Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме!
Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы.
Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений.
Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите.
Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку.
Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.
И здесь тоже оказался уютный садик, довольно не маленький, с колоритным колодцем:
А это уже скверик снаружи - ничего особенного, но ... симпатично, особенно в таком каменном городке:
**********
Нет, не зря нам, даже стремясь к этому, не удалось "нарастить" маршрут этого дня. Наши "вперёдсмотрящие" ангелы, как обычно, видели всю картину более полно и объёмно и "вели" нас в Альмагро по ведомому только им графику. А насколько он был мудр и дальновиден, нам довелось убедиться очень скоро (ох, как аукнулся бы нам уже здесь крюк в Консуэгру...).
На протяжении всей прогулки по городу нас сопровождали голубое небо, отдельные белые облачка и яркое солнце, празднично раскрашивающее своими лучами дома, улицы и площади Альмагро. Мы успели посмотреть всё, что хотели, и даже пообедать, впервые попробовав очень вкусное местное блюдо под названием писто манчего - писто по-ламанчски: овощное рагу с мясом и глазуньей сверху. Оно не густое, и для русского желудка, привыкшего к обеденному супу, может служить прекрасной заменой оному, макать в эту похлёбку вкуснейший испанский хлеб - одно удовольствие:
После этого мы вернулись в отель, чтобы отдохнуть: единственное неосмотренное место - клуатр монастыря Асунсьон-де-Калатрава - всё равно был закрыт на дневную сиесту. И вот тут-то "хляби небесные" и прорвались: за окнами началось настоящее ненастье - ливень, гроза, ветер... Судя по прогнозным сайтам, над всей Ла-Манчей (или, как минимум, её половиной) проходил огромный циклон, но он был последним, что могло угрожать с неба уже до конца путешествия: все оставшиеся дни на всём маршруте нас ожидало то самое испанское "безоблачное небо". Так что перспективы были оптимистичными, да и сегодняшнее безобразие должно было уже к вечеру прекратиться.
Правда, зонтик открыть всё же довелось, хотя при большом желании без этого можно было и обойтись. Но, как только дождь стих, мы всё же вышли на улицу: во-первых, было очень желательно пополнить в ближайшем Dia дорожные запасы местных деликатесов: натильяса, кофейного флана и гаспачо в пакетиках (суперклассная штука для автопутешествий! ). А во-вторых - эх, охота пуще неволи! - всё-таки дойти до вот-вот должного открыться клуатра.
Дошли - и почти без дождя. Вот только на Пласа Майор пришлось застрять минут на 5, пережидая очередную "тучку". Впрочем, не нам одним:
..........
Монастырь Успения Богородицы Асунсьон-де-Калатрава строился в начале 16 века в качестве больницы ордена Калатравы и стал монастырём уже позднее. Самая интересная его часть - двухъярусный дворик-клуатр с преобладанием ренессансного стиля (посещение платное за символическую цену).
Посмотрев дворик, мы уже было собрались, но тут стихия нанесла очередной удар: на Альмагро посыпался град, и если накануне вечером в Педро-Муньос он был... обычным, то тут - настоящим градищем: не с перепелиное яйцо, конечно, но по голове таким получить точно не хотелось бы...
Вскоре клуатр оказался почти присыпанным ледяной крошкой:
Когда начались сумерки, о бушевавшей ещё недавно стихии напоминали только не успевшие высохнуть улицы и пустующие столики на Пласа Майор (и в очередной раз хорошенько "помытая" машина ). Тучи расползались, небо прояснялось, а то, что вечером было прохладно и даже откровенно холодно - так в апрельской Испании этому удивляться не приходится
Альмагро стал самой дальней точкой нашего маршрута и, покинув его, мы тем самым как бы пересекли экватор всего путешествия: отныне каждый новый километр пути уже приближал нас к "дому".
