В Третьяковской галерее в Лаврушинском, в выставочных залах графики открыта выставка «Арлекины Серебряного века, приуроченная к приближающемуся 150-летию живописца и графика, принадлежащего к плеяде самых ярких фигур эпохи Серебряного века, — Константина Сомова (1869–1939).
Экспозиция объединяет три камерные выставки художников - К. А. Сомова, Н.Н. Сапунова, С.Ю. Судейкина. В их судьбе и творчестве образ Арлекина получает наиболее последовательное, совершенное воплощение.
Далее, текст, выделенный синим цветом, является музейным комментарием к выставке.
Для Серебряного века фигура Арлекина -- одна из главных метафор эпохи, вобравшая в себя всю горькую и пьянящую иронию fin de siecle.
«Я живу, как Арлекин, и умру, как Арлекин», - говорил Николай Евреинов, выступивший с идеей «театрализации жизни» и «интимизации театра». Бесчисленные Арлекины, Коломбины, Пьеро лицедействуют в рисунках и картинах, на страницах журналов и книг, театральных подмостках, экране синематографа. Художники, поэты не только создавали новые образы персонажей Commedia dell'arte, но и отождествляли себя с ними.
Образ и облик Арлекина у каждого из представленных на выставке художников свой. Для каждого из них маска Арлекина значима как некий маркер их личной и творческой позиции.
Вирусом арлекинады русскую культуру начала XX века заразил Александр Блок.
В поэзии Блока, которая во многом определила облик персонажей комедии дель арте в культуре Серебряного века, Арлекин впервые появляется в опубликованном в 1905 цикле «Стихи о Прекрасной Даме»
Восхищенью не веря,
С темнотою — один —
У задумчивой двери
Хохотал арлекин.
В декабре 1906 года увидела свет мейерхольдовская постановка лирической драмы поэта «Балаганчик» с декорациями Николая Сапунова и с музыкой Михаила Кузмина. Сценическое решение Сапунова создавало эффект проницаемости границ реального и вымышленного мира - арлекинада выплескивается в настоящее городское пространство, следуя декларации блоковского Арлекина: «...широко вздохнуть и выйти в мир!», Эта концепция во многом определила не только особенности работы Сапунова в театре, но и сюжеты его станковах произведений. Сам он был для современников персонификацией Арлекина - «неугомонный бездомный, бродячий художник-арлекин» (Я. Тугендхольд).
Отредактировано Неслучайные гости (2019-04-09 00:05:38)