Итак, напомню, что в первый день после прилета нас повели на обед в самый центр, обед тянулся непозволительно долго и украл у нас лишних 1, 5 часа ценного времени. Нам пришлось переиграть планы и вырвавшись из рестораны, мы побежали в Королевский музей изящных искусств. В пятницу музей работает до 17 час, времени у нас было крайне мало, поэтому с болью в душе пожертвовали разделом старых мастеров и это при моей любви к фламандской живописи. Решили сосредоточиться на искусстве XIX—XX веков, то есть на все том же периоде ар-нуво. Импрессионистов я ведь тоже люблю.
Немного расскажу о музее в целом.
Королевские музеи изящных искусств (Бельгия)
https://www.fine-arts-museum.be/en
https://www.fine-arts-museum.be/en/visi … ning-hours -часы работы
https://www.fine-arts-museum.be/en/visi … ion-prices -цены
Почему во множественном числе - а потому что это не один. а целый комплекс музеев.
Обратимся к Википедии.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Королевские_музеи_изящных_искусств_(%D0%91%D1%80%D1%8E%D1%81%D1%81%D0%B5%D0%BB%D1%8C)
Королевские музеи изящных искусств (Бельгия) (фр. Musées royaux des Beaux-Arts de Belgique, нидерл. Koninklijke Musea voor Schone Kunsten van België) — музейный комплекс в Брюсселе и его пригороде Икселе. Содержит значительную коллекцию живописи и скульптуры, находящуюся в собственности бельгийского государства. В состав комплекса входят :
- в Брюсселе
Музей старинного искусства (полное наименование: фр. Musée royal d'art ancien à Bruxelles)
Музей современного искусства (фр. Musée royal d'art moderne à Bruxelles)
Музей Магритта (фр. Musée Magritte)
Музей "Конец века" Музей Fin de siècle
- в Икселе
Музей Вирца (фр. Musée Wiertz)
Музей Менье (фр. Musée Meunier).
Музейный комплекс, носящий название Королевские музеи изящных искусств в Брюсселе, входит в пятерку самых больших в Европе.
История
Во время оккупации Австрийских Нидерландов французскими революционными войсками в 1794 г. в Брюсселе началась конфискация произведений искусства. Конфискованное складировалось и частью перевозилось в Париж. Оставшиеся художественные ценности послужили основой учреждённого Наполеоном Бонапартом в 1801 г. в Брюсселе музея, впервые открывшего свои двери публике двумя годами позже во дворце австрийского штатгальтера. В последующие годы некоторые произведения искусства из этой коллекции были отправлены в Париж. Начиная с 1797 года бельгийской стороной прилагалось немало усилий возвратить увезенные сокровища, украсившие залы Лувра в Париже. Борьбу за возвращение бесценного национального достояния возглавил первый хранитель музея в Брюсселе Гильом Жак-Жозеф Босхарт (1737—1815). Босхарт руководил Академией живописи, скульптуры и архитектуры в Брюсселе, мечтая о создании при ней картинной галереи. По его предложению музей при Академии сначала был помещен в 1798 году в бывшей церкви иезуитов, но в итоге занял так называемый дворец Старого двора. С упорством и энергией разыскивал он ценные произведения искусства среди секуляризованных имуществ церквей, много покупал у частных владельцев. Рискуя своим положением и наживая врагов в правящих кругах, Босхарт проявил колоссальную настойчивость в переговорах о возвращении картин из Франции, сам ездил в Париж, писал лично Наполеону, и в конце концов его усилия увенчались успехом. Уже в 1801 году в Брюссель были отправлены картины Рубенса «Поклонение волхвов», «Св. Франциск Ксаверий», «Коронование богоматери», «Смерть св. Ливина». В результате всего было получено из Франции более ста полотен. Среди приобретений преемников Босхарта следует отметить шедевр Я. Иорданса «Аллегория плодородия» (покупка 1827 г.), «Оплакивание Христа» Петруса Кристуса (1844), «Битва восставших ангелов» П. Брейгеля (1846).
Все конфискованные ценности вернулись из Парижа в Брюссель только после низложения Наполеона. С 1811 г. музей поступил в собственность города Брюсселя.
С возникновением при короле Вильгельме I Объединённого Королевства Нидерландов фонды музея значительно расширились.
