mistral написал(а):Незаурядное лицо!
Если убрать парик, то лицо очень современное. Прекрасный портрет.
mistral написал(а):Хороший проект - гастроли провинциальных музеев в Москве.
Проект очень нужный, не все города мы успеваем посетить. Хотя на таких выставках представлена лишь часть собрания, но тут многое из запасников, это даже приехав в город, не увидеть.
Loconte написал(а):очень интересная выставка, спасибо, что привлекли к ней внимание и показали!
Москвичи могут сходить сами, а вот немосквичам можно у меня посмотреть
Василий Тимофеев (1835 -1914) "Портрет институтки" 1864г.
Лев Лагорио (1826-1905) "Пейзаж с озером" 1859г.
Лев Лагорио (1826-1905) "Туман в горах. Кавказ " 1878г.
Леонид Соломаткин 91837-1883) "Славильщики -городовые" 1872г.
Скромная прихожая с выходящими в неё дверными проёмами. Тишина зимних сумерек нарушена. В купеческий дом рождественским вечером пришли славить Христа нижние полицейские чины. Исполинские фигуры главных героев размещены справа. На широкой груди каждого овальные жетоны с номером части, ордена и кресты. В руках – начищенные каски с гербами. Слева стоит седобородый пожилой купец в добротной коричневой поддёвке, он отсчитывает из кошелька деньги. Вокал славильщиков далёк от совершенства, но старания их велики. Причина стараний – небольшое вознаграждение за усердие: стол с нехитрой закуской и кошелёк в руках купца. Каждый из поющих прилагает разные силы. Герой с крестами поёт легко, пытаясь рассмотреть угощение и то, что происходит с кошельком.
Второй будошник поглощен пением абсолютно. Он стоит, уперев в пол расставленные ноги, и басит изо всех сил, провозглашая рождественские пожелания. Для третьего это занятие кажется новым: он скромно отступил во второй ряд и скорее делает вид, что поёт.
Мир «маленьких людей» был знаком Леониду Ивановичу Соломаткину не понаслышке. Он происходил из мещан, рано осиротел, в детстве работал подпаском, мальчиком «на побегушках», помогал странствующему торговцу, скитался вместе с чумацкими обозами.
Затем учился в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества (1855 – 1861), был вольнослушающим студентом Академии Художеств. Вышел из Академии в 1866 году со званием классного художника 3-й степени. Жил попеременно в Петербурге, Москве и в провинции. Писал картины, героями которых были завсегдатаи погребков, странники, провинциальные актёры и прочий мелкий люд. Умер в нищете.
Василий Поленов (1844-1927) "Пруд в Веле" 1874г.
Алексей Боголюбов ( 1824-1896) "Атака на Дунае турецкого парохода миноносной лодкой "Шутка" 16 июня 1877 года (Дело лейтенанта Н.И. Скрыдлова" Не ранее 1878г.
Работа Боголюбова "Дело лейтенанта Скрыдлова на Дунае" относится к батальному жанру. Батальный жанр - это жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сражений (в том числе и морских) и военных походов, современных художнику или из прошлого. Эта работа была написана в память о событиях русско-турецкой войны 1877-1878 гг. В те годы Боголюбов по распоряжению Александра II побывал на Дунае на театре военных действий. Художник должен был писать уже свершившиеся военные события.
Несколько лет спустя Боголюбов по заказу Александра II вновь обращается к теме русско-турецкой войны - к подвигу лейтенанта Скрыдлова. Он создает в конце 1870- - начале 1880-х годов несколько рисунков на тему дела Скрыдлова, а в 1882 году - картину "Атака катером "Шутка" турецкого парохода на Дунае", которая хранится в Центральном военно-морском музее в Петербурге. Картине предшествовало два эскиза - один из них хранится в Ульяновском областном художественном музее, а второй - в Радищевском музее в Саратове. В основу картины лег последний эскиз.
На нем изображена атака на Дунае под Рущуком русским миноносным катером "Шутка" под командованием лейтенанта Николая Илларионовича Скрыдлова турецкого парохода "Эрекли".
Во время русско-турецкой войны использовали новое изобретение русских инженеров - паровые катера, оснащенные крепившимися на длинных шестах минами. Обычно такие суденышки ночью незаметно подплывали к вражескому кораблю и ударяли шестом с миной о его борт. Сам же катер в это время должен был успеть увернуться от взрыва. Одним из таких катеров и была "Шутка".
Днем 8 июня 1877 года турецкие суда направились к русским понтонным переправам на Дунай, собираясь помешать переправе русских войск. У острова Мечка навстречу большому вооруженному турецкому пароходу "Эрекли", обстреливавшему флотилию русских судов, двинулся русский минный катер, которым командовал лейтенант Скрыдлов. С турецкого парохода по русскому суденышку открыли сильный огонь. Было ранено несколько русских моряков, сам командир и находившийся на катере художник В.В. Верещагин, повреждены шестовые мины. Несмотря на это, "Шутка" шла почти на таран. Русские моряки смогли ударить шестом с миной о борт парохода, но мина не взорвалась. Однако турецкий капитан, напуганный смелостью русских моряков, повернул "Эрекли" назад и увел за собой сопровождавшие его суда.
Это была первая в мировой истории дневная минная атака. За свой подвиг лейтенант Скрыдлов был награжден орденом св. Георгия 4-й степени. Экипаж катера "Шутка" защитил русскую флотилию паровых и гребных судов и дал ей возможность установить минные заграждения у переправы через Дунай.
В центре эскиза "Дело лейтенанта Скрыдлова на Дунае" изображен турецкий пароход "Эрекли", к которому слева приближается русский катер "Шутка". Художник передает клубы дыма, взметнувшуюся вверх от многочисленных взрывов воду, дым от выстрелов на берегу. В своих воспоминаниях "Записки моряка-художника" Боголюбов писал: "Во время атаки по всей возвышенности были расставлены турецкие стрелки, и надо дивиться, как эта утлая минная лодка не была потоплена, а только искалечена пулями противника, переранившими всех смельчаков".
Илья Репин (1844-1930) "Солдат" Не позднее 1879г. Эскиз к картине "Проводы новобранца"