Лена! Очень рада началу рассказа.Безумно интересная мне тема.
Брюссель - открываем закрытые двери или погружение в ар-нуво
Сообщений 11 страница 20 из 493
Поделиться122019-03-25 16:30:38
Для начала общие сведения о стиле ар-нуво или модерне, как принято называть его у нас.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Модерн
Модерн (от фр. moderne — современный) — художественное направление в архитектуре, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве, наиболее распространённое в последнем десятилетии XIX — начале XX века (до начала Первой мировой войны).
Отличительными особенностями модерна являются отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (например, в архитектуре), расцвет прикладного искусства.
Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека.
В различных странах стиль имел разные названия: во Франции — «ар-нуво» (фр. art nouveau, букв. «новое искусство») или «fin de siècle» (фр. «конец века»); в Англии — «современный стиль» (англ. modern style); в Германии — «югендштиль» (нем. Jugendstil — «молодой стиль» — по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Jugend); в Австрии, Чехословакии и Польше — «сецессион» (нем. Secession — «отделение, обособление»); в Шотландии — «стиль Глазго» (англ. Glasgow style); в Бельгии — «стиль двадцати» (от наименования «Общества двадцати», созданного в 1884); в Италии — «либерти» («стиль Либерти»); в Испании — «модернизмо» (исп. modernismo); в Нидерландах — «Nieuwe Kunst»; в Швейцарии — «еловый стиль» (style sapin); в США — «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани); в России — «модерн».
Появление
В 1860—1870 годы в Европе главенствовало направление историзма, которое заключалось в цитировании и повторении предыдущих художественных стилей. Стремление противопоставить этому своё творчество объединяло другие художественные течения и школы в разных странах. В результате в 1880-е годы в работах ряда мастеров начал вырабатываться новый стиль, который противопоставлял историзму новые художественные приёмы.
Конец XIX столетия в Европе ознамено¬ван относительным миром и проц¬ветанием. Экономический рост повлек за собой увеличение численности круп¬ной и средней буржуазии, что в свою очередь способствовало появлению и развитию новых, экспериментальных направлений в архитектуре. Состоятельные люди хотели и могли себе позволить необычные дома, в новом и очень дорогом стиле.
Родоначальником модерна считается Англия — старейшая страна капитализма. Новый стиль начинает развиваться там под лозунгом возврата к органичности, простоте и функциональности средневековья, раннего Возрождения и народного зодчества. Художественное движение, связанное с деятельностью «прерафаэлитов», философией и эстетикой Джона Рёскина и практикой Уильяма Морриса, получает особенное распространение в прикладном искусстве и архитектуре. Моррис создавал предметы интерьера, вдохновлённые растительными орнаментами, а Артур Макмердо использовал элегантные, волнистые узоры в книжной графике. Его обложка для книги «Городские церкви Рена» (1883) считается первой реализацией в стиле модерна в области графики.
В европейских странах появлялись художественные ассоциации, работающие в новом стиле: «Выставочное общество искусств и ремёсел» (1888) в Великобритании, «Объединённые художественно-ремесленные мастерские» (1897) и «Немецкие мастерские художественных ремёсел» (1899) в Германии, «Венские мастерские» (1903) в Австрии, «Нансийская школа» во Франции, «Мир искусства» (1890) в России.
Хронология
Период развития модерна: конец 1880-х — 1914 годы — начало первой мировой войны, оборвавшей естественное развитие искусства в большинстве стран Европы.
Условно выделяют 3 этапа развития стиля:
1. 1890—1900 годы: выдвижение задачи и решительное обновление художественно-образного языка архитектуры, разработка новых приёмов пространственных композиций сооружения, усиление тенденций использования новых материалов (сталь, бетон и т. п.), ориентация на орнаментальность, поиск новых декоративных мотивов и т. п.
2. приблизительно 1900—1905 годы: характеризуется постепенным отходом от декоративности, более последовательным освоением строительных материалов нового образца.
3.примерно до 1910-х годов: отмечен стремлением к простоте, строгости, последовательному изучению строительной техники.
Разделение искусства модерна на отдельные периоды и стили условно. Модерн, как ни один из других стилей, впитал в себя различные направления и подвергся влиянию стольких национальных культур и традиций, что даже специалистам сложно определить, где заканчивается историзм и начинается модерн, и где заканчивается модерн и начинается ар-деко.
Традиционно в модерне выделяются два основных направления: конструктивное (Австрия, Шотландия) и декоративное (Бельгия, Франция, Германия). Кроме того, в Италии и России сильное влияние на него оказали национальные традиции: в этих странах образцы модерна носили отпечаток традиционных форм.
Наиболее заметная особенность модерна — отказ от прямых углов и линий в пользу более плавных, изогнутых, как подражание природным формам растений. Часто художники модерна брали за основу своих рисунков орнаменты из растительного мира. В формах модерна преобладал — отказ от симметрии, вертикальные, стремящиеся ввысь доминанты, перетекание форм одна в другую. Преобладающими цветами являлись приглушенные оттенки — цвет увядшей розы, табачные цвета, жемчужно-серые, серо-голубые, пыльно-сиреневые тона. Для интерьера характерны сочетание плоскостей, изогнутая мебель; в отделке — наличие мозаики, эмали, золотых фонов, чеканка по меди и латуни. Конструкции стиля — часто каркасные (несущим элементом является стальной каркас). Окна — прямоугольные, вытянутые кверху, часто с богатым растительным декором, иногда арочные, «магазинные окна» — широкие, наподобие витрин. Двери стиля модерн — прямоугольные, часто арочные плоской формы, с мозаичным орнаментом, декорированные.
Модерн стремился стать единым синтетическим стилем, в котором все элементы из окружения человека были выполнены в одном ключе. Вследствие этого возрос интерес к прикладным искусствам: дизайну интерьеров, керамике, книжной графике.
Распространению модерна способствовало проведение Всемирных выставок, на которых демонстрировались достижения современных технологий и прикладного искусства. Наибольшую известность модерн получил на Всемирной выставке 1900 года в Париже. В 1910-х годах значение модерна начало угасать.
Заметное влияние на стиль модерна оказало искусство Японии, ставшее более доступным на Западе с началом эпохи Мэйдзи. Художники модерна также черпали вдохновение из искусства Древнего Египта и других древних цивилизаций.
Модерн прибегал к эклектике, включал в себя множество течений и стилевых направлений: неоромантизм — использовались элементы романского стиля, готики, ренессанса и других стилей; неоклассицизм; рационализм, направление с преобладанием более простых форм; иррационализм; кирпичный стиль, когда архитекторы отказывались от штукатурки, и все декоративные детали здания выполнялись из кирпича.
Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно эстетичных и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы — лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались.
Поделиться132019-03-25 20:59:21
Виктор Орта.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Орта,_Виктор
https://ziggyibruni.livejournal.com/22186.html
Говоря о бельгийском ар-нуво , в первую очередь мы обращаемся к творениям Виктора Орта. Это был один из самых первых архитекторов, работавших в стиле модерн.
Знаменитый бельгийский архитектор Виктор Петрус Орта родился в Генте 6 января 1861 года в многодетной семье. Его отец был ремесленником-сапожником, но мастером он был замечательным. Отец любил музыку и юный Виктор с детства играл на скрипке и, окончив школу, поступил в Гентскую консерваторию, но проучился там всего год, так как был отчислен из-за плохой дисциплины. Затем он начал изучать архитектуру в Гентской академии художеств. В 1878 году Орта уехал в Париж, где учился у архитектора и декоратора Жюля Дюбюссона на Монмартре , затем через два года вернулся в Гент в связи со смертью своего отца. В 1881 году он переехал в Брюссель и поступил в Брюссельскую Академию изящных искусств, где учился у архитектора Альфонса Бала, одновременно работая в его мастерской. Альфонс Бала , архитектор короля Леопольда II, нанял Орта на строительство парковых оранжерей в королевском дворце, благодаря чему тот получил первый опыт работы со стальными несущими каркасами.
Орта относился с огромным уважением к своему учителю на протяжении всей своей жизни. Даже в своем завещании, написанном в 1944 году, Орта счел необходимым упомянуть о своем долге перед мастером.
В том же 1881 году Виктор Орта женился на Полине Хейс.
В 1885 году Орта начал собственную практику с постройки трёх частных домов, но затем предпочёл работать над общественными зданиями. В 1888 году вступил в известную масонскую ложу «Друзья филантропии» ( «Les Amis Philanthropes» ), где познакомился с профессором Эмилем Тасcелем.
В 1890 году у семьи Орта родилась единственная дочь Симона: в своих мемуарах, написанных в 1939 году, Виктор показывал глубокую любовь к дочери, хотя после развода с женой в 1906г. его лишали общения с Симоной.
В 1892 году, под влиянием первых выставок ар-нуво, Орта перенёс графику художников модерна — в камень, построив дом профессора Эмиля Тасселя. Дом Тасселя (1893 год) считается первой в мире постройкой в стиле модерн, вызвавшей массу подражаний.
Вот тут я прерву на время биографию Виктора Орта , потому что самое время рассказать про особняк Тасселя.
Поделиться142019-03-25 22:32:54
Понятно, что ресторан полон туристов, пока группа в 14 человек все заказала, пока это принесли, пока поели ... прошло два часа.
да, если бы не включенный в стоимость обед, я бы плюнула и пошла гулять!
