Выставка работ Савелия Сорина проходит в красивом месте, доме в стиле модерн
Вход в галерею - нам налево...
Предлагаем почитать статью с сайта галереи, а лучше посмотреть сайт внука художника - там много интересного, фотографий.
Савелий Сорин
Выставка посвящена крупному художнику-портретисту Савелию Сорину (1878–1953), представителю русской эмиграции первой волны. Его произведения малочисленны в отечественных государственных коллекциях и почти отсутствуют в частных, они редко встречаются на выставках. В России единственная персональная выставка Сорина состоялась 45 лет назад в Третьяковской галерее и Русском музее, поводом для нее послужила передача в дар советским музеям вдовой художника Анной Сориной тридцати произведений, отобранных Савелием Абрамовичем. Настоящий проект продолжает системную деятельность галереи «Наши художники» по возвращению полузабытых имен художников русского зарубежья и призван привлечь внимание к этой значительной фигуре нашей, а не только международной культуры.
Биография Савелия Сорина представляет собой конгломерат таланта, упорства, бесконечной работы над собой и как результат – головокружительный взлет художественной карьеры.
Родом из Полоцка, находившегося тогда в черте оседлости, из бедной семьи Савелий Сорин смог поступить в Одесскую рисовальную школу, а впоследствии блестяще закончить Академию художеств в мастерской Ильи Репина. В 1910-е он экспонировал работы на выставках «Мира искусства», часто бывал в артистических кабаре «Бродячая собака» и «Привал комедиантов», посетители которых нередко становились его моделями – Анна Ахматова, Николай Евреинов, Тамара Карсавина, Михаил Кузмин, Артур Лурье и другие. Революционные события привели художника в Крым (1917–1919), где были написаны замечательные портреты княгини Ольги Орловой и Веры Тищенко (оба – ГРМ). После короткого пребывания в Тифлисе в 1920 он переместился в Париж, часто выезжал в США и окончательно поселился там в начале Второй мировой войны.
В эмиграции Сорин постепенно приобрел широкую известность и достиг материального благополучия, что было так несвойственно русским художникам в изгнании. Игорь Грабарь писал в 1920-е: «Все выставки гоняются за его последними вещами, самые видные женщины Англии и Америки непременно хотят иметь соринский портрет <…> Сорин в моде, Сорин в цене…» После персональной выставки в Лондоне (1923) художник получил заказы от британской королевской семьи. Высшие круги американского бизнеса обращались к нему, желая увековечить себя и членов своих семей – Каны, Дюпоны, Асторы, Вулворты, Меллоны были среди его клиентов. Также и русские аристократы (Оболенские, Трубецкие), и русская интеллигенция в изгнании составляли круг его моделей. Среди них – Вера Немчинова, Наталия Кованько, Лев Шестов, Джордж Баланчин и многие другие. Его рукой запечатлены мировые кинозвезды Лиллиан Гиш и Вивьен Ли. В 1920–1940-е Сорин провел ряд персональных выставок в Европе и США. Его работы вошли в собрания крупных западных музеев – Метрополитен-музея и Фрик Коллекшн, Нью-Йорк, Музея изобразительных искусств Сан-Франциско, Национальной галереи искусства, Вашингтон, Люксембургского музея, Париж и других. Они до сих пор украшают резиденцию членов британской королевской семьи Кларенс-хаус, Лондон.
Критики отмечали, что как «ученик Репина, прошедший французскую и итальянскую школу, он достиг уровня старых немецких мастеров» (Павел Бархан). Савелий Сорин создал собственный стиль, отличавшийся ясностью, изысканной красотой и строгостью линии, виртуозностью техники. Александр Бенуа писал, что в его портретах «пленяет <…> кажущаяся простота, в которой скрыта колоссальная работа, руководящаяся из ряда вон выходящей пытливостью и какой-то влюбленностью в человеческое лицо». Сергей Маковский называл его портреты «одухотворенными» и «говорящими».
Сорин безошибочно узнаваем как художник русской культуры. Вместе с тем, Бенуа подчеркивал: «Сорин, будучи по рождению и культуре русским, все же оказался художником мирового списка».
Галерея собрала на выставке 30 произведений художника. Ее основу составили портреты из девяти отечественных музеев, а также частных собраний. Могли бы существенно украсить экспозицию работы из Донецкого и Луганского музеев, но по понятным причинам они недоступны и воспроизводятся только в каталоге. Выставка охватывает творческий период 1900–1950-х годов. Русские годы представляют портреты Екатерины Пешковой (1902), Николая Милиоти, князя Сергея Волконского (оба–1914), актрисы Лидии Дроботовой (1915), Ванды Вейнер (1916), княгини Ольги Орловой (1917), Веры Тищенко (1918). В эмиграции созданы портреты Павла Милюкова (1922), Аделаиды Кан (1925), Михаила Фокина (1926), Федора Шаляпина (1943), Марины Шаляпиной (1931) и Дасии Шаляпиной (1945), Анны Сориной (1943), Александра Бенуа (1946) и других.
Экспозицию дополнит личный альбом художника, а также берлинский фолиант 1929 года «Сорин. Портреты» с предисловием Андре Сальмона.
Проект сопровождает каталог с двумя научными статьями – Джона Боулта и Ксении Кораблёвой. В нем впервые опубликована рукопись черновика статьи Александра Бенуа о Савелии Сорине (1948), хранящаяся в Отделе рукописей Русского музея с комментарием заведующей отделом Нины Шабалиной. Работа над выставкой проходила в сотрудничестве с внуком художника Владимиром Сориным.
Отредактировано Неслучайные гости (2018-11-10 02:19:02)