Modena
От аэропорта Болоньи до центра Модены - около 40 км и столько же минут дороги. Но по приезду всегда бывают какие-то накладки (багаж поздно пришел, авто получали чуть дольше, чем планировали). В результате в то время, когда я планировал быть уже в Модене, мы только выезжали из аэропорта Гульермо Маркони. График сиесты в Италии (тем более летом) тоже еще никто не отменял (я бы, пожалуй, наградил бы нобелевской премией человека, который сможет это сделать), поэтому те пару часов, что отводились на осмотр среднего по итальянским меркам города, мы хотели провести с максимальной пользой, заглядывая во все открытые церкви и палаццо, коих в городе достаточное количество.
Пожалуй, главной достопримечательностью города считается его Кафедральный собор. Расположен он на главной площади Модены - пьяцца Гранде (к слову сказать, на этой площади присутствуют также колокольня Гирландина, палаццо Коммунале и резиденция архиепископа).
Дуомо был заложен в честь святого Геминиана Моденского, покровителя города. Время возведения – 1099-1184 гг. – период расцвета романского стиля и появления элементов готики. Этим отчасти объясняется то легкое впечатление, которое производит внушительный по размерам собор с толстыми стенами и окнами-бойницами:
Интересно, что Кафедрале строили из материалов, которые находили на руинах зданий романской эпохи. В первую очередь речь идет об остатках камней и мрамора. Использование последнего можно увидеть на фигурах и надписях на табличках Дуомо и его часовни. Работы начались под руководством Ланфранко, продолжились Анселмо да Кампионе и его учениками, а завершались Вилиджельмо.
Апсидная часть - образец симметричности (я все пытался найти какое-то различие в колоннах, как, к примеру, в апсиде церкви Санта Мария делла Пьеве в Ареццо, что расположена так же на пьяцца Гранде; увы, безрезультатно):
При наличии нескольких порталов отрытый вход в собор оказался чуть сбоку. Но зато какой фасад в этой части собора!
Цари зверей украшают и этот вход, и портал со стороны пьяцца Гранде:
Эти львята поддерживают колонны не одно столетие:
Вилиджельмо украсил собор рельефом, на котором изображены различные библейские сюжеты. Принято считать, что именно эти рельефы и стали началом искусства эпохи Возрождения: