Лена ГМ, благодарю за интересную тему, буду следить за ее развитием.
Заглянуть в глаза московским рыцарям
Сообщений 21 страница 30 из 86
Поделиться222019-10-31 07:48:11
Неслучайные гости
Вас16
K-Olga
-спасибо за внимание, смотрите дальше. Самое интересное припасено на конец.
Думаю если по завершении показать эту тему Дэну Брауну, получим новый роман, основанный на масонских символах...
Масонские символы -это немного другое. В Москве масонских символов полно, по ним даже иногда делают отдельные экскурсии.
Твои творения уже не на одну книгу потянут.
Спасибо Миша, но на книгу не потянут, красиво излагать, как например, журналисты, не умею. Я человек очень конкретный, больше тяготею к фактам без лишней воды, хотя сама люблю почитать , когда красиво пишут.
Я уже лет пять не ходил в Бти, а это, вообще, не на слуху.
Ничего, я все же нашла фото ! На смартфон снимала, показываю все, что сняла, а сняла не все.
Зацените, какие подъезды были в домах!
Виден фонарь на лестнице, за ним кусочек витражного окна.
Поделиться232019-10-31 08:09:55
Масонские символы -это немного другое.
Для художественной литературы которую я в данный момент представляю это не имеет значения. Были бы символы, а сюжет накрутится. Вон и загадка уже стихотворная есть и интригу с рыцарями развивать и развивать можно... И вокруг того, чего они якобы охраняют... Короче - простор для фантазий
Подъезд шикарный. Я такие только у вас и видел, в жизни не приходилось.
Поделиться242019-10-31 11:15:48
Подъезд шикарный. Я такие только у вас и видел, в жизни не приходилось.
Таких подъездов у нас в Москве немало, только попасть в них почти невозможно.
Я когда-то показывала дом того же Дубовского по адресу Поварская № 20 «Доходный дом И. С. Кальмеера
и в нем подъезд, куда смогла зайти и нажать на кнопку фотика, чтобы снять потолок вестибюля
А сколько интересных подъездов в Питере ?! Там лучше подсуетились, разжились кодами и делают туры по питерским парадным.
Поделиться252019-10-31 12:07:19
Если следовать по тексту стиха-загадки, то нам в южную часть, на Большую Полянку, где находится еще одно творения архитектора Дубовского и тоже с рыцарем.
Доходный дом Я. Демента , улица Большая Полянка, д. 54.
Шестиэтажный дом с эркерами возвели в 1912 году по проекту Валентина Евгеньевича Дубовского для купца Я.М. Демента.
Посмотрим на фасад. Дом большой, в кадр тоже никак не влезает. В отличии от двух предыдущих домов, это имеет симметричный фасад. Центральная часть с эркером имеет внизу проездную арку, здесь она не закрыта, а наверху портик под которым на крыше эркера и находится рыцарь, которого уж точно мало кто с земли видит. Если уж и разглядывать его, то только с противоположной стороны улицы, задрав голову. Главный фасад дома отличает богатый декор, который мы с вами постараемся рассмотреть.
В боковых частях тоже по эркеру с каждой стороны. Вот на фото левая сторона, правая аналогичная. Низ дома отделан коричневым рустованным камнем, что отсылает нас к итальянским палаццо. Здесь не видно готики, столь любимой архитектором, тут сочетание неоклассицизма и романики - закругленные арки, окошко роза в портике...
Расскажу сначала про историю дома и его владельца, а уже потом рассмотрим все детали.
Дом был построен для купец 1-й гильдии Якова Марковича Демента. Подробной историей его семьи поделились в ЖЖ его правнучка . История этой семьи меня захватила и я решила выложить ее , опираясь на рассказа правнучки ( отсюда
http://berkovich-zametki.com/2014/Stari … nberg1.php )
Мне всегда интересна история людей, проживавших в домах, а не просто голая архитектура. Такая "частная история Москвы" через судьбы ее жителей. Может быть и вам будет интересно. Правнучки постарались и так тщательно собрали эту историю...
На самом деле, участок под дом покупал и заказывал проект не сам Яков Маркович, а его отец, Марк Соломонович. Вот с него и начнем.
Марк (Маркус) Соломонович Демент, отслужил 25 лет в Николаевской армии и поэтому, хотя и был евреем, имел право поселиться в одной из столиц. Он выбрал Москву. В армию его забрали в 17 лет. По профессии он был сапожником, в армии постиг ремесло шорника и седельника . Запасный эскадрон Сумского гусарского полка был расквартирован в глуши Рязанской губернии. Там он в основном и прослужил все 25 лет. Его жене было разрешено приехать к нему, и там родились его дети Яков и Мария. Старший сын Яков родился в 1866 г. Жена Марка Соломоновича и мать его детей рассказывала, что, когда она приехала в деревню, бабы сбегались посмотреть на жидовку, удивляясь тому, что она похожа на всех людей. Про свои детские годы, проведенные в деревне, дочь Марка Соломоновича Мария Марковна рассказывала, что деревенские ребята собирались утопить ее, считая, что утопить жидовку не грешно.
После службы в армии, Марк Соломонович получил доходное место старшего мастера (по-видимому, в 1869 г.), ездил за материалами для сапожной и шорной мастерских, пользовался благоволением начальства. Когда он вышел в отставку (а было это, вероятно, в 1881 г.), накопленные деньги, знакомства с купцами и хорошее отношение офицеров полка помогли ему основать маленькое шорно-седельное дельце, которое стало быстро развиваться. Особенно способствовала развитию мастерской русско-турецкая война, когда спрос на седла и упряжь был велик.
Марк Соломонович Демент был очень здоровым и работоспособным человеком.
По рассказам его дочери, после целого рабочего дня он становился за верстак и раскраивал кожу всю ночь, чтобы утром раздать накроенное в работу. С 1888 г. он стал купцом 2 гильдии. В 1890 г. он основал шорную фабрику, а 13 ноября 1890 г. – торговый дом «М. Демент и сын». В 90-х годах он, купец 2 гильдии, имел уже значительные средства: фабрику на 190 человек, кожевенный завод, свой выезд.
До конца жизни он не умел ни читать, ни писать по-русски и только с трудом мог подписаться на денежных документах, поставив свою фамилию. Однако он читал и отчасти понимал еврейские молитвы. Был он набожным человеком.
Жена, родившая ему детей, была у него второй. Первая жена рассталась с ним, когда его взяли в солдаты. По-видимому, первый раз его женили, полагая, что женатого не возьмут в солдаты. Со второй женой он прожил около сорока лет.
До середины восьмидесятых годов XIX века семья Марка Соломоновича, несмотря на сравнительное благосостояние, жила очень скромно. Квартира была в полуподвале, еда самая простая. Как-то их сыну Якову не понравился обед, и мать возмутилась: «Что же тебе, яичницу делать?» (она считала, что яичница – слишком аристократическая пища). Вообще мать не пользовалась никаким авторитетом ни мужа, ни детей. Умерла она в середине 90-х годов. После ее смерти М.С. Демент женился в третий раз, и в 1897 г. у него родился сын Соломон. К тому времени образ его жизни изменился, он уже имел прислугу, в 1887 г. (?) переехал из полуподвальной квартиры в большую и светлую на Пятницкой улице.
Образование детей было закончено рано. Сын, т. е. Яков Маркович, закончил 2 класса реального училища, а дочь, т. е. Марию Марковну, научили читать и кое-как писать. Изредка вся семья ходила в театр, причем, отец требовал, чтобы в ложе был диванчик, на котором он мог спать.
Свою дочь, Марию Марковну, Марк Демент отдал в жены приказчику Исаю Семеновичу Щетинину.
Сам же Марк Соломонович продолжал жить с сыном Яковом в Кожевниках на Пятницкой улице в доме Свиридовой (напротив церкви Успения), где у них была своя фирма «М. Демент и сын». Они торговали изделиями своих шорно-седельной фабрики и кожевенного завода.
В 1905 г. они купили за 54 тысячи руб. у московской мещанки Алевтины Яковлевны Бровкиной участок на Большой Полянке 54, где в 1910-1912 г. по проекту архитектора В.Е. Дубовского и был построен шестиэтажный доходный дом с двумя подъездами. Марку Соломоновичу не суждено было дождаться окончания строительства. Он умер в 1911 г., оставив каждому из многочисленных внуков наследство в размере 2000 рублей. Он был похоронен на Еврейском кладбище в Дорогомилове. На его могиле стоял памятник в виде черного мраморного столба с пылающим светильником и небрежно брошенной пальмовой ветвью. В конце 30-х годов Дорогомиловский некрополь был разрушен в связи со строительством Большой Дорогомиловской улицы и Кутузовского проспекта. Лишь немногим родственникам удалось перезахоронить останки близких. Надгробия еврейского кладбища пошли на украшения строившихся тогда станций метрополитена.
Поделиться262019-10-31 12:09:34
Вернемся к сыну, к Якову Марковичу . Он родился в в 1866 г, закончил лишь 2 класса реального училища, а затем он стал помогать отцу в работе и уже с детства научился хорошо разбираться в кожах.
Я.М.Демент в молодости
Отец отправил его в Германию для всестороннего изучения кожевенного дела. В течение нескольких лет он работал простым рабочим на разных немецких кожзаводах и таким образом постиг все секреты их производства. После его возвращения в Москву отец с сыном открыли свой кожевенный завод, на котором применялась самая передовая немецкая технология выделки кож и пошива кожевенных изделий. Дела пошли хорошо, и производство стало приносить прибыль. Завод находился на окраине Москвы в Гольянове и работал, по крайней мере, до 90-х годов 19 века..
Пора было жениться. По обычаю того времени, Яков поехал выбирать невесту на родину родителей в город Умань. Сваха познакомила его с семьей Яновских, в которой было четыре дочери: Берта, Софья , Лиза и Бэлла. Берта уже была замужем. Все сестры получили хорошее воспитание: умели играть на рояле, петь и танцевать, а также были обучены ведению домашнего хозяйства.
Якову сразу понравилась младшая Бэлла. Однако отец, Владимир Яновский, ответил, что сначала он должен выдать замуж Софью, затем Лизу и лишь после этого Бэллу. «Если ты не спешишь, подожди. Если хочешь жениться прямо сейчас, женись на Соне». Якову Марковичу некогда было долго ждать – в Москве он оставил завод. Яков женился на Софье. Она была хорошей хозяйкой, умела делать всякие соленья, маринады, варенья.
Софья Владимировна Демент (Яновская)
По воспоминаниям их внучки, Софья была властной и крутой. Яков Маркович, напротив, был добрым и мягким человеком. Они прожили мирно и дружно всю жизнь.
Яков Маркович отличался необычайной трудоспособностью. К 6 часам утра он ежедневно приходил на завод, отпирал кладовые и выдавал рабочим кожи. В течение всего дня он тщательно следил за точным соблюдением технологии изготовления кож и пошивом из них готовых изделий – сапог, ботинок, ремней, лошадиных седел и сбруи.
Когда в 1914 году был объявлен конкурс на поставку кожаных изделий для царской армии, Яков выиграл его, т.к. изделия его завода и фабрики были наилучшего качества. Так он стал поставщиком армии Его Величества императора Николая II. Яков Маркович один вел огромное дело (кожевенный завод и шорно-седельную фабрику).
Будучи одним из крупнейших в России фабрикантов и купцом первой гильдии (с 1897 г.), он был еще и высококультурным человеком. Каждую осень он покупал в Большом театре ложу на весь сезон и получал ключ от ложи. Это давало ему возможность возить свою семью на все оперы и балеты, а также на гастроли приезжих знаменитостей.
Каждое лето Яков вывозил всю семью на немецкий курорт Висбаден. Жена и дети оставались там на все лето, он же в течение месяца принимал лечебные ванны и знакомился с последними достижениями немецких кожевенников, а затем уезжал в Москву.
Семья Якова постепенно увеличивалась. В 1894 г. родилась старшая дочь Елена, в 1896 г. – сын Ефим, а в 1899 г. – дочь Раиса.
Лена Демент
Вначале семья Якова жила в очень скромном особняке при заводе в Гольянове. За особняком был хозяйственный двор, на этом дворе держали кур. Каждое лето Софья покупала много вишен, раскладывала их в большие бутыли и засыпала сахаром. Вишни пускали сок, и начиналось брожение. Получалась очень вкусная наливка.
Однажды собралось много гостей. Их угощали домашней наливкой, а оставшиеся вишни выбросили на задний двор на помойку. Курам очень понравились пьяные вишни, они их склевали, опьянели, попадали на землю и уснули крепким сном. Проводив гостей, Соня вышла во двор и ахнула: все куры околели! Позвав кухарку, она попросила ощипать трупы кур пока они еще теплые и выбросить их на помойку. К утру куры и петух проспались и пошли гулять по двору голые, без перьев.
Как-то произошло более серьезное происшествие. После приема гостей пропала часть столового серебра. Яков Маркович заявил об этом в полицию. Из участка пришел околоточный надзиратель и привел с собой собаку-ищейку. Он собрал всех слуг, поставил их в круг и сказал: «Сейчас собака будет подходить ко всем по очереди. Когда она подойдет к тому человеку, который повинен в краже серебра, она бросится на него и может сильно покусать. Поэтому лучше признайтесь, кто из вас украл серебро».
Наступила тишина, потом послышался сдавленный плач, горничная упала на колени и запричитала: «Я виновата, я взяла, все расскажу и приборы принесу, только не губи ты меня, убери свою собаку!», – с этими словами горничная пошла в каретный сарай и принесла оттуда украденное серебро. Дрожа и плача, она рассказала, что подговорил ее украсть дружок с лесопильного завода. «Будете отдавать ее под суд?», – спросил околоточный хозяйку. – «Нет», – ответила Софья Владимировна, – «раз она все вернула, я ее прощаю». На этом история закончилась.
Софья Демент
Поделиться272019-10-31 12:11:38
После смерти отца Марка Соломоновича и завершения строительства дома на Большой полянке, в 1912 году семья переехала в него. Дом двухподъездный шестиэтажный . Подоконники и лестницы на всю высоту были облицованы белым мрамором. В доме было 2 лифта и центральное отопление - редкость по тем временам. Во дворе находились конюшня и каретный сарай, превращенный после покупки автомобиля в гараж. В конюшне стояли 5 лошадей: 2 выездных и 3 верховых (для детей).
Яков с семьей занимал весь бельэтаж (две объединенные большие квартиры, включающие залы), остальные квартиры сдавались внаем. Все члены семьи имели отдельные комнаты, а пять больших комнат были соединены вместе, и там был устроен зимний сад, для которого привезли пальмы и разные экзотические растения из других стран. В зимнем саду круглый год пели птицы.
Когда строительство дома было закончено, для рабочих устроили большой праздник с угощением. На этот праздник приехал московский генерал-губернатор и наградил Якова Демента дипломом потомственного почетного гражданина Москвы.
Яков Маркович Демент
Богатые Дементы устраивали приемы. На эти приемы кроме гостей, под видом друзей или родни приглашались артисты. На приемах бывало до 100 человек. Артистам втайне от гостей платили (25-50 руб. за выступление).
С.В. Демент, 18 мая 1911 г.
В 1917 году произошла Октябрьская революция, и сразу все изменилось. Завод и фабрика были экспроприированы, и Яков потерял все права на них. Дом тоже был реквизирован, и Якову с семьей не оставили ни одной комнаты в нем. Якову Марковичу дали одну комнату в общей квартире в полуподвале на Тверском бульваре. Из окна этой комнаты были видны только ноги проходящих по улице людей. К тому же там было полутемно. Через несколько лет Яков поменял эту сырую полутемную конуру на большую и светлую комнату в Сокольниках, которые были тогда далекой окраиной Москвы. При доме был довольно большой сад. Старики вздохнули с облегчением.
В 1921 г. был введен НЭП. В городах были разрешены частная торговля, кооперативы, акционерные общества и даже иностранные концессии.
Яков Демент организовал акционерное общество «Кожснабжение» и стал его председателем. Общество покупало у охотников шкурки белок, норок, выдр, соболей и горностаев, и из них шились шубы, шапки, палантины и т.п. Дела шли хорошо, и Яков с его недюжинным талантом организатора и предпринимателя снова жил полноценной деловой жизнью.
Яков Маркович Демент 21.11.27
В 1928 г. выяснилось, что Яков Маркович болен раком горла. В России рак горла никто не оперировал, в то время как немецкие врачи успешно выполняли такие операции. Я.М. Демент списался с одним из немецких врачей и получил разрешение выехать в Германию вместе с женой для проведения операции. Операция прошла успешно, но хирург предупредил, что каждые полгода пациент должен приходить к нему на контрольный осмотр. Таким образом, о возвращении в Россию не могло быть и речи.
Как многие деловые люди, Яков держал свои деньги не только в России, но и в Германии. У него была поистине неиссякаемая энергия. Едва оправившись после операции, он купил в Берлине два доходных дома, считая, что недвижимость – самое надежное вложение денег и что дома всегда будут приносить хороший доход.
В 1933 г. к власти в Германии пришло фашистское правительство во главе с Гитлером. Вся еврейская собственность была национализирована и объявлена государственным имуществом. Сами евреи были объявлены «персонами нон грата», и им было предложено уехать из Германии. По счастью, супруги Демент не дождались этого. Яков Маркович умер 6 октября 1932 г., а Софья Владимировна пережила его лишь на полгода. Так закончилась их жизнь на чужбине, вдали от детей и внуков. Похоронены они в Берлине. Яков Маркович оставил очень умно составленное завещание, но наследникам не удалось его реализовать, т.к., во-первых, через несколько месяцев после его смерти к власти в Германии пришел Гитлер, а, во-вторых, из-за железного кордона, которым отгородил себя от внешнего мира Советский Союз. В завещании упоминались деньги, находящиеся в европейских банках, доходные дома в Берлине и земля, купленная при турецком правлении в Палестине на западном берегу озера Кинерет в районе горы Арбель (к северо-западу от Тверии) и завещанная сыну Якова Марковича, Ефиму Яковлевичу Демент.
Вот такая история семья Демент, неразрывно связанная с домом на Большой Полянке 54.
Поделиться282019-10-31 13:04:29
Леночка!Какая тема интересная! С загадками, стариной... Прямо, все, как мне нравится )))
Поделиться292019-10-31 15:50:55
Мне всегда интересна история людей, проживавших в домах, а не просто голая архитектура. Такая "частная история Москвы" через судьбы ее жителей.
Да, сколько красивых, интересных, добротных, современных домов было построено по всей России в те годы для умных, предприимчивых, работящих, успешных людей. Вот только пожить их семьям в этих домах довелось совсем немного - 5-7-10 лет...
Поделиться302019-11-01 09:45:47
Прямо, все, как мне нравится )))
Света, это действительно в твоем стиле
Вот только пожить их семьям в этих домах довелось совсем немного - 5-7-10 лет...
Ольга, история , к сожалению, типичная...Революция...Все отнять и поделить... "До основанья , а затем... мы наш, мы новый" ...Построили.... Как говорится, что смогли... Теперь по крупицам выискиваем остатки той красоты, что когда наполняла жизнь богатых людей, столь ненавидимых теми, кто был победней. Мне вся эта история с доходными домами очень близка, я первые 6 лет жизни провела в коммуналке такого дома, в бывшей квартире владельца дома. Наша семья занимала бывшую столовую. Бабушка рассказывала, что в бывшей гостиной оставался красивый камин, пока однажды не пришли НКВдешники и не вытащили его.
Что касается дома Демента, то там, конечно же, тоже после революции устроили коммуналки, а в наше время дом является чей-то собственностью и сдается по кускам в аренду. Сидят там разные конторы, включаю клинику и ресторан в подвале.