Переместимся в восточную часть центра города, где недалеко от Чистых прудов по в Гусятниковом переулке нас ждет еще один рыцарь. Забавно, что в советское время переулок назывался Большевистским.
Итак, Гусятников переулок, дом 11. Доходный дом М.О. Эпштейна. Построен в 1912 году архитектором В. Е.Дубовским в стиле неоготики. Переулок неширокий, отойти некуда, поэтому дом снять ровно целиком невозможно. Глядя на фасад, сразу отмечаем отсутствие симметрии, расположение входа в правой части, наличие двух разных по форме фронтонов в верхней части, разные по форме и размеру контрфорсы, эркер в три этажа. Еще обратите внимание на то, что на фасаде нет кондиционеров и все окна имеют одинаковые коричневые рамы. Все это говорит о нормальной реставрации и о том, что дом занимает одна солидная организация.
Справа виден кусок бывшей проездной арки, ведущей во двор, которую видимо позднее заложили.
В советское время арка существовала и даже "поснималась" в кино. Вот кадр из фильма «Школьный вальс», вид из этой арки в сторону двора , это 1977 год.
До того, как в Гусятниковом переулке был построен доходный дом с рыцарем, на его месте с стоял дом, в котором с 1892 по 1904 год жил известный ученый, отец русской авиации Н.Е. Жуковский. Из Гусятникова переулка он переехал в находившийся рядом Мыльников переулок, который позже был переименован в его честь в улицу Жуковского. Этот тихий район очень полюбился Николаю Егоровичу, и он обосновался в нем навсегда.
Дом архитектору В.Е. Дубовскому заказал кандидат права, член Московского отделения Императорского Русского Технического общества, член правления Торгового дома "Г. Волк и К°" Максим Осипович Эпштейн. Торговый дом занимался производством военно-шорных, седельных и аммуничных изделий. Сам Максим Осипович проживал по соседству по адресу Б. Харитоньевский, 10 . Дом изначально проектировался как доходный для сдачи в нем состоятельным гражданам - квартиры здесь были роскошные, большие , одна квартира на целый этаж. Доходные дома - один из распространенных до революции способов инвестиций свободного капитала. Добавлю, что В.Е.Дубовской построил для М.О.Эпштейна еще один дом в похожем стиле, но без рыцаря, в Большом Афанасьевском переулке.
Общая композиция здания довольно проста, но дом примечателен не этим – он впечатляет своими скульптурными деталями, весьма выразительными.
Над входом расположена в полный рост фигура средневекового рыцаря в доспехах, с мечом в руках, взирающего печально сверху на прохожих.
Под рыцарем в небольших готических арочках притаились ящерки -саламандры, по бокам от них помещены картуши со щитами. Рыцарь от врагов дом охраняет, саламандры - от огня. Окна нижнего этажа защищены решетками, изображающими щиты и пики. И даже на крышках, закрывающих подвальные окна, тоже изображены шиты. Весь декор здания говорит о его неприступности. Этот дом словно средневековый замок.
Сейчас рассмотрим подробно рыцаря, но скажу еще пару слов про окна. При реконструкции поставили стеклопакеты, которые точно по форме повторяют те, что были в доме изначально. Это видно по архивным фото.
После октябрьского переворота в роскошных квартирах дома – их было всего шесть,– устроили коммуналки.
Расселили коммуналки в 1980 г., и после уничтожения остатков роскоши в 1981-1982 гг. в него вселился Всесоюзный научно-исследовательский центр "АИУС-Агроресурсы".. Его сменило Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля" или коротко – ФГУП ФКЦ "Земля". Сейчас здание занимает Московское отделение Филиала по Центральному Федеральному округу Акционерного общества "Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ".
В отличии от всех других рыцарей, рыцаря на доме Эпштейна не заметить трудно - он находится достаточно низко, на уровне второго этажа. Это про него в загадке :
А старший брат почти на дне ущелья
Укрылся от дождя и снегопада.
«Почти на дне ущелья» - то есть низко расположен, а «от дождя и снегопада» его защищает изящный готический навес. Ну а то, что он старший, видно по его немолодому бородатому лицу .