Короткую остановку мы сделали в маленьком пуэбло Гранатула-де-Калатрава (Granatula de Calatrava) - ради вот этого уголка возле церкви Санта-Ана, строившейся с 14 по 18 столетия:
Здесь же находится и местное аюнтамьенто:
И чуть в стороне - Дворец Торрубиа, объявленный объектом культурного наследия, но находящийся в заброшенном и практически аварийном состоянии:
А вот герб на его фасаде хорош:
И едем дальше. Преимущества дорог Ла-Манчи в том, что они довольно быстрые. Не из-за какого-то особого скоростного режима, а потому, что в силу преобладающего рельефа они, как правило, прямые - настолько, что в голову постоянно приходят все известные на этот счёт эпитеты: "как стрела", "как натянутая нить"... Разрешённая скорость на большинстве из них - 90, реже - 100 километров (иногда - на пересечениях с второстепенными дорогами - 70, но это всего на пару сотен метров), так что ехай и ехай, фигарь себе "в даль светлую", не засни только Драйва, конечно, мало, поворотов практически нет, по сторонам смотреть не на что - это уже обратная сторона ламанчских пейзажей...
**********
Впереди местность становится чуточку (самую малость!) гористой, и вдали на одном из холмов показались контуры большой крепости - нашего следующего пункта назначения.
<<< --------------- Крепость КАЛАТРАВА-ЛА-НУЭВА --------------- >>>
Крепость Новая Калатрава (Калатрава-ла-Нуэва) на протяжении многих веков была резиденцией одного из четырёх самых крупных военно-религиозных рыцарских орденов на территории нынешней Испании. В отличие от тамплиеров, госпитальеров и ордена Сантьяго, созданных для решения более глобальных задач, орден Калатравы был образован с намного более локальной целью - для защиты завоёванного христианами в 1147 году города Калатрава, имевшего важное значение в силу нахождения на дороге, ведущей из Кастилии в Андалусию.
Сначала орден удачно справлялся со своей задачей, но спустя 40 лет, когда началась новая волна мавританского вторжения на земли Пиренейского полуострова, город пришлось сдать, правда, уже ненадолго: эпохальная победа при Лас-Навас-де-Толоса отбросила мавров так основательно, что рыцари Калатравы решили возвести в качестве своей штаб-квартиры новую крепость - на полсотни километров южнее. Она получила имя Калатрава-ла-Нуэва, а прежняя стала называться Старой: Calatrava la Vieja (её руины там можно увидеть и сегодня).
Прекрасно укреплённую крепость Калатраву-Новую боевой назвать, однако, нельзя: по той простой причине, что участвовать в боях ей не довелось. Она так и осталась наблюдательным форпостом, а в 14 веке, когда реконкиста вступила в решающую фазу, утратила и эту функцию, всё больше становясь чисто монашеской обителью (тем не менее, она оставалась резиденцией ордена Калатравы до 1804 года). Сам же орден, учитывая его авторитет, богатство, духовные традиции и военную мощь, ещё долго был влиятельной силой в Кастилии, а потом и в Испании.
..........
На вершину скалистого холма, где расположена крепость, ведёт уложенная крупными камнями извилистая дорога, по спирали огибающая склон горы. Причём покрытие это совсем не ровное, а камни вовсе не гладкие: большую часть пути я искренне боялся проколоть шину об очередной острый выступ. Интересно, что дорога эта (речь, конечно, не о конкретных камнях) не является новоделом туристической эпохи: её соорудили ещё в 1560 году, в преддверии посещения Новой Калатравы "первым туристом" - испанским королём Филиппом II.
Сегодня крепость открывается поздно - аж в 11 утра. Видимо, априорно считается, что желающие побывать здесь будут ехать из "мест отдалённых" - других более-менее крупных туристических центров поблизости нет. Нам же не было никакого резона задерживаться утром в Альмагро, поэтому мы, хотя и "тянули время", как только могли, оказались у подножия крепости минут за 40 до начала её работы и к моменту открытия успели её только что не "облизать", осмотрев со всех сторон её мощные укрепления, изучив с высоты окрестности и даже местную флору (не очень в резкости - это миндаль)...
