре - в ней молился сам бухарский эмир Шахмурад, ведший довольно скромный образ жизни, которому нравилось быть ближе к своему народу, и народ, кстати, отвечал ему любовью и даже прозвал Масумом, что означало безгрешный). А во-вторых, пространство внутри него само по себе является храмом - летней мечетью, где проходят намазы в тёплое время года (сама же "старая" мечеть считается зимней).
Великолепно оформленный айван (ниша) внутри мечети, в центре которого расположен михраб, а над ним - очень характерный для ислама "сталактитовый" рельефный декор:
Перед мечетью находится один из немногих сохранившихся в Бухаре старинных хаузов - мы уже знаем, что в Средней Азии так назывались искусственные водоёмы и помним, что ударение надо ставить над "У". Его название Боло-Хауз, что означает ""детский пруд", дало имя и самой мечети.
Одновременно с новым фасадом в 1917 году перед мечетью был возведён небольшой минарет: