Выставки "Волшебный мир. Гофманиада" и " Михаил Шемякин. Метафизическая мастерская".
Сейчас в Москве проходят две выставки, связанные с Михаилов Шемякиным.
Это выставка "Волшебный мир. Гофманиада" в музее Рерихов ( Малый Знаменский пер. д3/5)
http://roerichsmuseum.ru/index.php/even … gofmaniada
28 декабря 2018 – 24 марта 2019
и выставка " Михаил Шемякин. Метафизическая мастерская" в Московском музее современного искусства на Гоголевском бульваре д.10
http://www.mmoma.ru/exhibitions/gogolev … sterskaya/
Дата проведения: 21 ноября 2018 — 27 января 2019
Начну с выставки "Волшебный мир. Гофманиада" в музее Рерихов.
Музей Рерихов – филиал Государственного музея Востока совместно с киностудией «Союзмультфильм» представляют выставку «Волшебный мир. Гофманиада».
«Гофманиада» — российский полнометражный кукольный мультфильм студии «Союзмультфильм», снятый по мотивам четырёх сказок Эрнста Теодора Гофмана — «Золотой горшок» (1814), «Песочный человек» (1817), «Щелкунчик и Мышиный король» (1816) и «Крошка Цахес» (1819).
Кукольный мультипликационный фильм «Гофманиада» стал первой полнометражной анимационной картиной «Союзмультфильма» за последние тридцать лет. Сценарий мультфильма написан в 2001 году режиссером Станиславом Соколовым и драматургом Виктором Славкиным. «Гофманиада» переносит зрителя в фантастический мир, созданный из четырех произведений великого писателя-романтика Эрнеста Теодора Амадея Гофмана: «Золотой горшок», «Щелкунчик и Мышиный король», «Песочный человек» и «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер». Материалом для сценария послужили и дневники писателя. Главным героем фильма стал сам Гофман. Работа над воплощением задумки в жизнь длилась семнадцать лет (!!!) , и в октябре 2018 года фильм наконец вышел в российский прокат.
Эскизы основных героев фильма подготовил Михаил Шемякин, а над образами персонажей второго плана и большинства декораций работали Елена Ливанова и Николай Ливанов. Затем в руках талантливых художников-кукольников простые материалы – металл, ткань, дерево, краска, поролон, нити, тесьма – превратились в сказочных персонажей: Гофмана, Серпентину, Труффальдино, Саламандра, Василиска и других. Рождение героя – это изготовление скульптурных портретов и фигур, разработка движущихся металлических конструкций, роспись и облачение в костюм. На каждом из этих этапов работали отдельные команды художников киностудии.
Выставочный проект в Музее Рерихов представит более тридцати пяти кукол и пять макетов декораций, задействованных в создании фильма. Проработанные до мельчайших деталей, они передают волшебную атмосферу произведений Гофмана, а также позволяют зрителю ближе познакомиться с кукольной мультипликацией. Экспозицию дополнят эскизы и зарисовки к фильму из личного архива режиссера Станислава Соколова, которые позволят проследить процесс создания «Гофманиады» с момента задумки до воплощения в реальности.
В рамках выставки посетители смогут увидеть фильм о том, как снималась «Гофманиада», эпизоды картины и другие работы режиссера Станислава Соколова.
Михаил Шемякин, страстный почитатель Гофмана, с энтузиазмом воспринял идею экранизировать любимые произведения в виде мультипликационного фильма. Увлечение мастера произведениями Гофмана давнее, а в творческом аспекте эта любовь впервые была реализована в 2001 году, когда Шемякин поставил в Мариинском театре балет «Щелкунчик» на основе либретто Мариуса Петипа. Постановка на музыку Чайковского объединила гротеск и волшебство сказки, одновременно сделав повествование более взрослым. Балет Михаила Шемякина был отмечен высокими международными наградами, призами и театральными премиями.
Этот мультфильм — самый большой проект, над которым работала студия «Союзмультфильм» со времён распада СССР. В течение весны 2008 года группа кукольников создавала куклы, а непосредственно съёмки оставшейся части мультфильма начались летом того же года. В первых 20 минутах мультфильма, продемонстрированных в ноябре 2006-го, присутствовало 22 куклы. Работа по созданию каждой куклы занимала не меньше месяца. В законченном мультфильме участвует более 150 кукол, некоторые из них появляются на экране лишь на несколько секунд
Работа над первой, 20-минутной, частью мультфильма, получившей название «Вероника», была закончена в 2010 году, а вторая часть, «Гофман и тайны часовщика», через 8 лет.
Почему "Гофманиада" создавалась так долго ? Роль сыграло и отсутствие финансирования, и бардак, царивший почти все эти годы на «Союзмультфильме» и в том числе некоторые творческие разногласия (фильм получался не таким, каким его хотел видеть Шемякин – и в конечном итоге художник от него практически отрекся).
В какой-то момент казалось, что как многие долгострои, «Гофманиада» так и останется незавершенной, тем не менее, режиссер Станислав Соколов довел эту невероятную работу до финала.
На выставке представлены макеты -декорации, эскизы кукол, сами куклы.
Мне было интересно взглянуть на эту выставку, особенно после музея кинодекораций и миниатюр во французском Лионе.
О чем собственно мультфильм ?
Главный герой – молодой Эрнест (собственно, сам Гофман). Днем он служит в канцелярии, а по вечерам пытается писать свою оперу «Ундина». Суховатый молодой человек, скучно корпящий над бумажками, и бесконечно грезящий о чем-то большем. О великой любви, о прекрасной стране Атлантиде, о событиях более великих и важных, чем канцелярская рутина. Его фантазии настолько сильны, что они буквально захватывают жизнь Эрнеста, так, что он почти не способен отличить явь от вымысла. Он влюблен в прекрасную змейку Серпентину, страшится коварного Песочника, встречает на улице Крошку Цахес и разговаривает с Щелкунчиком. Реальные трудности и мелкие неудачи, с которыми он сталкивается, тут же облачаются в фантазии: сердитый друг отца оборачивается Песочным человеком, который хочет забрать его глаза, девушка из окна напротив представляется заводной куклой, созданной злодеями, чтобы Эрнест забыл свою истинную любовь, а сам Эрнест в ответ на унизительную ситуацию способен обернуться великаном.
Итак, первый макет-декорация.
Все детали обстановки во всех макетах выполнены с такими подробностями, так тщательно !