Окрестности, кстати, тут бывают и такими:
**********
Чтобы попасть в крепость, нужно было преодолеть несколько оборонительных рубежей. Через первый - внешнюю стену - ведут ворота Пуэрта-де-лос-Палос (или -де-лос-Аркос):
За ними начинается "посадская" территория, где находились огороды и "вспомогательные службы" - склады, мастерские, конюшни, гостиница. До наших дней они дошли в основном в виде фундаментов, остатков стен и восстановленных входных арок:
Отсюда каменистая дорожка идёт к следующим воротам - Пуэрта-де-Йерро, ведущим уже внутрь самой крепости.
А вот внутри как раз интересного меньше всего. То, что осталось, представляет собой маловыразительные сооружения, в основном - хорошо развалившиеся, отчасти - чтобы придать им хоть какой-то "товарный вид" - реконструированные уже в наше время. Только схема крепости поясняет, что это - цистерна, то - кузница, а вон там - руины монастырского клуатра и капитулярного зала. Но для неспециалиста, если честно, в таком виде всё едино...
В центре крепости, на самой вершине горы, возвышается главный замок, fortaleza, крепость внутри крепости. Перед ней находится Оружейный двор (patio de armas), из которого можно было попасть в резиденцию Великого Магистра ордена. Отсюда же начинается подъём в замок.
Вот мы и на самой вершине, на верхнем ярусе башни замка:
**********
Посещение Новой Калатравы могло бы стать полным разочарование, если бы не её главная "жемчужина" - большая, будто не в крепости, монастырская церковь середины 13 века в стиле, переходном от романского к готическому:
Довольно простой главный портал с тремя полукруглыми арками ведёт в главный неф (всего их три) церкви:
А вот внутри - прямо дрожь пробирает... впрочем, смотрите сами:
И всё-таки... всё-таки... скажу честно, Калатрава-ла-Нуэва не оставила того впечатления, на которое я рассчитывал. Впрочем, рассчитывал-то без особых на то оснований - просто есть места, которые мы по разным причинам превращаем в легенды, а когда сталкиваемся с ними лицом к лицу - выясняем, что на самом деле они не такие уж "небожители" - и спускаемся (или падаем - в зависимости от степени ожиданий) на землю... В этот раз мы не упали - просто сели в машину, плавно спустились с горы на проходящую внизу трассу и отправились навстречу новым приключениям и впечатлениям
Ну а те, кто заинтересуется Новой Калатравой более детальной, могут присоединиться к такой видеоэкскурсии (и я сам тоже с удовольствием посмотрю ):
Сан-Карлос-дель-Валье (San Carlos del Valle) - ещё одно небольшое "придорожное" (расположенное вдоль трассы, которая "по совместительству" является здешней главной улицей) пуэбло, основной достопримечательностью которого является монументальный ансамбль главной площади Пласа Майор, получивший уважительное прозвище "Ватикан Ла-Манчи" (или "Маленький Ватикан"). И хотя она не выходит на улицу, как в Пуэрто-Лаписе, "промахнуться" мимо неё невозможно: купола расположенной на неё церкви видны, как маяк, издалека:
По сути, вся площадь размером с половину футбольного поля и была задумана как один большой атриум перед церковью Сантисимо-Кристо-дель-Валье, построенной в начале 18 века на месте чтимого святилища Святой Елены, вокруг которого и образовался сам городок.
Огромная церковь с четырьмя башенками-колокольнями и центральным куполом, увенчанным "типично мадридским", как пишут, шпилем, украшена двумя рельефами: на одном, со стороны Пласа Майор, изображены распятый Иисус и два разбойника:
А на боковом фасаде, выходящем на маленькую пласуэлку - сцена из испанского "героического эпоса": так называемый Сантьяго-Матаморос, то есть Мавробоец, что означает Святой Иаков - убийца мавров. Интересно, как отреагировал бы на образ святого-убийцы Франциск Ассизский, который в разговоре с германским королём и императором Священной Римской империи Фридрихом II, собиравшимся в Шестой крестовый поход, эмоционально отреагировал на "праведный" настрой короля словами "святых войн не бывает! Благодать и прощение Господнее нельзя завоевать мечом!"...