Эту картину мы увидели впервые, ну, вот так случилось... А, оказывается, об этой девушке и ее семье в свое время говорила и знала вся Италия, а вся Европа, впоследствии, была ознакомлена с перипетиями "дела Ченчи" - об этом писали и Шелли, и Стендаль, и Александр Дюма, и Оскар Уайльд и еще многие писатели и драматурги.
Для тех, кто незнаком с этой историей или для тех, кто знаком, но захочет освежить память, немного напишем, что известно.
ВИКИПЕДИЯ:
"Некий старик, прожив жизнь в распутстве и беззакониях, в конце концов проникся неумолимою ненавистью к своим собственным детям; по отношению к одной из дочерей это чувство выразилось в форме кровосмесительной страсти, отягченной всякого рода жестокостями и насилием. Дочь его, после долгих и напрасных попыток избегнуть того, что она считала неизгладимым осквернением души и тела, задумала наконец, с своею мачехой и братом, убить общего их притеснителя. (Перси Шелли, Предисловие к трагедии «Ченчи»)"
Убийство было совершено. Вся семья была арестована (дознание длилось год) и подвергнута тяжелейшим пыткам, к которым оказалась стойка лишь Беатриче. Смертный приговор был вынесен всем, лишь в последний день был помилован младший брат, Бернардо, которому было 15 лет и в преступлении он не участвовал — смертная казнь была заменена на пожизненное заключение, через год покаяния он был отпущен. Всё богатство семьи Ченчи было конфисковано.
"Прекрасная, юная девушка — Беатриче Ченчи — приговорена была к смертной казни в силу интриг... Единственным защитником Беатриче Ченчи был художник, живописец. Ныне история и потомство, доверяя портрету кисти Гвидо Рени, осуждают папу, а в Беатриче видят одну из трогательнейших жертв гнусных интриг и низких страстей".
(Оноре де Бальзак)
Вот такая грустная (ведь Беатриче было всего 22 года) и страшная история.
Некоторые искусствоведы нынче утверждают, что картина вовсе и не Гвидо Рени, высказываются мнения, что это работа его ученика. На сегодняшний день историки все еще спорят (и будут спорить, видимо, еще долго, если не всегда), легенда о Беатриче Ченчи обрастает новыми фактами и гипотезами, написано много статей на эту тему, прочесть их в интеренете можно. Многие историки считают классическую версию, более легендарной, чем правдивой.
Беатриче была захоронена в церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио рядом с Темпьетто, легендарной ренессансной постройкой Браманте. В капелле Ченчи 11 сентября ежегодно служат мессу за упокой её души.
К сожалению, представленная фоторепродукция портрета Беатриче Ченчи кисти Гвидо Рени является только тенью шедевра и не передает ту власть образа над зрителем, который под впечатлением этого творения видит не светский портрет некой юной и милой дамы, но божественный лик из ряда мадонн великих мастеров, наделенных сакральной сущностью. Ее история не имеет связи с евангельскими сюжетами, хотя, по сути, ее мученический путь, трагическая развязка, несправедливый суд и казнь – это продолжение все тех же сюжетов в бесконечной череде дней и лет.
Еще раз процитируем Бальзака: «Ныне история и потомство, доверяя портрету кисти Гвидо Рени, осуждают папу, а в Беатриче видят одну из трогательнейших жертв гнусных интриг и низких страстей».
Сила и власть образа, созданного Гвидо Рени, в его ВЕРЕ в Беатриче, что и привело к созданию божественного лика молодой женщины, очаровавшего множество людей (в том числе великих писателей), послужившего основой для литературных фантазий и легенд.
Отредактировано Неслучайные гости (2019-01-08 19:47:42)