Лена ГМ
Лена, очень интересные истории, спасибо, читаю с удовольствием
Подъезд шикарный. Я такие только у вас и видел, в жизни не приходилось
вот и я тоже
Вместе по всему миру |
Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Заглянуть в глаза московским рыцарям
Лена ГМ
Лена, очень интересные истории, спасибо, читаю с удовольствием
Подъезд шикарный. Я такие только у вас и видел, в жизни не приходилось
вот и я тоже
Галя, скоро расскажу, как попасть в один из таких домов.
Теперь можно обратиться к декору дома .
Доходный дом Демента принадлежит к раннему периоду творчества Дубовского, когда его индивидуальная стилистика только складывалась. Дубовским разыгрывается система архитектурного декора средневекового европейского собора — роза на фронтоне, поясок витых колонок-консолей под карнизом, обилие пластических зооморфных вставок.
Начнем с рыцаря. Мощная фигура опирается на меч. Рыцарь смотрит сверху вниз, глаза его полуприкрыты. Кажется, что он уснул на своем посту.
Рыцарь стоит не по центру фронтона, а сбоку от окошка-розы. Вы не ошибетесь, если скажете, что композиционно с другой стороны не хватает второго рыцаря. И он там изначально был ! Фигуры рыцарей должны были внушать уверенность в абсолютной надежности и безопасности жилища.
И второй рыцарь стоял долго, аж до 1995 года, пока его не сняли. Якобы демонтировали при починке ветхого каркаса, на котором статуя крепилась, но, видимо, разбили или потеряли, а может и умыкнули.
Как там у нас в загадке ?
Другие два в раздумья погрузились,
Так глубоко, что может показаться,
Земные судьбы не печалят их.
Обманчиво такое впечатленье –
Один из них в жестокой схватке сгинул.
Теперь на его месте пустота,
Но кто из смертных это замечает?
Вот на архивном фото можно видеть двух рыцарей
У каждого из подъездов в нишах находятся фигуры львиц. Причем одна из них кормит своего котенка. Был ли котенок у второй львицы, утверждать уверенно не возможно.
А вот над кормящими львицами в ниши Валентин Дубовской разместил маску чем-то напоминающую образы ацтеков.
Разглядеть весь бестиарий очень сложно. Много мелких фигурок и барельфов расположены слишком высоко, даже "добить" до них фотиком трудно. Отдельные фото пришлось позаимствовать тут ( http://mascaron.org/2019/01/13/бестиарий-валентина-дубовского/)
В капителях витых колонок под самым карнизов едва различимы какие-то фантастические мордочки.
В капителях тонких длинных колонн фигуры двух птиц, кормящихся каким-то плодом. Любопытно, что между этими птицами можно “прочитать” и морду фантастического зверя, держащего в своей пасти, быть может, веточки этих самых плодов !
Барельефы над окнами и в сандриках верхнего этажа изображают сцены борьбы каких-то зверей.
Есть львица, борющуюся с каким-то зверем
есть поверженный на спину зверь
И еще один не очень понятный, фантастический зверь, точнее зверюга, выкармливающая опять-таки не очень понятно каких детенышей
Центральным медальоном Дубовский явно цитирует басню Жана де Лафонтена «Лиса и аист». Сцена обрамлена круглыми эмблемами, значение которых пока ждет расшифровки. Во всяком случае одна из них, по положению главная, изображает два скрещенных ключа — символ апостола Петра и папской власти. Что имел в виду автор проекта или же сценарий диктовал заказчик...Кто знает...
На эркере можно разглядеть ящериц
А по всему фасаду встречаются разные звериные морды
И снова любимые Дубовским саламандры
Валентин Дубовской на роль декоратора интерьера традиционно приглашал художника Игнатия Игнатьевича Нивинского (1881–1933). Привлек он его и к росписи дома Якова Демента. Пишут, что кое-какие росписи внутри дома сохранились. Представить их можно по приведенному выше фото потолка в подъезде дома на Поварской, там тоже работал Нивинский.
Своды проездной арки.
А еще я сняла боковой фасад. Дом имеет два не очень длинных крыла, выдвинутых во двор.
Вот такой интересный насыщенный декором дом по Большой Полянке 54.
Мы разобрались с четырьмя рыцарями из загадки, правда , из этих четырех один сгинул в неизвестность. В загадке осталось еще два рыцаря, но при них рассказ будет в конце, а пока нас ждут еще два рыцаря, про которых в загадке не упоминается.
Лена ГМ
скоро расскажу, как попасть в один из таких домов
вот интересно, вы о том же о чем я подумала подожду
Зацените, какие подъезды были в домах!
Шикарно ! Хорошо, что до потолков не добрались " добрые руки" !
Расскажу сначала про историю дома и его владельца
Интересную историю семейства собрала правнучка, есть , чем восхититься и над чем подумать...
Запасный эскадрон Сумского гусарского полка был расквартирован в глуши Рязанской губернии.
Лена, а ведь мы с тобой смотрели недавно в Музее Зарубежья представленные там вещи Сумского гусарского полка, что смогли вывезти с собой после революции 1917 года и сберечь Сумские гусары...
..Революция...Все отнять и поделить...
... и выгнать хозяев из своего дома !
а ведь мы с тобой смотрели недавно в Музее Зарубежья представленные там вещи Сумского гусарского полка
Галя, ты очень внимательна и память у тебя отличная, тьфу-тьфу
Следующая пара рыцарей привела нас на Пречистенку, к дому № 13.
Шестиэтажный доходный дом был построен на углу Пречистенки и Лопухинского переулка в 1910—1911 годах по проекту германского подданного архитектора Густава Августовича Гельриха, заказчиком работы был банкир и предприниматель, основатель одной из крупнейших российских домостроительных фирм - Московского торгово-строительного акционерного общества Яков Андреевич Рекк.
Яков Андреевич Рекк
Яков Андреевич Рекк (1867 -1913,) — русский банкир и предприниматель, основатель одной из крупнейших российских домостроительных фирм — Московского торгово-строительного акционерного общества (1899).
Яков Андреевич сначала был рядовым служащим в банкирской конторе Н. Вертгейма, в 1891 году стал там же управляющим. В 1892 году купил Русский торгово-промышленный банк и преобразовал контору в московское отделение банка.
В 1893 году Рекк открыл кирпичный завод в деревне Часовая Звенигородского уезда Московской губернии, который впоследствии перешёл в собственность Московского торгово-строительного акционерного общества.
В 1901 году учредил Товарищество Никольских рядов в Москве с основным капиталом в 750 тыс. рублей для владения и использования (сдача внаём торговых помещений) Никольских рядов на Никольской улице, построенных в 1900 году Московским торгово-строительным акционерным обществом. Строил дома по собственному усмотрению за счёт общества, приглашая ведущих архитекторов, затем продавал их новым владельцам. Являлся членом московского отделения Русского технического общества.
Изначально участок под строительство доходного дома на Пречистенке купило «Северное домостроительное общество», организованное в 1889 году знаменитым русским предпринимателем Саввой Мамонтовым. Но стечение обстоятельств, приведших к банкротству, а далее к аресту С.И. Мамонтова в 1899 году не позволил реализовать этот проект, поэтому участок достался Якову Рекку.
Все архивные фото с сайта https://pastvu.com/
Посмотрим на архивное фото 1901-1902 г.этого уголка Пречистенки. Так он выглядел до строительства дома. Слева с колоннами -бывшая усадьба Лопухиных, ныне музей Л.Толстого, за ним как раз и находится участок, занимаемый домом Рекка, вплоть до конца XIX века на нем располагались деревянные строения, и был разбит сад. Хорошо видна Пречистенская полицейская часть с пожарной каланчей. Справа за белым забором усадьба Коншиных, ныне дом ученых. Виден телеграфный столб, брусчатая мостовая, конка...
