====================
Спасо-Прилуцкий монастырь находится на северной окраине Вологды (формально он даже входит в нынешнюю черту города) в нескольких километрах от центра. Поэтому доехать туда – просто и быстро. Или не очень быстро. Дело в том, что путь проходит через наземный железнодорожный переезд, сразу за которым расположен мост через реку. А перед мостом поезда, как известно, притормаживают. Вот в такой ситуации мы и оказались: переезд был закрыт, потому что через него – оооочень, "по-северному", медленно – тянулся длинный товарняк – я давно не видел так много вагонов у товарного поезда... Он тянулся, тянулся, тянулся... И когда, наконец-то, забрезжил свет, то есть показался последний вагон, навстречу ему – ну, вы уже поняли!.. – на мост выехал другой товарняк, правда, покороче. Хотя от этого его скорость, понятно, выше не была. В общем, на переезде мы простояли минут 15, слава богу, что по времени нас уже ничего не поджимало.
Когда я увидел, как много написано о Спасо-Прилуцком монастыре, то был слегка озадачен: это сколько же материала надо прочитать и переработать , чтобы не перегружать рассказ и оставить лишь самое главное и интересное... Но быстро понял, что всё намного проще, чем казалось: большая часть написанного сводится к тому, что религиозно не ангажированным людям не так уж и важно: подробности жития святых, так или иначе связанных с монастырём, и свершённых ими чудес, описание престолов собора, перечисление его икон... Я искренне верю в бога, но считаю, что Он (тот, который не он, а Он) существует в мощах и так называемых святынях не более, чем в озере или облаках, что он вообще во всём, что мы видим, и ещё больше в том, что не видим (тут я полностью разделяю постулат "нет ничего, кроме бога", являющийся основой адвайты – духовного учения, подошедшего, на мой взгляд, наиболее близко к абсолютной истине). Поэтому – да простят меня адепты официального православия - мой рассказ об одном из самых значимых монастырей Русского Севера будет абсолютно светским, а сам монастырь предстанет исключительно как прекрасный – да что там, действительно выдающийся! - историко-архитектурный памятник и место, приятное душе, сердцу и взгляду.
Основан он был в последней трети 14 века (чаще всего называется 1371 год) монахом Димитрием Прилуцким, которого я уже упоминал, говоря о церкви его имени в вологодском Заречье. Все источники в один голос называют его "первым на Русском Севере общежительным монастырём", и мне стало интересно, что это такое. Оказалось, что ничего такого уж особенного: это монашеская коммуна с единым имуществом и общим хозяйством, с одинаковыми для всех пищей и одеждой, с распределением монастырских работ между всеми на равных условиях. Честно говоря, я как-то под словом "монастырь" всегда именно это и подразумевал...
Кстати, сам Димитрий Прилуцкий святым, похоже, был правильным, действительно "от бога". Он лично принимал странников, не ссылаясь на "занятость", до глубокой старости ходил вместе с братией на общие работы и, что мне особенно понравилось, принимал пожертвования для монастыря с разбором, следя, чтоб они не были в ущерб ближним подававших (как было бы здорово, если б перед вечерней службой в каждом храме священник вопрошал собравшихся: а ну-ка, кто пришёл сюда, оставив больного, не покормив детей или не приготовив ужин мужу? Быстро идите отсюда домой – там ваше истинное служение!).
Но вернёмся к монастырю Выглядит он со всех сторон очень колоритно и внушительно, окружённый мощными крепостными стенами с угловыми башнями, а над ними – купола, купола, шпили, снова купола (самые эффектные виды снаружи открываются с западной стороны – от реки, я их покажу попозже)... Главный вход внутрь (перед ним – большая парковка) - Святые ворота с надвратной церковью Вознесения Господня (изначально - Феодора Стратилата, покровителя христианского воинства), сооружённая в 1588-1590 годах (колокольню в древнерусском стиле к ней пристроили в начале 18 века). Ворота имеют два арочных проёма: большой для проезда и малый для пеших путников.
Эти ворота и прилежащий к ним участок стены являются древнейшей сохранившейся частью монастырской ограды: когда их строили, все остальные стены были деревянными. А сегодняшнее каменное – точнее, кирпичное - ограждение возникло уже в 1640–1650 годах. Тогда же появились и 5 башен: 4 угловые и одна – Водяная - посреди юго-западной стены.
За Святыми воротами сразу же открываются ещё более великолепные картины монастырского ансамбля:
Спасо-Прилуцкий монастырь не подавляет своей религиозностью. В нём можно фотографировать и даже разрешается – никого не спрашивая и абсолютно бесплатно! – подняться на стену, на её боевой ход. Туда мы пойдём чуть позже, а сейчас посмотрим главные храмы и основные сооружения монастыря.
Главный здесь, конечно, Спасский собор, возведённый в камне в нынешнем обличье в 1537-1542 годах, ещё до того, как обитель впервые посетил Иван Грозный. Его стиль соответствует традициям московского зодчества: в то время Москва стремилась всячески упрочить своё влияние на Русском Севере, и проявлялось это не только в политике, но и в архитектурных формах.
На барабанах глав собора - классический для северных русских храмов белокаменный декор:
Торжественное крыльцо с лестницей появилось спустя 100 с лишним лет: его пристроили к собору в 17 веке. В его верхней части - научно выражаясь, на тимпане – большая фреска с поклоняющимися Христу Димитрием Прилуцким - основателем монастыря и Иваном Прилуцким - сыном углицкого князя Андрея Горяя, сосланным в Спасо-Прилуцкий монастырь московским князем Иваном III в 1493 году и скончавшимся и похороненном здесь под именем схимонаха Игнатия. Вот только изначальный шатровый верх крыльца в 19 столетии был заменен обычной двускатной крышей.
С трёх сторон собор окружает двухъярусная галерея-гульбище:
Отредактировано savl (2019-06-25 19:37:26)