***
На первый взгляд, Обаррский монастырь, бывший в Средние века одним из важнейших духовных центров графства Рибагорса, может показаться простым: в нём нет клуатра, нет эффектного портала, крепостной стены, колокольни и звонницы. Но всё же здесь есть то, что позволяет выделить его среди многих других, подчас более красивых и колоритных. Во-первых, это чистота классического романского стиля монастырской церкви: если в наше время где и сохранилась "романика без примесей" - то это она и есть. А во-вторых, и это, возможно, главное – это само место, заставившее меня в очередной раз подумать: "ведь знали же раньше, где ставить монастыри!". Оно не просто живописное, не просто очаровывающее и берущее за душу; здесь реально ощущается – хотите верьте, хотите нет – величие мироздание и божественное присутствие. И словами этого не передать – это не вопрос "картинки"…
Монастырь Санта-Мария-де-Обарра – один из древнейших на Пиренейском полуострове. Только первое документальное упоминание о нём датируется 874 годом, а историки считают, что он существовал ещё в вестготские времена – о том говорят некоторые архитектурные элементы, которые мы увидим позже. Однако ничего цельного от той эпохи не осталось: в 1006 году монастырь, как и собор Роды-де-Исабены, был разорён мусульманами и впоследствии полностью отстроен заново.
Старейшее из сохранившихся монастырских сооружений – церковь Санта-Мария, возведённая в первые десятилетия 11 века в типичном "ломбардском" романском стиле:
Храм имеет широко распространённую в раннем христианстве форму базилики, а его особенностью является структура крыши в виде трёх самостоятельных покрытий: двускатного в центре и односкатных по бокам.
"Классика жанра" - горизонтальные пояски фальшивых (глухих) арочек и так называемые лопатки – вертикальные выступы в виде узких полосы – лучше всего проявляется с задней стороны, состоящей из трёх апсид. А вот декоративный фриз из ромбовидных клеток - своего рода "новинка" в испанской романике.
На боковом фасаде церкви расположены 2 входных портала: левый, с каменными гербами самого монастыря и его приора 16 века Педро-де-Мура над ним, был сооружён значительно позднее.
А правый – старинный, он относится к времени возведения самого храма:
На обрамляющих его столбах видны капители с растительным рисунком – учёные считают, что они принадлежали древнему вестготскому храму – предшественнику сегодняшнего монастыря.
А вот сами двери - современные: их пришлось укрепить после того, как в 2003 году в церковь проникли воры.
Ещё правее еле заметна почти совсем заросшая незавершённая колокольня, строительство которой было прекращено (по каким причинам – не пишут) на высоте всего лишь около 3 метров.
..........
Интерьеры церкви трудно описать: их надо не столько смотреть, сколько ощущать. Того, что иногда называют "атмосферой", здесь "выше крыши", хотя глазу может показаться, что и зацепиться не за что. Так что фотографии передают лишь бледную тень того, что есть внутри...
Отредактировано savl (2019-12-03 21:49:52)