А я жду водной феерии Монастыря ди Пьедро...
Осталось совсем немного Единственное - я боюсь, что фотографии окажутся далеки от действительности...
Вместе по всему миру |
Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Испания » В краю мудехара: Теруэль, Альбаррасин, пейзажи и ландшафты
А я жду водной феерии Монастыря ди Пьедро...
Осталось совсем немного Единственное - я боюсь, что фотографии окажутся далеки от действительности...
Единственное - я боюсь, что фотографии окажутся далеки от действительности..
Да мы там были...И знаем, что сфотографировать грот с водопадом - ну очень трудно... Мне интересен Ваш взгляд, Ваше впечатление!
Нам тоже Дарока понравилась. Очень в нем чувствуется дух древности. А вечером полуразрушенные башни красиво подсвечивались плюс яркая луна. Магический вид...
<<<<<<<<<<< ============ Калатаюд ============ >>>>>>>>>>>
Посещение Калатаюда изначально не предусматривалось вовсе. То есть совсем, ни в каком виде. Правда, некоторые "точки интереса" у меня там имелись, но их было явно недостаточно, чтобы втискивать Калатаюд в проработанный регламент путешествия. Однако уже на 2-й день, сразу после Теруэля, мы начали сильно опережать свой график, и получилось так, что именно в этот день было просто необходимо потратить на что-то пару-тройку часов, чтобы потом тупо не убивать это же время в изолированно расположенном монастыре.
Решение пришлось принимать "с колёс", имея под руками только планшет, который в подобных вопросах сильно уступает нормальному компьютеру. Из более-менее близкого в качестве возможных вариантов я рассматривал и Атеку, и Альаму-де-Арагон (о существовании великолепного Торрихо-де-ла-Каньяда я тогда ещё, сожалению, не знал...), но ни один из них по-настоящему не мотивировал. Калатаюд же, который при этом всё время находился в глубине подсознания, пугал меня своими масштабами: к посещению подобных городов я привык готовиться более основательно, изучая не только перечень интересных мест, но и их расположение на карте, возможные маршруты перемещения, а на них - выбор тех, а не иных улиц. И, конечно же, подбор возможных мест для парковки. Естественно, что ни один из этих вопросов раньше я не рассматривал и близко.
Но, видимо, посещение Калатаюда было предрешено (как, впрочем, и вообще всё ) заранее - стоило мне только начать, как запутанный, казалось бы, клубок стал разматываться сам собой. Нашлись и скачались хорошие буклеты с картами и тематическими маршрутами на любой вкус и под любой временной регламент, определилась ситуация с нужными достопримечательностями, а с парковкой и вовсе всё оказалось просто - благодаря большой стоянке (точнее, нескольким смежным) как раз на въезде в город с нашей (южной) стороны. И почти ровно в полночь, можно было бы даже сказать - под бой курантов, если бы они били, все организационные вопросы оказались окончательно решёнными.
В условиях ограниченных технических возможностей, прежде всего - гугловского жёлтого человечка, за основу "городского путешествия" был взят "монументальный" маршрут Calatayud monumental, включающий в себя основные исторические памятники в центральной части Калатаюда. Правда, при этом пришлось отказаться от посещения крепостей (а их здесь в разной степени сохранности насчитывается целых 5), но я всегда в таких случаях напоминаю себе свой же афоризм: "путешествие - это искусство возможного"... Я, конечно, понимал, что совсем уж полноценным такой визит назвать нельзя, но всё равно это было лучше, чем ничего, поскольку другой возможности оказаться здесь в обозримом будущем (а значит, в этой жизни) не просматривалось.
Парковочное место нашлось на удивление легко, даже ближе, чем я предполагал, а от него уже и рукой было подать до стартовой точки намеченного маршрута. Выйдя из машины, я увидел прямо напротив неё на зелёной изгороди очень красивую, буквально - "ухоженную", как в таких случаях говорят про собак, сороку. Не заснять её было просто невозможно, но, к сожалению, мой фотоаппарат засмотрелся на пальмы на заднем плане...
