Прежде всего, надо рассказать, что и Музей печатной графики, и Музей моды найти сейчас не так просто. Вход с них со стороны Хрустального переулка. Этот переулок находится между Гостиным двором и Средними торговыми рядами, он и так то не широкий, а сейчас там идет многолетняя стройка -Средние торговые ряды капитально реконструируют ( честнее сказать , перестраивают) и в них переедут Музеи Московского Кремля. А пока стройка обнесена забором и проход вдоль Гостиного двора совсем узкий. Вот в этом проходе в подъезде № 19 находится Музей моды, а чуть-чуть дальше (если идти от Ильинки к Варварке) -Музей печатной графики. Вот с него и начну, а потом уже примусь за загадочное помещение музея моды.
Музей печатной графики.
https://printmuseum.ru/
Этот частный музей открылся всего лишь месяц назад. Отрадно, что продолжают появляться новые музеи и надо пожелать им долгой жизни.
Вот что рассказано про музей на его сайте.
В фондах музея собраны сотни работ самых знаменитых художников ХХ-го века, тех, кто создал новые направления в искусстве. Литографии Шагала, Пикассо, Дали, шелкографии Эрте, Уорхола, Лихтенштейна и Вазарели и многих других авторов, мало знакомых отечественному зрителю. У посетителей есть уникальная возможность не только увидеть работы великих реформаторов в искусстве, но и получить подробную информацию о том, как возникали такие направления как «кубизм», «абстракционизм», «Ар-деко», «поп-арт» и др. Одна из задач руководителей проекта — показать тот большой пласт работ знаменитых во всем мире художников, который в крупных музеях не выставляется вовсе или выставляется как дополнение к программным живописным работам.
Хотя графика, как менее дорогая, чем живопись техника дает авторам больше возможностей для творческого поиска. Многие из новаторских идей апробировались вначале в графике, а только затем в живописи или скульптуре. Развитие высокотехнологичных способов печати, в середине прошлого века, так же способствовало популярности этого вида искусства.
Наиболее яркий пример для этого- использование Энди Уорхолом такого метода печати, как шелкография. Он же провозгласил, как манифест, что «издание лимитированного тиража графической работы художника несет в себе демократическую идею доступности произведения искусства широким массам». На его шелкографиях обязательно было выделен специальный штамп, где человек, купивший работу мог поставить свою подпись. Уорхол считал, что имя автора не так важно, как важно произведение искусства и покупатель, выбравший работу, не менее значим, чем художник ее создавший.
Площадь музея небольшая, поэтому работы экспонируются в формате периодических выставок.
Выставка, с которой стартовал музей называется «Стиль — это Я. Эрте».
Тем самым сразу обозначена главная идея творчества Романа Тыртова , чем псевдоним образован первыми буквами его имени и фамилии, Р и Т -ЭрТе.
Даты проведения выставки: 01.11.2019 – 11.01.2020.
В музее нас (а я была с подругами, в том числе и с нашей Галей) приняли очень тепло. Вход платный.
Мы смогли пообщаться и с молодым человеком на кассе, и с владелицей музея Олесей Анатольевной Сидоренко.
Информации про Романа Тыртова создатели выставки приготовили много. Сначала приведу то, что размещено на сайте музея.
Эрте одевает объемы — но это уже больше не объемы человеческого тела; украшает движения – но это уже больше не жесты. Он создает в пространстве фигуры неподвижного балета.
Жан-Луи Бори (французский писатель).
С конца десятых годов по «городу и миру» победно шествовал новый стиль — «ар-деко», марьяж модерна и конструктивизма, приправленный восточными специями. И ясно, что среди тех, кто правил балом и устанавливал его изысканные правила, был и Эрте. По формуле «богатство + шик + современность» он работал всю свою жизнь. Менялся лишь последний «ингредиент». Его «персонажи» всегда элегантно утонченны и всегда грациозны. Простой крой нарядов ни на грамм не умаляет их очевидную роскошь. Ткани создаются рифмами бус, масками, подвесками, кольцами. Одежда срастается с телом, обращая его в мифическое существо, символ, знак, орнамент и танец. А отстранённость и гламурность, отрицая материальность тела, превращают в миф и явную их эротичность. «Вива ля дива!» — это про его женщин.
Один из самых знаменитых и успешных художников ХХ-го века — так называют Эрте во всем мире. Человек, во многом сформировавший стиль ар-деко, придумавший стиль унисекс, спортивную одежду, создававший костюмы и сценографию для «Русских сезонов» Сергея Дягилева, мюзиклов, Голливуда, а также интерьеры, картины, мебель, скульптуры, ювелирные украшения, посуду и одежду. Но на своей родине, в России, Роман Петрович Тыртов (это настоящее имя художника Эрте), до недавнего времени был известен только узкому кругу профессионалов — дизайнерам интерьеров, историкам моды и театра.
Долгие годы люди, покинувшие Россию после революции в 1917 году, были вычеркнуты из информационного поля. И хотя Роман Тыртов уехал в Париж гораздо раньше всех революционных событий, в 1910 году, тем не менее, его так же внесли в запрещённый список. Первая крупная выставка работ Эрте состоялась в 2016 году на его родине, в Санкт-Петербурге, в Государственном Эрмитаже. На нашей выставке мы показываем его графику, скульптуру, фарфор, стекло и ювелирные украшения.
При входе в зал разместили фотографию Эрте и немного из его биографии.
Добавлю, что Роман Тыртов прожил очень долгую жизнь -98 лет ! Он скончался в 1990г.
В зале есть еще несколько текстов , посвященных творчеству и жизни Эрте.
Все графические работы представлены в технике шелкографии. Что это такое тоже можно прочесть.
Вот еще несколько повторяющаяся информация про Эрте.
Главное , что надо понимать : Эрте - это стиль ар-деко, "декоративное искусство", красивые вещи для интерьера, Эрте - это дизайнер, наряды, это театральные костюмы, это мебель, это ювелирка. Это пользуется спросом и по сей день, его образы тиражируются в предметах декоративно-прикладного назначения, и приносят хороший доход.
Общий вид зала.
Очень приятная галерея, но есть на выставке большой минус. Поскольку это графика, это бумага, то она в паспарту под стеклом и очень сильно все отсвечивает, мы видим себя, видим картина на противоположной стене, видим пятна от светильников. Владельцы галереи эту проблему понимают, но пока вот так. Я , конечно, снимала, что-то смогу обработать и убрать отражения, но проще оказалось найти в интернете более хорошие изображения этих работ, что я и сделала.