Узнаю организаторские таланты Лены... В и так нехилую программу впихнуть еще несколько мест это...
ага!
По какому принципу организаторы нашего отбирали объекты для нашей группы я не знаю. Один бы я точно заменила на объект получше.
Лена, по-моему, тебе надо альтернативный тур организовать!
а чего?
Заметное влияние на стиль модерна оказало искусство Японии, ставшее более доступным на Западе с началом эпохи Мэйдзи. Художники модерна также черпали вдохновение из искусства Древнего Египта и других древних цивилизаций.
не знала!
Поделиться152019-03-26 08:05:44
если бы не включенный в стоимость обед, я бы плюнула и пошла гулять
Если бы я знала на сколько растянется этот обед, я бы на него плюнула несмотря на стоимость. На второй день мы так и сделали.
по-моему, тебе надо альтернативный тур организовать!а чего?
Теоретически несложно.
Прежде чем перейти к рассказу непосредственно о доме, еще немного общих фактов. (Источник https://www.otzyv.ru/read.php?id=194215)
Модерн возник с появлением нового класса -буржуазии. В этот период Брюссель быстро разрастался. Мечта семьи среднего класса - завести свой дом, желательно с небольшим задним двориком, который позволял скрыться от городской суеты и посторонних глаз. В конце 19-го века вполне возможно было поселиться и в самом центре Брюсселя, но процветающие семьи столицы предпочитали зеленые окраины, где в то время прокладывались новые улицы и было много участков на продажу. Проводилась активная урбанизация районов Saint-Gilles, Ixelles, Schaerbeek, Uccle бывшими тогда деревнями.
Темп роста города был беспрецедентным. Там, где еще недавно была почти сельская местность, теперь строились многочисленные дома. Спекуляция приводила к тому, что большинство участков были сильно вытянуты в глубину и при этом имели довольно узкий торец выходящий на улицу - от 4 до 7 метров. Еще одним важным фактором развития стиля ар нуво стал закоренелый индивидуализм бельгийцев, стремящихся иметь пусть и небольшой, но свой собственный дом.
Строились дома с учетом муниципальных установок, во многом четко регламентировавших проект - минимальная высота потолков, разрешенные размеры выступов и балконов и прочее. В фасаде была относительная свобода, но дом должен был строиться с уважением к общему облику улицы.
Типичное здание того времени выглядело примерно так: сначала был холл с высоким потолком, освещение шло от окошка над входной дверью. Первый этаж - бельэтаж был приподнят над землей на 1,5 метра, что с одной стороны позволяло хозяевам наблюдать за происходящим на улице, но при этом скрывало их самих от посторонних глаз. Комнаты были расположены анфиладой. Сначала гостиная (выходила окнами на улицу), потом столовая, и в глубине дома - более приватная гостиная (выходила окнами на сад), где чаще всего и собиралась семья. Верхние этаж отводились спальням, а чердак служил в хозяйственных целях. Задний фасад дома часто не имел никакого декоративного убранства, и мог составлять поразительный контраст с роскошным парадным фасадом.
Особняк Тассель -Hotel Tassel.
Rue Paul Emile Janson 6, 1000 Brussels
Особняк Тасселя строился для учёного и профессора начертательной геометрии Брюссельского университета Эмиля Тасселя в 1893—1894 годах. Большинство домов в стиле ар-нуво названы по имени их заказчиков.
Особняк Тасселя должен был находиться в окружении рядовой жилой застройки Брюсселя, и соответствовать условиям и размерам, обязательным для окружающих его домов. Особняк имеет строго симметричный фасад протяженность всего семь метров. Такие небольшие фасады характерны практически для всех домов брюссельского ар-нуво по уже упомянутой выше причине ограниченного пространства. Все хотели свой личный дом, пусть и не большой. Но зато эти дома простираются вглубь и многие имеют еще свой садик, куда выходит задний фасад.
Виктор Орта первым изменил принципиальный подход к проектированию домов. В основу легла функциональность, именно она диктовала какой будет вся архитектура дома. Какими были дома до этого ? В основном планировка была анфиладная, сначала проектировался фасад, а потом внутреннее пространство нарезались на последовательно расположенные комнаты. Они были проходными, но это лишало помещения приватности.
Вот это и изменил Виктор Орта и его последователи.
Орта проектировал дома непосредственно под нужды заказчика. Учитывалась его профессия, его образ жизни, интересы. Орта говорил, что создает дома-портреты, другими словами, – дома, идеально подходящие своим владельцам, приспособленные для их стиля жизни.