**********
Прогулка по городу начинается на Площади св. Терезы (Пласа Санта-Тереса), где находится Музей Калатаюда, расположенный в старом монастыре кармелитов:
А с другой стороны путь в исторический центр открывают монументальные Ворота Террер (Puerta de Terrer), построенные в конце 16 столетия:
Напротив них, в центре современной площади, находится Фонтан восьми источников (Fuente de Ocho Canos). Правда, раньше он стоял в другом месте, а сюда был перенесён уже в 1969 году. Интересно, что две из его 8 труб предназначались для городского палача и отверженных людей.
Ещё раз оглядимся по сторонам, прежде чем нырнуть под арку Ворот Террер и оказаться на улочках старого города:
Вообще говоря, старого города в привычном понимании этого слова, как единого ансамбля, здесь, по сути, нет. В большинстве случаев исторические памятники находятся в окружении относительно новых кварталов, улиц и домов. Хотя сам по себе Калатаюд - не просто очень старый, а древний город. Первые поселения на его месте помнят ещё иберов и римлян, а вот при мусульманах он сформировался уже как город - у подножия построенной ими же крепости Айюб (Castillo de Ayyub), по-арабски - Qal'at Ayyub, Калаат Айюб. Нетрудно увидеть, что именно от её имени с минимальными фонетическими изменениями и произошло название города, сохранившееся до наших дней. Позже арабы возвели ещё 4 крепости, соединив их длинной стеной с оборонительными башнями и образовав таким образом мощный укреплённый форпост.
..........
Очень скоро, через какую-то сотню метров, впереди показалась главная (по крайней мере, практически во всех источниках она всегда упоминается первой) достопримечательность Калатаюда - Коллегиальная церковь Санта-Мария-ла-Майор, она же - Успения Пресвятой Богородицы. Впервые она была воздвигнута ещё в 12 веке, сразу после реконкисты, на месте мечети и считалась "церковью знати". В 14-16 веках её перестроили в стиле мудехар - от того сооружения сохранились часть апсиды, клуатр (там сейчас находится музей), колокольня и пышный ренессансный портал.
Именно они - колокольня и главный портал - первыми открываются тем, кто идёт сюда со стороны Ворот Террер:
Портал, конечно, роскошный, поистине "королевский", но, на мой взгляд, очень "на любителя":
Сверху его прикрывает деревянный карниз с цветным рисунком:
А вот колокольня достойна всяческого восхищения (вот только появившийся в 1770 году куполок со шпилем, более характерный для какой-нибудь Швейцарии или Чехии, ей, как мне кажется, не слишком к лицу )
Высота башни - около 70 метров. "Около" - потому как некоторые источники приводят цифру 68, другие - 72. Равно как одни называют её самой высокой в Арагоне, а другие - только одной из самых высоких. Ну это так, к слову, нам-то с вами, по сути, какая разница? Вопрос только в том, нравится она или нет:) Мне - нравится (но шпиль бы я снял без сожаления ).
А вот другой факт заинтересовал меня больше: Санта-Мария-ла-Майор на протяжении столетий считалась настолько крупной и значимой, но её кандидатура не раз выдвигалась "на соискание" титула собора. Однако Святой Престол так же регулярно отказывал в этой просьбе, а причина была в том, что - уж не знаю, вы будете смеяться или плакать - церковь, ещё та самая первая, средневековая, была построена - та-там!!! - на основании мусульманской мечети! Занавес... Я думаю, Иисус, чьи якобы последователи принимали такие решения, был бы очень удивлён...
**********
Недалеко от коллегиаты находится ещё одна старинная церковь с высокой колокольней в стиле мудехар - Сан-Андрес, св. Андрея.
