Несмотря на "простую" конструкцию - куб и полусфера ,- смотрится легко и пропорционально.
Тут да, все пропорции очень соразмерны и гармоничны
Вместе по всему миру |
Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: экс-СССР » Ностальгия по Востоку. Бухара
Несмотря на "простую" конструкцию - куб и полусфера ,- смотрится легко и пропорционально.
Тут да, все пропорции очень соразмерны и гармоничны
Смотрю на фото и сразу вспоминается старый советский фильм "Алладин".
Смотрю на фото и сразу вспоминается старый советский фильм "Алладин".
А дальше ещё сильнее это будет проявляться
Но всё же "настоящий Алладин", настоящий "Город 1001 ночи", настоящая "сказка Востока" (архитектурно) - это Каир.
..........
Большинство дошедших до нас исторических сооружений Бухары (прежде всего - великолепные медресе с грандиозными порталами-пештаками, декорированными в сине-голубых тонах) появились в 16 столетии. К более ранним относится центральный архитектурный ансамбль города - Пои-Калян, включающий в себя соборную (то есть главная, она же пятничная) мечеть и минарет Калян (что означает "большой)". Нынешняя мечеть была построена при Улугбеке (внуке Тамерлана) в первой половине 15 века на месте предыдущей, а вот её 45-метровый минарет появился ещё при самой первой - в 1127 году - и считается главным символом и туристической "визитной карточкой" Бухары. Сегодня он выглядит точно так же, как и 900 лет назад: за всё это время минарет не подвергался реконструкциям (лишь в 1997 году, к 2500-летию Бухары, его впервые капитально отреставрировали), за исключением своей верхней части - фонаря (тут уместно вспомнить, что само слово "минарет" происходит от древнееврейского "менора", что означает "светильник"), который дважды восстанавливался в 20 веке: сначала он был повреждён снарядами во время гражданской войны, а потом - при землетрясении 1976 года.
Кстати, пишут, что голубой фриз в верхней части (под фонарём) минарета - первый случай использования цвета для декора здания на Среднем Востоке. Вообще одно из главных отличий Бухары от Самарканда (кроме уже названных выше) - то, что практически все достопримечательности Самарканда "цветные", а в Бухаре большинство строений имеют естественный "окрас" серо-жёлтого камня, из которого они выложены. Исключения составляют лишь пёстрые пештаки, но даже они в своём большинстве были украшены так не сразу, а по прошествии времени. И, как ни странно может показаться, это стало одной из причин, почему именно Бухара, а не Самарканд, который, вполне допускаю, представляется кому-то более нарядным, завладела моим сердцем: благодаря своему естественному и однотонному "каменному" цвету она выглядит более аутентичной и более колоритной – ведь нераскрашенный камень намного лучше хранит ту самую "пыль веков", которую мы (или многие из нас) ценим в древних городах.
Между прочим, пештак (напомню - монументальный прямоугольный портал над входом) мечети Калян тоже был отделан цветными изразцами лишь спустя столетие после её возведения - в начале 16 века.
Внешне, с площади перед ней, мечеть Калян смотрится довольно скромно (по бухарско-самаркандским меркам, естественно) и не кажется большой, но стоит зайти внутрь и оказаться в огромном внутреннем дворе размером больше футбольного поля, то тот факт, что она считается второй по размеру мечетью в Средней Азии после самаркандской Биби Ханум, уже не удивляет.
Масштабы двора подчёркивает его пустота, которую нарушают лишь одинокое дерево с одной стороны и относительно современный восьмигранный павильон, сооружённый в 1915 году над местом захоронения одного из первых имамов мечети:
Двор, как и монастырский клуатр, обрамлён сводчатым галереями с 288 небольшими куполами - так они выглядят сверху:
В свою очередь, своды опираются на 208 столбов-пилонов:
Мне удалось увидеть мечеть с высоты - поднявшись, скорее всего, на минарет Калян. "Скорее всего" - потому что этот подъём почему-то совершенно не остался в памяти, но другого места, откуда можно было сделать такие снимки, просто не существует - ни по высоте, ни по ракурсу.
Виды на пештак и один из куполов медресе Мири-Араб, о котором речь пойдёт чуть дальше:
Традиционные михраб (символическая ниша, ориентированная в сторону Мекки) и минбар (кафедра, с которой имам читает пятничную проповедь) внутри мечети:
В ансамбль Пои-Калян входит ещё одно монументальное сооружение, стоящее строго напротив мечети (идея гармонического ансамбля площади замышлялась изначально) - медресе Мири-Араб. Оно было возведено позже прочих зданий, уже в 16 веке, и названо в честь йеменского шейха (так называют не только знатную титулованную особу, но и видного богослова в исламе) Абдаллаха Йаманий, более известного под именем Мири-Араб, духовного наставника тогдашнего правителя Бухары эмира Убайдулла-хана (впоследствии они оба были похоронены в нём). На строительство медресе (из песни слов не выкинешь...) пошли деньги, вырученные от продажи в рабство 3000 персидских пленников, захваченных в состоявшейся незадолго до этого битве с иранским ханом.
Любопытно, что в отдельные периоды советской эпохи медресе Мири-Араб было единственным в СССР мусульманским духовным учебным заведением.
Один из двух голубых, не слишком характерных для Бухары (в отличие от Самарканда) куполов медресе Мири-Араб:
..........
На одной из фотографий, сделанных с высоты минарета Калян (видимо, всё же оттуда), вдали видны мощные стены с ещё более мощными полубашнями конусообразной формы с очень широким основанием. Эти стены, правда, не "родные", а восстановленные, окружают крепость, или, как её чаще называют, цитадель Арк. Когда она возникла впервые, точно никто не знает, но по нынешнем археологическим данным в 3 веке до нашей эры она (точнее, её прообраз) уже существовала. С того времени крепость много раз разрушалась, перестраивалась и достраивалась, расширялась и укреплялась, в ней и вокруг неё появлялись дворцы и мечети, причём первую в Бухаре мечеть возвели в Арке ещё арабы в 713 году.
Окончательно Арк была разрушена большевиками в 1920 году: тогда войска "красных" во главе с М. В. Фрунзе осадили Бухару, а во время осады бомбили как сам город, так и цитадель, после чего в крепости возник пожар, продолжавшийся 4 дня и уничтоживший большую часть внутренних сооружений.
То, что сегодня мы видим, во многом является результатом реставрации, выполненной в конце прошлого века в ходе подготовки к 2500-летию Бухары. Самой эффектной частью Арка являются западные ворота, обращённые к площади Регистан, что переводится как Песчаная, к которым ведёт наклонный пандус. Ворота, сооружённые в конце 18 века, действительно выглядят красиво, образуя самостоятельный архитектурный комплекс, а башни, обрамляющие их, соединены вверху открытой галереей.
Сейчас в цитадели располагается Бухарский государственный архитектурно-художественный музей, занимающий, в частности, территорию сохранившейся Верхней соборной мечети конца 18 столетия:
Напоминает крепость и расположенный неподалёку от цитадели зиндан - городская тюрьма времён Бухарского эмирата. В ней содержались должники и нарушители религиозных законов и предписаний. Зиндан был рассчитан на 40 человек и делился на две части: верхняя состояла из нескольких дворов с комнатами для заключённых, которых 2 раза в месяц выводили в цепях на прогулку на площадь. Вторая - нижняя - часть представляла собой яму глубиной около 6 с половиной метров и не имела входа: как самих преступников, так и пищу для них спускали в яму на веревках.
Крепостные средневековые стены Бухары сохранились лишь фрагментарно, а из 11 когда-то ведших через них городских ворот до нас дошли лишь двое. Одни из них - Ворота Каракуль конца 16 века - сегодня стоят буквально "в чистом поле":
Мне удалось увидеть мечеть с высоты - поднявшись, скорее всего, на минарет Калян. "Скорее всего" - потому что этот подъём почему-то совершенно не остался в памяти, но другого места, откуда можно было сделать такие снимки, просто не существует - ни по высоте, ни по ракурсу.
Между прочим, пештак (напомню - монументальный прямоугольный портал над входом) мечети Калян тоже был отделан цветными изразцами лишь спустя столетие после её возведения - в начале 16 века.
Впечатляет! Бирюза, тонкая цветная вязь изысканна. На жарком солнце очень красиво.
Тратить время на новодельный город??? При этом "вешая" на себя лишний переезд, а потом, возможно, и перелёт?
А что касается аэропорта, то в Узбекистане их больше одного
конечно больше, но я активно использую мили аэрофлота для поездок в СНГ, в них тогда действительно есть смысл - бесплатные билеты и тысяч 5 соборов, у афл есть только Ташкент и не было других вариантов вылета, в этом и была моя логика
если вы решительно не советуете Ташкент и делать там нечего, тогда буду пересматривать основы)
Но мой рассказ, как обычно, всё же будет в основном посвящён именно "музыке, застывшей в камне" - архитектуре. Бухара, как мне кажется - это второй (после Каира, разумеется) в мире восточный город, представляющий собой, без всяких натяжек, "музей под открытым небом", и посвящён этот музей жемчужинам мусульманского зодчества. Нигде, кроме Каира (в котором, кстати, я тогда ещё не побывал), я не видел столько шедевров, "собранных" на очень небольшом пространстве. Простите меня, любители Италии, но в этом смысле даже Флоренция не стоит и близко...
ничего себе!
В мавзолей можно зайти (в определённые часы) и осмотреть его интерьеры. Комментировать их сложно, они не слишком эффектны на первый взгляд, но, приглядевшись, можно восхититься прекрасной узорчатой кладкой, делающей излишним какой-либо дополнительный декор:
а купол какой!
То, что сегодня мы видим, во многом является результатом реставрации, выполненной в конце прошлого века в ходе подготовки к 2500-летию Бухары. Самой эффектной частью Арка являются западные ворота, обращённые к площади Регистан, что переводится как Песчаная, к которым ведёт наклонный пандус. Ворота, сооружённые в конце 18 века, действительно выглядят красиво, образуя самостоятельный архитектурный комплекс, а башни, обрамляющие их, соединены вверху открытой галереей.
цитадель производит впечатление!
а по городу можно пешком гулять? насколько все далеко друг от друга?
настоящая "сказка Востока" (архитектурно) - это Каир
Обидно, что мне Каир запомнился грязной помойкой около отеля. Вроде бы и обзорная экскурсия по городу была, а не помню никакой "сказки".
А вот в Бухаре архитектура оч. красивая, да и вообще, всё так чисто. Так только в тех местах, где туристы бывают?
а по городу можно пешком гулять?
и как насчет безопасности (отношения к туристам)? полагаю, что спокойно?
а по городу можно пешком гулять?
А ключевое слово в вопросе пешком или гулять? (без иронии)
Если гулять - конечно. Если пешком - вообще без вариантов, только так и нужно.
насколько все далеко друг от друга?
Судите сами: вот на этом отрезке https://goo.gl/maps/vweDPwnPwenmXESG6 фактически находятся все основные достопримечательности. При этом в реальности выходит на полкилометра меньше, поскольку карта не показывает прямой проход через Токи Тельпакфурушон и ведёт в ненужный обход слева. А реально старый город ещё меньше - примерно от Арка до Ляби-Хауз. То есть Бухара, в принципе - на 1 день, и это с погружением.
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: экс-СССР » Ностальгия по Востоку. Бухара