Позже Людвиг Хевеши, австрийский критик, опубликовал статью, из которой видно, какое значение придавали современники дому, построенному Орта. "Сейчас, в 1898 году, в Брюсселе живет самый вдохновенный из современных архитекторов Виктор Орта. Его известности ровно шесть лет, она началась со строительства дома г.Тасселя. Это один из первых известных современных домов, который так же подходит его владельцу, как безупречно скроенное платье. Этот дом идеально обеспечивает среду обитания тому человеку, для которого он построен. Дом очень прост и логичен. Но, следует отметить, что в нем нет ни малейшего подражания какому-либо историческому стилю. Его линии и изогнутые поверхности обладают редким очарованием."
В чем еще было новаторство Виктора Орта ? Он стал первым крупным архитектором, который в строительстве частных домов начал широко использовать металлические конструкции, стекло и витражи, что позволило по-новому организовать внутреннее пространство здания. Орта никогда не выдавал один материал за другой: у него камень – это камень, а дерево – это дерево. Каждый материал выполняет функцию свойственную его природе, являясь, при этом, частью единого целого. Орта говорил, что «дерево не может выразить живое, нервное движение, которое я стараюсь воплотить в металле. Дерево расположено к полным формам, которые дают возможность показать его структуру. Соединяясь, эти формы создают неповторимую гармонию».
Вот так выглядит фасад дома Тасселя. Обратите внимание - в отделке фасада использован камень трех цветов.
Предыдущее фото взяла из Википедии, потому что у нас перед домом стоял пикап и закрывал весь низ. Ну судите сами
Вообще, машины - это был для меня бич, припаркованы везде и портили вид домов тотально. Так что мои фото будут выше первого этажа.
Все этажи имеют разную высоту, что продиктовано внутренним устройством здания.
На фасаде видны частично обнажённые металлические притолоки и проёмы арочных окон.
Эркер стандартная деталь каждого дома в Брюсселе сохранен, но Орта превратил его в криволинейную поверхность с глубокими остекленными проемами. Гладкая стена незаметно переходит в эту выступающую часть фасада.
Поделиться162019-03-26 08:06:26
Несущим конструкциям, выполненным из железа, он придавал необычные формы, напоминающие какие-то фантастические растения. Вот такие колонны, похожие на стебель с корнями внизу и с распускающимся цветком наверху очень характерны для В.Орта, он говорил, что для него важен именно стебель, как символ чего-то нового, тянущегося к свету. Витражное окно с этим колоннами относится к курительной комнате антресольного этажа, это я скоро покажу.
Такие колонны на фасаде и из камня, и из металла.
Вообще, сразу замечу, что модерн в Брюсселе изящен, но достаточно скромен. Не так ярок и бросок, как его собратья в Париже, Барселоне, Риге или Праге.
Кованные решетки -излюбленный элемент ар-нуво, они всего разные, изящные, самые причудливые.
Входная дверь из дерева.
Особняк Тасселя -один из четырех зданий В. Орта, имеющих статус объектов ЮНЕСКО, поэтому возле него есть информационный стенд с краткой информацией на французском, немецком и английском языках и парой фотографий интерьеров.
Группу встретила местный экскурсовод, она сначала рассказала про наружный фасад, а затем мы пошли в сам дом. Снимать на словах запретили. но гид была одна, она увлеченно рассказывала и за нами не следила, так что тут удалось поснимать.
Поделиться172019-03-26 08:22:44
Что сразило из организационных моментов, это то, что бахилы выдают пользованные, от предыдущих групп.
Отмечу и другой организационный момент. У нас в Москве при входе в особняк есть вешалки, посетители раздеваются. Здесь на экскурсиях все ходили в куртках. Гардероб при входе был один раз из семи.
Поделиться182019-03-26 12:36:39
Брюссель открывается для меня с неожиданной стороны.
Дом Тасселя (1893 год) считается первой в мире постройкой в стиле модерн, вызвавшей массу подражаний.
Вот даже как! Первый в мире! Надо записать адрес.
Поделиться192019-03-26 12:42:35
Фасад хорош ! и хочется поскорее войти в дом.
Поделиться202019-03-26 13:50:01
В далеком 2007 году мы были в Брюсселе неделю, много гуляли, много видели. Специально обходили-осматривали постройки В.Орта. О чем жалела: (1) не купила карту-путеводитель по особнякам модерн в Музее Изящных искусств. (2) В сумерках набрели на потрясающий особняк. Но ни адреса, ни "опознавательных" знаков не осталось.
Пытаясь "опередить" ваш рассказ, стала смотреть особняки в И-нете. И что же? Вы, Лена, судя по всему, там побывали: оказалось, это Hôtel Ciamberlani! Жду-жду с нетерпением!
П.С. Из того, что мы тогда посмотрели, очень понравился Китайский павильон в парке Лакен. Внутри просто потрясающая смесь модерна и китайских мотивов!