Если кому-то показалось, что она похожа на большой клуатр, то он совершенно прав: это он и есть. Точнее, его остатки. Когда-то клуатр был частью старинного кармелитского монастыря при церкви Кармен, в сооружении которого, кстати, принимал участие тот же Беренгер де Монтагут. В 18 веке готический клуатр был перестроен в классическом стиле (опять вспомнился вопрос о реставрации), а во времена десамортизации монастырь стал казармой, незаконченный фасад церкви так и остался незавершённым, а клуатр постигла ещё более печальная участь...
Кстати, сама церковь Кармен была разрушена в 1936 году во время гражданской войны. Впоследствии её восстановили в том виде, в каком она была ранее - с недоделанным фасадом.
**********
Как я уже писал, мы посетили необычный музей, расположенный рядом с Пласа Майор. Его оригинальность и даже эксклюзивность заключается в том, что внутри него находится ... средневековая улица Каррер-дель-Балч (Carrer del Balç).
Одним из значений слова Balç является "обрыв, скала". Дело в том что улица, оставаясь в целом ровной в вертикальной плоскости, местами "вгрызается" в глубину холма, на котором стоит Манреса, и там проходит под домами других улиц и даже под самой Пласа Майор. А выходит "на свет божий" уже на уровне соседних городских кварталов.
Каррер-дель-Балч была частью центра средневекового города, возникшего вокруг рыночной площади (ныне – Пласа Майор), и сейчас, как пишут многие местные источники является "великолепным примером средневекового городского планирования", "по-прежнему сохраняет дух средневековой атмосферы" и "позволяет увидеть, какой Манреса была в 14 веке".
Дальнейшая судьба Каррер-дель-Балч оказалась столь же извилистой, как и она сама. В постсредневековые времена, когда Манреса активно росла и расширялась, необходимость в тесных "подземельях" практически отпала, улица потеряла своё значение, а в 16 веке была окончательно закрыта и даже перешла в частное владение. И только в 1980-х годах Городской совет решил восстановить её и открыть для публичного посещения в режиме музея.
Надо признать, что власти города предприняли гениальный маркетинговый ход, до которого не додумались в других городах и странах: они взяли старую улицу, перекрыли её, а за её посещение стали брать деньги (что-то вспомнилась хрестоматийная история с Провалом ). Какой тут открывается простор для "обмена опытом" - есть чему поучиться, скажем, итальянской Перудже (тамошняя улица-тоннель Volte della Pace не менее атмосферная, чем Каррер-дель-Балч) или и вовсе представляющей собой один большой полузакрытый "термитник" Дольчеакуа в западной Лигурии!
Понимая, что одна только полутёмная каменная, хоть и колоритная, улица – место довольно нишевое и большие сборы вряд ли обеспечит, в местном Интерпретационном центре – а именно так называется то, что я называю музеем – были созданы дополнительные экспозиции, например, мультимедийный макет Каррер-дель-Балч в том виде, в каком она была во времена Средневековья – периода своего наивысшего расцвета. В окошках домов разыгрываются мини-представления, демонстрирующие разнообразные эпизоды городской жизни: от визита арагонского короля Педро IV Церемониального (который, кстати, посещал Манресу трижды, что что свидетельствует о важности города в 14 столетии) до сцен, показывающих повседневный быт простых горожан различных слоёв общества и разных профессий.
..........
Но для нас главной всё-таки была сама улица, на которую мы, попросив экскурсовода (благо в "группе" больше никого не было) максимально сократить информационно-мультимедийную часть, сейчас и отправляемся. Вот отсюда и начинается наше "путешествие в средневековье" (как, опять же, позиционируют Каррер-дель-Балч местные власти):
Сначала спускаемся в реальное подземелье, расположенное ниже уровня улицы:
По сути, Каррер-дель-Балч представляет собой узкий, полутёмный, слегка петляющий каменный "коридор", с обеих сторон которого расположены входы (сейчас закрытые) в жилые, рабочие, складские и прочие (здесь есть, точнее, была, даже конюшня) помещения с очень редкими выходами – сегодня перегороженными, естественно - на соседние, ныне вполне современные, улицы. Конечно, столь тесное, замкнутое и плохо вентилируемое, а в то же время - густонаселённое пространство способствовало быстрому распространению болезней и возникновению эпидемий…