Бедный дом, что только с ним не делали!😱
Заглянуть в глаза московским рыцарям
Сообщений 41 страница 50 из 86
Поделиться422019-11-06 14:38:57
Лена, у тебя новый стиль изложения : поэтично-исторически-детективно-архитектурно-познавательный! Если без шуток, очень увлекательно, любопытно, глубоко ! Спасибо.
Поделиться432019-11-06 17:49:09
Какие переплетения судеб, какая архитектура!
Сколько таких историй хранят московские дома ...
новый стиль изложения : поэтично-исторически-детективно-архитектурно-познавательный!
Люда, повеселила.
Если без шуток, очень увлекательно, любопытно, глубоко !
Рада, что понравилось, что интересно.
Что же мы имеем : обнаженных физкультурников с веслом мужиков с мечами заменили на рыцарей, какие-то доспехи у них все же появились, рыцари одинаковые, изменился цвет - теперь и рыцари. и орлы, и верхняя часть эркера, и балкон с орлами , и барельеф, все это стало черным , это по крайней мере так, как было в самом первоначальном варианте.
Орлы стали абсолютно другими, они уже никуда не пытаются взлететь, они мертвой хваткой вцепились в свой насест, и вид этих орлов такой тевтонский, что можно подумать , что кто-то попытался пристроить завалявшееся трофейное наследие Третьего рейха.
На фасаде полно другой более мелкой лепнины, все это новодел, хорошо, если за образец взяли что-то из уцелевшего старого декора.
Есть и орлы помельче, похожие на тех, что когда -то украшали дом.
Поделиться442019-11-06 17:50:23
А еще львиные головы, гирлянды из цветов под самым козырьком и даже бараньи головы с закрученными рогами. А еще обратите внимание на орла слева -по одному такому орлу стоят на краях дома, один на фасаде что выходит на Пречистенку, другой на фасаде, выходящем в Лопухинский переулок. То есть эти орлы присматривают за "границами" дома. Изначально вместо орлов стояли вазоны, но видимо при последней реконструкции посчитали, что чем больше орлов, тем лучше.
А в подтверждение того, что с верхних этажей открывается хороший вид, приведу это фото. Понятно, что сверху виден и Кремль, и Храм Христа Спасителя, и пресловутый Петр на Москва-реке, и соборы Зачатьевского монастыря...
Если пройти мимо дома вечером, то через застекленную верхнюю часть подъездной двери со стороны Пречистенки можно увидеть кусок лепного потолка вестибюля. 13 -это номер дома.
Красивая лепнина с ангелочками, пегасом...
Как выглядит вестибюль сейчас можно посмотреть на фото отсюда https://igor-zak.livejournal.com/3178.html и https://prechistenka-13.gethome.ru/
Вот потолок вестибюля во всей красе, изящная работа, все это новодел.
Лифтовая шахта из стекла
Вестибюль
и небольшая гостиная при вестибюле.
Как видите, богато. Рыцарям есть что охранять, рыцарям, которые не вошли в загадку, но мы помним, что в ней, в загадке , есть еще два рыцаря, к которым мы скоро и направимся.
Поделиться452019-11-06 21:46:23
Да, орлы (если это орлы?) стали очень суровы. Есть ассоциации с третьим рейхом
А как хорошо-то внутри! Одно слово: стиль!
Поделиться462019-11-07 22:46:22
Рыцарям есть что охранять
Да, охранять То, что есть сейчас и не позволить очередных переделок !
Поделиться472019-11-08 13:41:51
Орлы стали абсолютно другими, они уже никуда не пытаются взлететь, они мертвой хваткой вцепились в свой насест, и вид этих орлов такой тевтонский, что можно подумать , что кто-то попытался пристроить завалявшееся трофейное наследие Третьего рейха.
По-моему, ужасные птицы!
Поделиться482019-11-11 22:25:42
Мы отправляемся на Арбат, где под номером 35 числится доходный дом Филатовой, на котором находится последняя пара рыцарей из нашей загадки, и здесь мы снова имеем дело с творением архитектора Валентина Дубовского. Этот дом большинство знает хорошо, не раз проходили мимо, а вот все ли поднимали вверх голову...