Дом был построен буквально за один год - в 1910—1911гг. Доходный дом Якова Рекка и сейчас одно из самых заметных зданий Пречистенки, а в начале XX века, когда вокруг была сплошь малоэтажная застройка, что видно по приведенному выше фото, он выглядел еще эффектнее. К тому моменту, когда архитектор Гельрих приступил к созданию дома на Пречистенке, он уже был известным архитектором, построил десяток доходных домов в столице, в том числе особняк для семьи Рекка на Большой Никитской, поэтому неудивительно, что Рекк тот вновь обратился к старому знакомому. Рекк точно знал, что и как должно быть построено: в изящном и дорогом доме в центре Москвы он планировал сдавать квартиры самым богатым людям своего времени. Поэтому Гельриху было позволено не скупиться, выбирать и лучшие решения, и лучшие материалы для их воплощения. Интересно, в самом начале проекта, руководил строительством этого дома человек по фамилии Бетмен.
В результате после постройки дом Рекка выглядел вот так. Угол здания был акцентирован полукруглым эркером, над которым возвышалась башенка с часами, украшенная барельефом и скульптурами рыцарей и орлов.
Попробую увеличить верхнюю часть и рассмотреть что же там на башне было. Была пара рыцарей, вроде бы в латах, присевших на специально сделанных выступах с нишами. Рыцари опирались на мечи, причем рыцарь , что слева, почти положил голову на согнутые и лежащие на рукоятке меча руки, правого рыцаря разглядеть сложней. В верхней части башенки ближе к часам по четырем углам расположены четыре орла, которые развернули крылья и готовы к взлету. Еще пара орлов находилась по краям балкона , завершающего эркер. Башню венчала выпуклая крыша с вазоном. Видна еще какая-то лепнина помельче.
Башенка подчеркивала доминирующее положение здания над окружающей двух – и трехэтажной застройкой. Оформление уличных фасадов выполнено с использованием мотивов неоклассики - лепнина иониками над оконными проемами, маскароны, гирлянды, скульптуры орлов.
Вот два фото, сделанные примерно в 1912 -1917г. В 1911 году по Пречистенке уже пустили электрическую конку, поэтому на фото видны столбы и провода по центру улицы. На левом фото видно, что слева уже появился еще один доходный дом.
Здание было разделено на два подъезда, входы в которые располагались со стороны Пречистенки и со стороны Лопухинского переулка. В первом подъезде на каждом этаже было по две квартиры, одна располагалась в угловой части с эркером, вторая в боковом крыле. Во двор можно было попасть по чёрной лестнице. Во втором подъезде на каждом этаже располагалась только одна квартира.
В квартирах парадные помещения - гостиные и жилые комнаты - располагались вдоль уличных фасадов. Кухни и комнаты для прислуги выходили во двор. По нынешним меркам дом был элитным – имелись лифты, канализация, водопровод, ванные. Так, в 1911 году можно было снять квартиру в этом доме за 1200 - 3000 рублей в год (для сравнения зарплата учителя или инженера, например, составляла не больше 500-600 рублей в год). Сам домовладелец, а им числился сам Яков Андреевич Рекк, жил в доме по Лопухинскому переулку, управляющий - в двухэтажном каменном строении во дворе.
Нашла одно архивное фото с интерьерами подъезда в доме Рекка. Видно, как богато тут все было - лепнина, кованые перила, изящная мебель.
Яков Рекк не успел как следует насладиться доходами от нового дома — он умер в 45 лет, в 1913 году. Впрочем, не увидел Рекк и революции, которая жестоко разрушила его идею: роскошные квартиры тогда превратились в неопрятные коммуналки.
Дом знаменит своим жильцом.
На верхнем этаже размещались квартиры 11 и 12, занимал их Александр Петрович Фаберже, сын знаменитого ювелира Карла Фаберже и юрисконсульт в их семейной фирме.
Александр Фаберже -художник-ювелир, живописец. Третий сын Карла Густавовича Фаберже (1846-1920), главы ювелирной фирмы. Принял отчество Петрович по второму имени отца, чтобы его в аббревиатуре не путали с братом Агафоном . Учился в Петербурге, в Женеве и в Строгановском училище. В 1906 изучал эмальерное искусство в Париже. Был руководителем и художником Московского отделения фирмы Фаберже. Писал пейзажи, участвовал в групповых выставках. В 1918-19 работал экспертом Наркомпроса по искусству Востока. Был одним из основателей Музея восточного искусства в Москве. В 1920 году Александр эмигрировал, Россию он покидал в спешке, бросив всю свою собственность. Жил в Париже. Работал с братом Евгением в фирме «Фаберже и К°». Разрабатывал и изготавливал ювелирные изделия, создавал фигурки животных из камня. Похоронен в Сент-Женевьев-де-Буа.
Обе квартиры стали коммунальными, их заняла коммуна московских художников, в частности, группа «Бубновый валет». В одну вселился художник Б.А. Такке, в другую - художники Захаров, Серова, Архипова и режиссер, преподаватель ГИТИС А.А. Муат, с которым был знаком Михаил Булгаков. Естественно, что Булгаков бывал тут в гостях, видел мебель, оставленную Фаберже, да и имя бывшего владельца постоянно всплывало в беседах. Новые жильцы искренне считали, что в квартире могут быть оставлены тайники с драгоценностями и есть информация , что один из тайников с серебром все же был найден при перестройке дома в 1980-х годах.
М.А.Булгаков
Дом Рекка дважды фигурировал в произведениях Булгакова. Сам писатель поселился неподалеку, в Обуховом (ныне Чистом) переулке, в доме N 9. В том же переулке он довольно часто гостил у своих "дядек" — братьев-врачей Н. М. и М. М. Покровских. Позднее с одного из них был списан герой романа "Собачье сердце" профессор Преображенский.
С бывшей квартирой Фаберже, да и с бывшим владельцем, обратившемся, правда, в Анну Францевну Фужере, можно встретиться в романе «Мастер и Маргарита». Известно, что в квартире Фаберже были люстра на цепи, свисавшая с высоты 7,5 м (на ней-то, похоже, и качался кот Бегемот), камин с чугунной решеткой, да и деревянные диванчики на лестничных площадках тоже списаны с этого дома.
Еще раз дом появится в «Собачьем сердце». Хотя профессора Преображенского М.Булгаков "поселил" по сюжету фактически напротив, в доме 24, но описание Калабуховского дома взято все же с дома 13 – мраморные ступени в вестибюле, швейцар, ковровая дорожка, галошная стойка и дубовая вешалка. Да и сам профессор говорит: «Заметьте, здесь 12 квартир», а в доме 24 их всего восемь.
Кадр из фильма "Собачье сердце", квартира профессора Преображенского. Но замечу еще, что знаменитую экранизацию повести снимали не в Москве, а на «Ленфильме». И булгаковскую Москву 1920-х в картине «сыграл» Ленинград, а квартиру построили в павильонах киностудии.
Но "вернемся" в Москву". Вообще Булгаков так увлекся Пречистенкой, что даже задумал написать роман об этой улице и ее обитателях.
А дальше с домом стали происходить печальные события. В какой-то момент с него исчез весь декор башни - рыцари. орлы, лепнина , вазон, да и сама башня лишилась верхушки с часами. Остался только барельеф в стене по центру. На фото примерно 1934 -1939 годов это видно. Так в эти годы выглядели фасад со стороны Пречистенки, которая тогда уже называлась не Пречистенке, а Кропоткинская ул.