В 1834 году Министерство внутренних дел передало музею на хранение свою коллекцию современной живописи. Таким образом городская коллекция была соединена с государственным художественным собранием.
В 1835 г. король Леопольд I принял решение о создании теперь уже в бельгийской столице национального музея бельгийских художников. Семью годами позже городская и королевская коллекции были объединены и получили в 1846 г. название Королевских музеев живописи и скульптуры Бельгии.
Уже в 1882 году в музее было собрано пятьсот двадцать произведений, которые с трудом размещались во дворце Старого двора. Вскоре было принято решение о разделении коллекций, о переводе старой живописи, а также скульптуры во Дворец изящных искусств, предназначенный для выставок, концертов, конкурсов. Здание этого дворца было построено в духе классицизма по проекту архитектора Альфонса Балата в 1875—1885 годах. До сих пор произведения искусства (включая XVIII в.) находятся в нем на Rue de la Régence / Regentschapsstraat. Репрезентативный фасад музея с четырьмя колоннами из шотландского гранита украшен скульптурами.
Мы так спешили, что я забыла сфоткать фасад музея, так что фото взяла в Инете
Почти через 100 лет к музею было пристроено здание для разросшейся коллекции искусства XX в.
В коллекции музея сейчас около 20 000 экспонатов. Наибольшую ценность имеют работы фламандских живописцев XIV-XVII веков. Туристы могут увидеть работы таких знаменитых художников, как Босх, Брейгель Старший, Рубенс, Ван Дейк, Рембрант. Коллекция современного искусства также очень интересна: здесь есть работы столпов искусства XIX-XX столетий – Пикассо, Шагала, Генри Мура, Гогена, Ван Гога и других.
Более подробно про самые значимые произведения , особенно в музее старых мастеров, можно прочитать там же на Википедии.
Могу только пожалеть о том, что у меня так и не сложилось посмотреть раздел старых мастеров, он великолепный.
А посмотрели мы часть, которая называется Музей "Конец века" - Musée Fin-de-Siècle . Если посмотреть на план музея изящных искусств,
https://fine-arts-museum.be/uploads/pag … r_druk.pdf
то увидим, что уровень 0 -это вход, касса, гардероб и т.п,
Музей старых мастеров - это весь основной этаж под номером 1. (Красный цвет)
Голубым цветом обозначены уровни минус 1 , плюс 1, 2,3 -это отдельное здание, занимаемое музеем Маргитт и прочих сюрреалистов.
Уровни минус 3 и 4 -это временные выставки (салатовый цвет) , а уровни минус 5, 6, 7 и 8 (сиреневый цвет) -это и есть Musée Fin-de-Siècle. То есть в этот музей надо сильно углубляться под землю и чтобы попасть в музей Musée Fin-de-Siècle, нам надо было найти лифт и начать спуск вниз.
Двигались по указателям, по пути успели снять пару скульптурных групп. Это, судя по во всему "Благовещение"
Jan van Delen Caritas 1673-77гг.
В переводе с латыни caritas —это милосердие, жертвенная любовь.
Каритас - скульптура, вырезанная из белого мрамора Яном Ван Деленом, находится в Музее изобразительных искусств Брюсселя в ожидании реставрации часовни Святой Урсулы в церкви Нотр-Дам де Саблон. Работа была приобретена в 2012 году Фондом короля Бодуэна через его Фонд наследия.
Статуя из белого каррарского мрамора была сделана Яном ван Деленом, по заказу графа Ламораала II Клавдия Франса, графа Турн и Таксис в составе скульптурной группы для его новой часовни в церкви Саблон в Брюсселе. Статуя, таким образом, принадлежит к одной из четырех статуй, которые изначально были расположены в восьмиугольных нишах часовни Святой Урсулы. Работа исчезла в 1795 году, когда она была украдена французскими революционерами.
Скульптурная группа была обнаружена в холле одной из квартир в Париже в 2012 году, а затем продана с аукциона в Лондоне. Фонду короля Бодуэна удалось приобрести произведение и таким образом вернуть его в Брюссель спустя два столетия.
Изображение в белом мраморе Carrera представляет Каритас или Благотворительность (Божественная любовь). Это молодая женщина с двумя путти. Позиции персонажей создают визуальный треугольник. Обнаженная грудь женской фигуры относится к дару материнского молока и материнской любви. Композиция и тема Каритас популярна как в живописи, так и в скульптуре.