Вот он, издали виден, серая громада, выше всех окрестных домов
В 1912 году этот участок Арбата приобрела семья купца Я.М.Филатова, которые решили построить здесь доходный дом. Автором проекта стал архитектор В.Е. Дубовской при участии Н.А. Архипова.
Это величественное здание построено в 1913-1914 г.г..Постройка, после окончания строительства, была записана за Анной Тимофеевной Филатовой, женой Я.М. Филатова. Именно поэтому строение называли «Домом Филатовой».
В Москве есть два здания с очень похожими названиями, что не раз становилось причиной путаницы. Это доходный дом купца Я. М. Филатова на Остоженке, он же «дом с рюмкой», и доходный дом его жены А. Т. Филатовой на Арбате, это дом, о котором у нас идет речь. Оба построены по проектам В. Е. Дубровского.
Что нам известно о заказчиках строительства ?
Яков Михайлович Филатов был купцом 1-ой (по некоторым источникам -3-ей ?) гильдии. Он происходил из старообрядческого рода Филатовых Богородского уезда Московской губернии и уже в Москве стал попечителем Рогожской старообрядческой общины — Московской старообрядческой общины Рогожского кладбища .
К 1914 году Яков Михайлович владел несколькими складами и магазинами электротехнических товаров, и стал выборным представителем от московского купеческого сословия. Доходный дом на Арбате был записан на супругу Филатова – Анну Тимофеевну, урожденную – Рассадкину, из очень состоятельной купеческой семьи. Некоторые источники указывают, что она была еще и совладельцем “электрофирмы” “Philips Electronics N.V.” – может, именно поэтому Филатов и занимался именно электротехническими товарами? Кстати, первый международный контракт в 1898 году этой, тогда еще совсем молодой и небольшой Голландской компании “Philips Electronics N.V.”, был заключен для… “Зимнего Дворца”в Петербурге ! Фактически этот контракт на поставку 50 000 тысяч угольных ламп-свечей и обеспечил не просто существование, но и такое стремительное развитии компании: от 10-20 работников в конце 19 века до нынешней международного корпорации.
Здание, фасад которого решён в неоготических формах, является самым крупным сооружением улицы - своеобразной кульминацией Арбата. Дом с рыцарями - это законченное, цельное произведение, в котором автор удивительно точно и со вкусом воплотил принципы средневековой архитектуры в масштабе огромного современного здания. Сама тема готического средневековья была использована в этих постройках вслед за европейской (прежде всего английской) архитектурной традицией рубежа веков. К тому же это были первые такие массивные и высокие дома в Москве. Их было видно отовсюду, они возвышались над низкорослой застройкой, как корабли. Архитектурные формы, которые делали дома похожими на крепости - башни, зубцы, крупный руст, - создавали образ дома-города. Дома-вселенной. Это очень важный образ в архитектуре эпохи модерна. Потому что доходные дома часто становились самодостаточными единицами, в которых было все необходимое для жизни.
Отсюда и рыцари: ведь если крепость, то непременно рыцарь. Внизу на первом этаже по арбатскому фасаду уже изначально были магазины, этажом выше располагалась женская гимназия Марии Ивановны Жиц с общежитием и один из лучших в Москве детских садов, в боковых крыльях дома, выходящих в переулки, располагались элитные квартиры для сдачи в наем. Гимназия обучала воспитанниц нескольким языкам, а для преподавания танцев была приглашена балерина Большого театра М.А.Волкова. Многие гимназистки квартировали в расположенных тут же комнатах.
В доме на Арбате В. Е. Дубовской предусмотрел установку лифтов с зеркалами и с кожаными сидениями, мраморные лестницы с дубовыми перилами и чугунным литьём, витражи. Все квартиры, занимавшие два подъезда, были многокомнатными, с помещением для прислуги.
По воспоминаниям потомков Яков Михайлович Филатов был в дружеских отношениям с семьей купцов Алексеевых, из которой происходил Константин Сергеевич Станиславский (Алекссев). Безусловно, Станиславский не раз проходил мимо Дома с Рыцарем (театр Вахтангова прямо напротив) и, скорее всего, он и бывал тут: возможно, и, посещая Филатовых (до переворота 1917 года), и позже, когда в доме проживала еще некоторое время Анна Тимофеевна Филатова.
Поделиться492019-11-12 13:47:57
Честно говоря, мне этот дом всегда казался таким некрасивым, что, конечно, я никаких рыцарей там не видела. И вообще его не разглядывала! Тем интересней твой рассказ!
Поделиться502019-11-12 17:45:52
я никаких рыцарей там не видела.
Вот и я о том же. Теперь, надеюсь, посмотришь на дом другим взглядом.
При советской власти в доме появились коммунальные квартиры. Но часть квартир осталась не уплотнённой, в них поселились работники Совнаркома. Здесь жили председатель Петроградского военно-революционного комитета в 1917 году Николай Подвойский, член ЦК большевиков, соратник В. И. Ленина Григорий Зиновьев.
В квартире 71 жил командующий войсками Московского округа Иван Панфилович Белов, советский военачальник, командир дивизии, возглавлявший борьбу с мятежниками в июле 1920 г. в г. Верном (Алма-Ата) - этому событию посвящена книга его друга Д.А. Фурманова «Мятеж».
Как вспоминал военный переводчик Иммануил Ильич Левин, живший с рождения на Арбате, у подъезда дома всегда поджидали своих "хозяев" казенные бьюики, линкольны и роллс-ройсы. Увы, к 1930-м годам они сменились черными "воронками", увозивших жильцов этого дома лишь в один конец. Так навсегда покинул этот дом Григорий Зиновьев (расстрелян в 1936г. ), командарм Белов (расстрелян в 1938 г.)и многие другие.
Здесь жил Давид Маркович Колмановский (1896—1937), инженер и организатор производства, начальник объединения «Главхимпластмасс» Наркомата тяжёлой промышленности СССР с красавицей-женой, актрисой театра Вахтангова Валентиной Вагриной. В их семье жил в юношеские годы племянник Давида Марковича, Эдуард Колмановский, будущий советский композитор. Давида Марковича расстреляли в 1937 году, а жену сослали. Она вернулась в 1946 году, но в свою квартиру уже не попала, лишенная жилья и необходимой для проживания прописки. В 50-е годы во время хрущевской «оттепели» её реабилитировали (мужа реабилитировали посмертно лишь в 1989), но артистическая карьера уже не сложилась, годы ушли на пребывание в иных местах.
Частым гостем в доме был В.Т. Шаламов, навещавший здесь известного специалиста по французскому языку профессора В.Н. Клюеву.
В 1975 году дом был расселен , в нем сделали ремонт и передали Министерству Культуры.
В 1992 году Н. В. Губенко, тогдашний министр культуры, приютил здесь Центральный Дом Актёра, потерявший помещение на Тверской улице в связи с реконструкцией здания после пожара. Позднее указом Б. Н. Ельцина здание было передано ЦДА в аренду на 45 лет. Сейчас значительная часть дома сдается Центральным Домом Актёра под многочисленные офисы.
Рассматривать наружный декор дома начну, конечно же, с рыцарей. Их два, они расположены с двух сторон восточного угла дома на уровне пятого этажа.
Что там про них говорится в нашей загадке ?
Мой брат-близнец глядит на странный мир,
Где нет ни солнца, ни луны, ни ветра,
Где век людской – лишь несколько часов,
Но переполнен радостью и грустью...
Я – за углом. В печали и плаще.
Мой взгляд как будто разрезает время –
Правее может каждый мчаться вскачь,
Левее жизнь течёт неторопливо,
Граница же условна, как пунктир...
Как это расшифровать ? А вот как.
Один рыцарь смотрит на театр им. Вахтангова
...на странный мир,
Где нет ни солнца, ни луны, ни ветра,
Где век людской — лишь несколько часов,
Но переполнен радостью и грустью...