"Позолоченные" города Золотого Кольца: Ярославль и Кострома
4-6 мая 2019
Здравствуйте, друзья! Вдоволь попутешествовав по южной Европе, я вновь возвращаюсь в нашу "среднерусскую полосу". И уже "во первЫх строках" хочу пояснить название этого рассказа: дело в том, что в отличие от Владимира и Ростова, Переславля-Залесского и Суздаля, равно как и по какому-то недоразумению до сих пор не вошедших в "элитный клуб" Юрьева-Польского и Коломны, Ярославль и Кострома не оставили сильного впечатления. Да, они местами симпатичные, в меру интересные, но ... они не потрясают, не завораживают, в них нет ярких запоминающихся достопримечательностей, которые надолго остаются в памяти. В общем, вполне обычные старорусские города уровня, конечно, выше среднего, но далеко не супертопового. Так что по поводу "столицы" ярославцы сильно погорячились...
Значит ли всё вышесказанное, что дальнейший рассказ пойдёт на минорной ноте и кончится тем, что я не стану рекомендовать ехать в Ярославль и Кострому? Конечно, нет. Более того, я надеюсь, что покажу эти города так, что многим, напротив, захочется посетить их:) Правда, сразу честно скажу, что рассказ предполагается очень нишевым: в основном он будет посвящён историческому наследию - творениям русского религиозного зодчества, то есть, проще говоря, церквям и монастырям: архитектуре, фрескам, росписям. Впрочем, тех, кто раньше уже читал мои рассказы, это, думаю, не удивит:)
<<<<< = = = = = = = = = = = = ЯРОСЛАВЛЬ = = = = = = = = = = = = >>>>>
Как доехать из Москвы в Ярославль? Нет ничего проще: поездом, конечно. 3 с половиной часа в пути (если не на проходящем, а на "ярославском"), удобное расписание (хочешь - утром выезжай, днём приезжай, хочешь - днём-вечером), комфортные сидячие места, а цена - сущие копейки по нынешним временам, даже говорить не о чем. В общем, сел, расслабился - и ты уже в Ярославле, на привокзальной площади:
С общественным транспортом здесь всё нормально: его много, он довольно частый, недорогой (23 рубля на автобус-троллейбус-трамвай и 26 рублей - на маршрутку), ломать голову с покупкой билетов не надо - они приобретаются на месте, у контролёров, которые сами подойдут и, если их попросить, любезно подскажут, где вам выходить).
А уж какие классные информационные транспортные сайты, оказывается, у нас имеются! Я был искренне удивлён (приятно, разумеется!), такие бы по европейским городам иметь... Вот навскидку несколько из тех, которыми я пользовался на этапе планирования маршрутов "городских путешествий":
http://www.yargortrans.ru/mar.php
http://www.ot76.ru/
http://yartr76.ru/
https://2gis.ru/yaroslavl/search/Общест … 0транспорт
В качестве базирования - мы останавливались в Ярославле на всё время этой поездки - мы выбрали гостиницу "Юбилейная" на берегу реки Которосль неподалёку от того места, где она впадает в Волгу. Цена меня вполне устроила, комфорт и завтраки были на высоте, к качеству вай-фая претензий не было (кроме того, что по "новосовковой" традиции доступ к нему организован не по паролю, как у нормальных людей, а по смс - то есть если у вас не смартфон с браузером, а "обычный" телефон плюс планшет - а что, я сам до недавнего времени ездил с таким комплектом - фиг вам будет, а не интернет... ). Ну а территориально отель расположен просто идеально: в 5 минутах от ярославского "кремля" - Спасо-Преображенского монастыря, в 10-15 - почти от всех основных достопримечательностей исторического центра и необходимых транспортных узлов (кроме автобуса 34, идущего до Толгского монастыря). Остановки же "вокзальных" автобусов и 5-го троллейбуса - и вовсе совсем близко. Попутно отмечу, что Ярославль - не тот город, где селиться близ вокзала, что я часто делаю в Европе, было бы хорошей идеей.
Берега реки близ отеля нельзя назвать очень живописными, но они ... умиротворительные, что ли... И, кстати, несмотря на воду, комаров в её окрестностях замечено не было. Может, конечно, ещё просто не успели повылезти...
* * * * * * * * * *
Не буду больше утомлять вас, друзья, процедурными, хотя, возможно, кому-то тоже интересными вопросами и, помолясь (не улыбайтесь!), перейду к самому городу. Ну а если вспомню ещё что-то полезное, расскажу уж по ходу рассказа (все транспортные моменты, как куда доехать, я затрону, когда буду говорить о конкретных местах и достопримечательностях). Начну я с прекрасной церкви, мимо которой мы проходили практически каждый раз, когда выходили из отеля (или возвращались в него) - Богоявленской, расположенной на одноимённой площади (бывшей Рождественской, в советские времена - имени Подбельского), где установлен памятник Ярославу Мудрому (не буду я, пожалуй, рассказывать о том, как он местного медведя зарубил, чей призрак потом - то ли издевательски, то ли в насмешку - материализовался на гербе Ярославля) - основателю города (его, кстати, можно увидеть на 1000-рублёвой купюре):
Кирпичная церковь Богоявления была построена в конце 17 столетия. Её архитектура вполне традиционная на взгляд неспециалиста (умные источники упоминают "слияние московской и ярославской архитектурных школ" и пространно поясняют, что сие значит, но я, честное слово, не буду утомлять вас такими деталями, ни сейчас, ни в дальнейшем). А вот отметить я хотел бы богатый изразцовый декор и великолепную шатровую колокольню, возведённую в середине следующего, 18 века.
Кстати, Ярославль поразил тем, что практически все церковные башни и колокольни в нём - именно шатровые (за всё время другие мы видели всего раз или два). Известно, что шатровая архитектура, сложившаяся на Руси в первой половине 17 веке, была фактически запрещена патриархом Никоном (почему именно - единого мнения до сих пор не существует). Правда, запрет, что любопытно, касался только шатровых храмов, но не колоколен, которые продолжали строиться. Тем не менее, такого их числа (по крайней мере, "на единицу церквей") я больше нигде не видел.