************
Как видите, небо понемногу начало проясняться, 10 часов уже "пробило", а значит - нам пора в Кремль!
Тут я должен сделать небольшое отступление, чтобы сказать, что же всё-таки есть Вологодский кремль, а что им не является. Сегодня так условно называют ограждённый каменной стеной Архиерейский двор или, в чуть более расширенном варианте - часть исторического центра на Кремлёвской площади, включающую в себя Архиерейский двор и стоящий рядом с ним Софийский собор. Однако настоящий Кремль был намного более масштабным ансамблем, от которого, надо с сожалением и горечью признать, практически ничего не осталось...
А занимался его строительством сам Иван Грозный, наезжая сюда во время пребывания в Александровской слободе. Некоторые считают, что в силу своей мнительности царь хотел иметь запасной форпост или даже готовил себе пути отступления через северные моря в Европу на случай крупного бунта или боярского заговора, а потому заложил в Вологде, к тому времени уже давно принадлежавшей Московскому княжеству, огромную крепость, которая должна была стать в 2 с лишним раза больше Московского кремля. Работы начались 28 апреля 1566 года, в день святых апостолов Иасона (Насона) и Сосипатра, а потому крепость прозвали Насон-городом, или просто Городом. Крепостные стены были каменными, а снаружи их окружали выкопанные рвы и насыпанные валы. Следующая карта даёт наглядное представление о масштабах сооружения: красной линией я отметил границы Кремля времён Ивана Грозного, а синим - территорию, которая сегодня носит такое название. Разница, как видим, ошеломляющая...
На протяжении нескольких лет царь часто бывал в Вологде, лично наблюдая за строительством крепости и Софийского собора, возведение которого началось через 2 года. Однако спустя 5 лет, в 1971 году, Иоанн IV внезапно покидает город и больше в него уже не возвращается. Почему так произошло - до сих пор не известно, "потёмки царской души" так и не вышли на свет. Правда, есть легенда, что однажды, когда Грозный в очередной раз прибыл с "инспекцией" в строящийся Софийский собор, ему на голову упал то ли камень, то ли кусок штукатурки, и царь (опять же, вспоминаются многочисленные упоминания о присущей ему мнительности) воспринял это как плохой знак и даже - опять же, по преданиям - чуть ли ни приказал разобрать храм, но всё это лишь сказания, а единственная правда до сих пор заключается лишь в том, что её - этой правды - досконально никто не знает и вряд ли когда-нибудь узнает...
А крепость - тот самый "настоящий" Вологодский кремль - так и осталась недостроенной. Правда, на тех участках, где каменных стен не было, поставили деревянные "заплатки", в 1612 году они были сожжены при набеге поляков и через 20 лет возведены заново. К середине 17 века Кремль был наполовину каменным, наполовину деревянным, имел 11 каменных башен и 12 деревянных - и это время можно назвать его расцветом.
Однако во второй половине того же 17 столетия, Насон-город потерял своё военное значение, и вологжане начали активно разбирать крепостные сооружения, материал которых использовали для строительства церквей и домов. Последние каменные башни были снесены уже в 1822-1823 годах при новой планировке города и устройстве бульваров.
И всё же от бывшего Кремля Ивана Грозного остались не только воспоминания. Сохранился величественный ансамбль нынешней Кремлёвской площади, который со временем и получил название, хоть исторически не очень корректное, Вологодского кремля. Вот его мы сейчас подробно и посмотрим.
Вологодский кремль хорош, прежде всего, именно как ансамбль - яркий, величественный, красивый. Недаром, только увидев его, я сразу захотел в Вологду, в которую никогда прежде не собирался. Но среди прочих его сооружений два выделяются особенно: монументальный собор и его отдельно стоящая колокольня.
Софийский собор - древнейшее каменное здание города, заложенный, как я уже писал, Иваном Грозным и сменивший в качестве нового кафедрального храма Вологды старый собор Воскресения, располагавшийся, напомню, на Ленивой площадке, которая после сооружения Кремля оказалась далеко за пределами нового городского центра. Его архитектурным прототипом стал Успенский собор в Москве, и внешне между ними действительно есть много общего.
Восточные ворота собора (сегодня в него входят через южные, над которыми возведено - на мой взгляд, явно позднее - каменное крыльцо):
Уникальность Софийского собора (кроме того что он уникален сам по себе, как один из классических русских храмов времён Ивана Грозного ) ещё и в том, что в нём сохранились аутентичные интерьеры: росписи конца 17 столетия и позолоченный иконостас первой половины 18 века. Большевики не тронули собор, разместив в нём атеистическую экспозицию краеведческого музея и подвесив к потолку маятник Фуко (вспоминаю, что то же самое было и в Пскове).
Вход в собор по билетам (100 рублей, если не ошибаюсь), но мы попали в него в "бесплатное время", когда внутри проходила служба. Честно говоря, нам, как неспециалистам, полученных даже в таком формате впечатлений хватило: да, красиво, да, все внутренние пространства (стены, колонны, своды) полностью расписаны, но чтобы вникать в сюжеты всех фресок - это уж очень сильный интерес надо иметь... Так что мы вполне довольствовались этим посещением, сэкономив при этом несколько сотен, а единственный минус при этом состоял в том, что не удалось полноценно сфотографировать интерьеры; правда, несколько снимков украдкой я всё же сделал - для совсем общего представления: