Выставка "Генералич и его армия"в Музее русского лубка и наивного искусства.
Малый Головин переулок, 10
4 сентября 2019 - 20 октября 2019
http://naive-museum.ru/sobytiya-i-vysta … kogo-naiva
Информация отсюда
https://ru.wikipedia.org/wiki/Хлебинская_школа
http://temkin-naive.blogspot.com/
https://www.mos.ru/news/item/62165073/
Хорватский наив и, в частности, Хлебинская школа – уникальный художественный феномен, аналогов которому, пожалуй, нет в мировом искусстве. Это напоминает одновременно Босха и Брейгеля, Анри Руссо и русский лубок, а ещё… фильмы Эмира Кустурицы, где мир предстаёт одновременно сказочным и узнаваемым до мельчайших подробностей.
Всего на выставке представлено 50 работ, от анонимных народных икон на стекле до картин выдающегося наивного художника XX столетия Ивана Генералича.
Все картины из частного собрания Владимира Темкина, предпринимателя из города Нерехта Костромской области. Сегодня в коллекции Владимира Темкина около 100 работ хорватских наивистов. Ни одну из них он не продал и не собирается — он видит свою миссию в том, чтобы знакомить как можно большее число людей с Хлебинской школой, или «чудом хорватского наива», как он сам говорит. Системно хорватский наив в России, кроме него, не собирает и не показывает никто.
На выставке будут представлены 50 работ из его коллекции от анонимных народных икон на стекле до работ выдающегося художника XX столетия Ивана Генералича, классиков хорватского и мирового наивного искусства Мийо Ковачича, Ивана Веченая, Драгана Гажи, Ивана Лацковича и многих других авторов, выполненные в редчайшей технике – реверсная живопись на стекле.
Теперь немного о собирателе этого редкого направления живописи.
Владимир Темкин — едва ли не единственный в России собиратель хорватского наива. Он не прячет свою коллекцию в родной Нерехте, а охотно показывает ее. Его собрание выставлялось в Костроме, Екатеринбурге, Ярославле, Мытищах и, наконец, добралось до Москвы.
В советское время Владимир Темкин работал художником-оформителем. В 2000-х в его руки попал альбом работ патриарха хорватского наива Ивана Генералича. «Картины запали в душу», — говорит он.
Оказавшись в Хорватии, он сразу отправился посмотреть на них вживую. Хорватский музей наивного искусства в Загребе, открывшийся в 1952 году как Крестьянская художественная галерея, кстати, считается первым в мире музеем наива. Первоначальный интерес перерос в серьезное увлечение — за несколько лет Темкин успел познакомиться со многими художниками-наивистами, побывать в их мастерских и выучить хорватский язык.
«Теперь мы с супругой ездим в Хорватию два раза в год. Это и отдых, и творческая командировка, тем более что за последние два года у меня было пять выставочных проектов, посвященных хорватскому наиву. После каждого развожу художникам каталоги, рассказываю, как прошло, как приняла их картины российская публика. Я раньше недоумевал: откуда они берут эти краски? Но, начав ездить по Хорватии, стал их видеть. Я попадал на закате на осенний “красный лес” Генералича. Мне даже супруга говорит: “Смотри, это же Генералич твой”. Наивный художник ничего не придумывает, может быть, немножечко приукрашивает», — рассказывает коллекционер Владимир Темкин.
Так что же такое Хлебинская школа наива ?
Хлебинская школа (хорв. Hlebinska škola) — условное обозначение для нескольких поколений крестьянских художников-самоучек из села Хлебине и ближайших окрестностей недалеко от города Копривница, в долине реки Дравы на севере Хорватии.
Наивная Подравская живопись характеризуется мотивами из повседневной деревенской жизни, спокойными пейзажами, а также живым, «локальным» цветом, особенно характерным для уникальной техники живописи на стекле. Мотивы, цвета и техника настолько типичны, что картину Хлебинской школы в равной степени узнают и мировые эксперты, и критики, и просто любители. Важно отметить, что мастера Хлебинской школы довели технику рисования на стекле до такой степени виртуозности и совершенства, что им фактически нет равных в мировом искусстве XX века.
Первое поколение Хлебинской школы.
Идейным вдохновителем и основателем «школы» был академический хорватский художник Крсто Хегедушич (1901-1975). Часть детства он провел в селе Хлебине, на родине своего отца. Как и многие молодые интеллектуалы того времени, Хегедушич увлекся левыми идеями и поиском национально-самобытного выражения в изобразительном искусстве. Проходя стажировку в Париже в 1926-1928 гг. он познакомился с новейшими течениями и находился под большим впечатлением от увиденного современного европейского искусства. Там Хегедушич познакомился с арт-критиком и коллекционером Вильгельмом Уде, который прославил на весь мир первого наивного художника — Анри Руссо, а также организовал первую выставку наивного искусства так называемых «художников святого сердца». Хегедушич был знаком и с русскими неопримитивистами Михаилом Ларионовым и Натальей Гончаровой, которые тоже жили тогда в Париже.
Там же он увидел картины на стекле французской художницы Валентины Пракс (Цадкина), напомнившие ему старую постбарочную сельскую живопись на стекле, которую он сам встречал в Подравине. Хегедушичу удалось связать два отдаленных представления - конкретную традицию и современность и найти свой собственный изобразительный язык.
Вернувшись на Родину, он начал поиски в этом направлении.
В 1929 году в Загребе Хегедушич выступает одним из основателей прогрессивного художественного объединения «Земля». Время от времени он живет в Хлебине, где в 1930 г. , зайдя в хлебинский магазин, он увидел рисунки на оберточной бумаге. Так был найден 15-летний Иван Генералич (1914-1992) , а вслед за ним и Франьо Мраза (1910-1981).