Тоже самое на фото 1934 года, наш дом слева и его центральная верхняя угловая часть стала пустой , незавершенной. Куда , когда и почему исчез весь декор неизвестно. Возможно , что-то погибло при боях во время революции, ведь в этом районе были очень ожесточенные бои. Может быть, скульптуры обветшали и их убрали , чтобы они не свалились вниз.
На этом фото вы, возможно. обратите внимание на количество людей на улиц, просто толпы идущих. Не подумайте, что все жители Пречистенки высыпали на улицы одномоментно. На https://pastvu.com/ выдвинули предположение, что в основной массе это рабочие "Дворецстроя", которые проживали в бараках на улице Малые Кочки, ныне улица Доватора, и Большие Кочки, ныне Комсомольский проспект. Они шли пешком на работу для разгребания завалов после взрыва Храма Христа Спасителя, сносу близлежащих домов, сооружением котлована и других конструкций Дворца Советов. Стройка была грандиозная, народу трудилось много. Рабочие шли на стройку по Пречистенке, и такие толпы народа в то время были нормой. В то же время по соседней Остоженке было не пройти, она была вся перерыта, потому что на ней строилась первая ветка метра и участок от станции «Библиотека имени Ленина» до станции «Парк культуры» делался открытым способом.
Что касается внутреннего декора, что на сайте https://pastvu.com/ есть воспоминания жильцов коммуналок этого дома, живших в нем в советское время .
В доме был прекрасный из красного дерева лифт, прозрачный, с зеркалами, расположенными друг против друга. Создавалось впечатление бесконечной галереи. Потом его заменили.
На потолках дома была прекрасная лепнина. Во время войны она падала с потолка и разбивалась.
Так или иначе, но дом благополучно дожил до 1983 года.
В 1983-1987 годах здание было надстроено седьмым техническим этажом по проекту, выполненному Ярославским филиалом Государственного института по проектированию заводов приборостроения и средств автоматизации Гипроприбор. Дом подвергся значительной реконструкции, угловая башня вошла в надстройку и фактически перестала существовать. Дом потерял существенную часть своего обаяния. Реконструкция была столь возмутительной, что в народ вновь пошла булгаковская фраза: «Пропал Калабуховский дом!» . Но при этом восстановили верхнюю часть баши с часами, на башню вернули часть декора. Рыцари теперь не сидели, а стояли, но почему то они были голыми, хотя и с мечами. То есть это уже были не рыцари, а не пойми кто. Появились и четыре орла по углам балкона возле часов. Не вернули крышу башни с вазоном, не вернули орлов на балкон верха эркера. И если раньше и рыцари , и орлы были темные, то теперь они стали белыми.
Говорят, что даже когда в доме было НИИ, то лепнина, старые двери все же еще существовали. Во время этой реконструкции и наши клад Александра Фаберже.
В годы перестройки дом постепенное приходил в запустение, пока в 2006 году им не заинтересовалась частная девелоперская компания VESNA Group .Она выкупила здание, которое не обладало статусом объекта культурного наследия, поэтому могло быть снесено, однако новый владелец "ограничился" переносом несущих колон, сносом всей начинки дома и устройством подземного паркинга. После реконструкции внутренних помещений на продажу было выставлено 18 квартир площадью от 210 м². В настоящее время здание считается одним из наиболее престижных на рынке элитной недвижимости Москвы.
Несомненное достоинство этого дома — высокие потолки: на верхних этажах они достигают четырех метров, а на втором — пяти. На верхнем этаже обустроено два пентхауса с видом на Кремль.
После этой последней реконструкции дом стал выглядеть вот так и все детали скоро рассмотрим, потому что с рыцарями и орлами опять произошли кардинальные превращения.
Хорошо, что до потолков не добрались " добрые руки" !
Потолки потрясли. Потрясающе!
Очень интересный рассказ. Какие переплетения судеб, какая архитектура!
Хорошо, что по крупицам что-то восстанавливают. Пусть даже для очень богатых...
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Заглянуть в глаза московским рыцарям