Рядом с апсидой церкви установлена статуя арагонского короля Альфонсо I, прозванного Воителем (Alfonso el Batallador) - легендарной личности, выдающегося полководца, отвоевавшего у мусульман Сарагосу и значительную часть земель, городов и крепостей центрального Арагона и некоторых территорий нынешних Каталонии и Валенсианы. В общем, крутой был мэн в самом хорошем смысле этого слова!
А вот таким его изобразил испанский художник (занимавший, кстати, в течение нескольких лет пост директора мадридского Музея Прадо) Франсиско Прадилья:
Отсюда через пустырь (думается, временный) открывается очень эффектный вид на колокольню Санта-Мария-ла-Майор:
Вообще Калатаюд - город вертикальных ракурсов. Здесь постоянно нужно что-то снимать снизу доверху:)
..........
Мы проходим по улице Сан-Мигель к одноимённым воротам:
За ними - небольшой уютный дворик (на самом деле - целая площадь - Plaza del Olivo) с бронзовой скульптурой в виде большой (примерно 3 на 2 метра) гравюры, изображающий жизнь согерос (sogueros) - производителей верёвок и канатов. Сырьём для них служила конопля, которую выращивали на берегах рек в окрестностях Калатаюда ещё с римских времён, и это ремесло многие столетия составляло важную долю местной промышленности вплоть до начала 20 века.
Исторический центр Калатаюда абсолютно ровный, но с севера к нему вплотную подступают высокие скалистые холмы, на которых арабы и строили свои крепости. Крепостей отсюда, к сожалению, не видно, а холмы - вот они:
И ещё один красивый вид на колокольню церкви Санта-Мария-ла-Майор:
**********
А теперь, следую указаниям "гида" - выбранного нами маршрута, мы выходим на Площадь Испании, известную также как Рыночная. Что не удивительно - ещё с арабских времён она была центром городской торговли, и оставалась таковой вплоть до середины прошлого (20-го) века. Кроме того, здесь проводились и корриды.
Ну а сегодня она представляет собой чисто городскую площадь с разноцветными домами, большая часть которых построена в 17-18 столетиях, с балкончиками (подозреваю, что места на них, как и в некоторых других городах Испании, продавались на время проведения забав с быками) и портиками под ними.
Здесь же находится старое здание аюнтамьенто:
И курьёзный "кривой дом":
Очень симпатичный и где-то даже трогательный скульптурный ансамбль, напоминающий о тех временах, когда на Площади Испании проводились рынки:
По сравнению с прочими, одна из сторон площади выглядит очень неожиданно:
**********
Мы идём по улице, названной в честь Эдуардо Дато (Eduardo Dato) - испанского политического деятеля конца 19-начала 20 веков. Прочитав его краткую биографию, я так и не понял, почему для памятной таблички был выбран именно такой рисунок:
На этой же улице находится старинная "французская" церковь св. Петра - San Pedro de los Francos. Она была построена для франков, которые участвовали под знамёнами Альфонсо Воителя в компании по завоеванию Калатаюда и потом остались жить здесь, в знак благодарности за их храбрость и преданность. В 14 веке её реконструировали - элементы той церкви и дошли до наших дней. К сожалению, пространства для обзора на неширокой улице нет, и лучший вид на церковь получился таким:
Интересно, что башня (хотя это на фотографии почти не заметно) на целых 1.5 метра наклонена в сторону улицы.
Сохранился готический портал, украшенный скульптурами апостолов Петра и Павла по бокам и Христа в центре тимпана:
..........