Художник дает им творческие советы и обучает основным приемам живописи.
«Когда Уде открыл Анри Руссо, тот был уже сложившимся художником. Так же наши авангардисты нашли Нико Пиросмани. Хегедушич же учил Генералича рисовать, показывал, как писать по стеклу, и тот до конца жизни называл его профессором. Хегедушич хотел доказать, что талант не зависит от происхождения, и сумел это сделать" - говорит Владимир Тёмкин.
В программу группы «Земля» вносится пункт – «работа с крестьянскими художниками из Хлебине» и появляется т.н. «Сельская художественная школа в Хлебине» или кратко «Хлебинская школа». Хегедушич считал, что художественный талант не связан с происхождением и не является привилегией какого-то определенного класса. В 1931 году он привлекает своих подопечных к участию в III выставке группы «Земля» в Загребе, после чего сельские художники-самоучки становятся постоянными участниками народных выставок и получают известность.
Работа Крсто Хегедушича с крестьянами – это специфический сплав традиций, культуры и идеологии, связанный с социальной трансформацией хорватского села в двадцатые и тридцатые годы прошлого столетия, когда возник симбиоз крестьянской и городской культур.
Установки Хегедушича и его влияние на дальнейший творческий процесс были минимальными, так как предложенный им основной тезис для своих учеников – «рисуй, что видишь» был близок к пониманию народа, а техника рисования на стекле воодушевила в дальнейшем все село и ближайшие окрестности.
"Первое поколение Хлебинской школы составили трое — Иван Генералич, Мирко Вириус и Франья Мраз. Вириус сгинул в нацистском концлагере в 1943-м, Мраз после войны пошел по партийной линии и уже не смог вернуться в наивное искусство, хотя и пытался. А Генералич стал локомотивом, который сделал хорватский наив мировым достоянием», — говорит Владимир Темкин.
Абсолютно все художники первого поколения Хлебинской школы были не просто без специального образования — в первом-втором поколениях у всех только четыре класса начальной школы. Даже в 1960-е, с приходом популярности, с селом никто связи не порвал, у всех есть хозяйство.
Второе поколения Хлебинской школы
После Второй мировой войны следующее поколение хлебинских художников фокусируется на идеализированном и стилизованном показе сельской жизни, взятом, в основном, из воображения. Иван Генералич становится центральной и доминантной фигурой Хлебинской школы. Собрав вокруг себя талантливую сельскую молодежь — Франьо Доленца, Франьо Филиповича, Драгана Гажи — он так же, как когда-то Хегедушич, дает им основные наставления для занятия живописью.
Открытие в 1952 году в Загребе Крестьянской художественной галереи (с 1994 г. — Хорватский музей наивного искусства) и большой успех персональной выставки Генералича в Париже в 1953 г. послужили хорошей мотивацией для занятий живописью и других сельских художников в Подравине. В первой половине 1950-х рисовать начинают Иван Веченай, Мийо Ковачич, Мартин Мехкек и Йосип Генералич. Все эти художники вместе с уже упомянутыми Ф.Филиповичем и Д.Гажи относятся к так называемому второму поколению Хлебинской школы. Они считаются классиками хорватского и мирового наивного искусства, их работы хранятся во многих музеях бывшей Югославии и множества других стран. Их имена вошли во Всемирную энциклопедию наивного искусства (World Encyclopedia of Naive Art).
Мийо Ковачич рассказывал Владимиру Темкину: “Услышал, что есть такой Иван Генералич. Пришел к нему в село. Хочу, говорю, рисовать, покажи. Генералич отвечает: “Ну, смотри”. Что он мне мог показать? Он крестьянин, я крестьянин. Один уже мужик, второй еще мальчишка. Особо я ничего и не понял. Я тогда даже понятия не имел, что существуют художественные краски. Кисти тоже были самодельные”.
Совместные выставки, прямые контакты и непосредственный обмен опытом между Иваном Генераличем и молодыми художниками значительно повлияли на творчество каждого из них, в том числе и на характер искусства Хлебинской школы в целом.
В середине 50-х годов прошлого столетия приходит признание хорватского наива и его большая мировая слава. Достаточно упомянуть большой успех Хлебинской школы на Третьем биеннале в Сан-Паулу (Бразилия) в 1955 году и участие Генералича наряду со многими выдающимися мировыми художниками первой половины XX века в известной выставке «50 лет современного искусства» в 1958 г. в Брюсселе и последующее приглашение организовать персональную выставку в Брюссельском дворце изобразительных искусств. Именно брюссельское мероприятие полностью подтвердило международное значение Ивана Генералича и других художников Хлебинской школы.
Работы хорватских наивных художников участвуют во многих престижных выставках, о них издаются обширные монографии на всех основных языках, свои выставочные залы им предоставляют лучшие музеи мира. Работы художников Хлебинской школы были неоднократно показаны в СССР — в Государственном Эрмитаже, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном Русском музее.
Серьезная государственная поддержка в организации выставочных проектов и мероприятий, посвященных наивному искусству значительно повлияла на увеличение общего интереса к данному феномену, как внутри самой бывшей Югославии, так и во всем мире.
Третье и четвертое поколения Хлебинской школы
Среди многочисленных представителей данных поколений, особенно выделяются искусствоведами и критиками Иван Лацкович, Нада Швегович Будай, Никола Веченай Лепортинов, Мартин Копричанец, Степан Иванец, Дражен Тетец. Их работы находятся в Хорватском музее наивного искусства в Загребе и ряде других музеев и галерей.
К концу 1980-х интерес европейской публики значительно угас, а распад Югославии и дальнейшая гражданская война фактически поставили точку в развитии данного явления. Хлебинская школа сумела сыграть свою большую роль в деле признания наивного искусства как одного из направлений современного искусства XX века и его институционализации.