На площади Plaza la Correa можно увидеть небольшой каменный монумент. Это всё, что осталось от входного портала августинского монастыря Сonvento de la Correa, снесённого уже во о второй половине 20 века:
На камне установлен барельеф, показывающий, как выглядел этот портал:
А вообще историческое и, прежде всего, религиозное наследие Калатаюда понесло тяжелейший урон в начале 19 столетия: сначала во время войны с Наполеоном, а потом, причём в ещё большей степени - после бесчинств, начавшихся после десамортизации 1835 года, когда практически вся церковная собственность была национализирована, а значит, как мы знаем из опыта собственной страны, стала практически ничьей, а её художественная и культурная ценность не ставилась ни в грош. Количество снесённых в те времена церквей и монастырей в одном только Калатаюде и сосчитать сложно: монастыри Санта-Клара, Ла-Мерсед, Кармен-Кальсадо, Босоногих кармелиток; церкви Сантьяго, Сан-Мигель, Санта-Люсия, Сан-Торкуато, Сан-Мартин, св. Троицы... А самая большая потеря - снос доминиканского монастыря Сан-Педро-Мартир, описать который у меня даже слов не хватает, я могу сказать только одно: если бы он уцелел, то сегодня считался бы не только главной жемчужиной арагонского мудехара, но и, возможно, самой красивой церковью Испании. Судите сами (фото с сайта http://mudejarymas.es/2016/10/01/calata … arecido-i/ ) :
А разрушен он был потому, что его апсида, согласно "экспертному заключению" обычного дорожного инженера, "способствовала сужению" проходящей рядом дороги. На что Городской совет Калатаюда, недолго думая, в 1856 году принял судьбоносное решение снести одним махом весь монастырский комплекс. Впрочем, нам ли, до сих пор расплачивающимся за ошибки наших прадедов, винить их в этом...
..........
Куда больше повезло церкви бывшего бенедиктинского монастыря Сан-Бенито 16 века: в ней ныне находится, говоря по-нашему, Дворец культуры (Aula cultural):
**********
На большой площади позади Сан-Бенито сейчас устраиваются городские рынки. И отсюда открывается красивый вид на апсидную часть Королевской коллегиальной церкви Гроба Господня - Санто-Сепулькро (Santo Sepulcro) и очередные подступающие к городу скалистые склоны холмов:
Церковь, являющаяся сегодня испанской резиденцией Ордена Святого Гроба Господня, была возведена в 1156 году, а перестроена в нынешнем виде в начале 17 века. От первоначального сооружения сохранились остатки галерей клуатра, фрагменты которого можно видеть снаружи:
Вообще с задней и задне-боковой стороны церковь выглядит интересно и впечатляюще.
Но вот мы огибаем её...
и... как не интересно... Самый обычный безликий "итальянский" барочный фасад, подобных которому в разных странах Европы можно увидеть немерено...
Ну и внутри она такая же:
Самое симпатичное в ней - аистиное, сейчас пустующее, гнездо на шпиле (и как не падает-то... ):
**********
Здесь маршрут из буклета завершается, да и нам уже пора трогаться дальше. Так что просто идём "к выходу":
Вот откуда растёт это дерево?!
Последний "сюжет" исторического центра - недавно реставрированная "площадь арбалетчиков" Plaza Ballesteros, украшенная старинным каменными ядрами (я так думаю). Она не является старой - когда-то здесь находилась один из снесённых церквей.
..........
Да, посещение Калатаюда оказалось спонтанным и прошло в режиме "лайт", но получилось интересным, красивым и, благодаря наконец-то проявившемуся солнцу, ярким . Жаль только, что все церкви, кроме ничем не запоминающейся внутри Санто-Сепулькро, оказались закрытыми... Но что делать, получилось так, как получилось. Зато теперь временной график скорректирован, и можно смело отправляться в кульминационную точку маршрута - в Монастерио-де-Пьедра. И с этого момента путешествие из почти чисто городского становится преимущественно ландшафтным.
< ======================== >
До монастыря ехать недалеко и недолго, но по пути мы всё же пару раз остановились. Сначала - в верхней части и без того красивой дороги, проходящей через гору:
Справедливости ради отмечу, что в реальности всё выглядело намного красивее и масштабнее, но, к сожалению, все самые живописные пейзажи получались против (или с небольшим плюс-минусом, что ничего не решало) солнца.
После этого начался длинный спуске, и в какой-то момент внизу показалась прекрасная панорама городка Нуэвалос (Nuevalos):
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Испания » В краю мудехара: Теруэль, Альбаррасин, пейзажи и ландшафты