Теперь мы готовы “залезть” в колесо (Колесо Сансары или Круг Жизни), но сделаем это осторожно, так как его держит руками и зубами бог смерти. На санскрите его зовут Яма - он красный, но не прекрасный, а ужасный. Некоторые считают, что в круг вцепился демон Мара, который безуспешно пытался искушать самого Будду, используя своих соблазнительных и безнравственных дочерей. Пусть эта версия будет запасной, но не основной.
Обычно в центре окружности (ступице) должны находится три символических животных: петух (привязанность и страсть), свинья (неведение и тупость) и змея (гнев и злость). Их еще называют тремя ядами ума, на многих изображениях животные кусают друг друга за хвост (ядовитым яд не страшен – это легкий допинг, который помогает лучше крутить колесо). В нашем случае присутствует какой-то бог или похожий на него человек, что нарушает каноны. Как мне кажется, просветленному Будде не место в самом центре круга, так как он должен быть как раз где-то снаружи – в нирване, показывая пример всем остальным, попавшим в круговерть страстей и страданий, куда надо стремиться. Точно, мы его видим слева от колеса!
Здесь он есть наверняка:
(фотография из Википедии)
Пока сконцентрируемся на том, что в окружности, а остальное оставим на потом.
Существует еще одна версия: сидящая фигура в центре – это монах Чжао Чжифэн, портретное сходство с которым угадывается во множестве статуй в пещерах Дацзу.
В 1181 году в районе Дацзу была страшная засуха и длилась она целых четыре года. Половина населения провинцию умерло от голода, так как весь урожай погиб. Избавление от стихийного бедствия, хоть и запоздалое (где он был раньше?), случилось с приходом буддийского монаха и наставника Чжао Чжифэн, который тоже был уроженцем Дацзу. Монах помолился на вершине горы Баодиншань - сразу же полил благодатный дождь, жизнь наладилась, увидев такое чудо, люди стали массово обращаться в буддизм. Для нас, правда, еще более ценно, что монах отдал семьдесят лет своей жизни творческой деятельности, вырезая из камня рельефы и скульптуры. Наверное, кто-то из его коллег или последователей запечатлел легендарного учителя в более чем тридцати изваяниях.
Теперь ступица имеет осмысленное человеческое выражение, а не напоминает тупой пятачок свиньи или других тварей. От сидящего монаха-учителя расходятся шесть лучей, которые показывают, что выход из вечного цикла перерождений существует, просветление возможно. Если сами не можете найти нужную “дверь”, то обратитесь к мудрому старшему товарищу-учителю. Он и карму немного подправит, если потребуется.
Кажется, петуха (слева от монаха), свинью (справа) и змею (внизу) я тоже разглядел. Или там сидят другие твари. Жалко, что керамическая “форма” многих созданий рельефа плохая. Для большей наглядности нам дополнительно показали четыре большие фигуры, раскручивающие колесо: чиновник (жадность), солдат (зло) – слева; человек, похожий на обезьяну (глупость), женщина (похоть) - справа. Получается, что чиновник + женщина = петух. Забавно! Возможно, самая правая часть немного устарела (я про женщину), но левая актуальна как никогда! Как отмечают некоторые внимательные зрители (не европейцы), если солдат выглядит иноземным, то чиновник - сто процентов свой родной китаец (из провинции Сычуань).
Давайте опять взглянем на рельеф колеса. Во втором круге от центра, разделенным лучами-спицами на шесть частей, располагаются шесть миров (три низших и три высших), куда можно попасть в результате блуждания и странствия сознания и перевоплощения (в соответствии с кармой, которая играет роль пропуска): мир адских существ, голодных духов, животных, людей, полубогов, богов.
Чтобы попасть в ад, надо сильно постараться (иметь безобразную карму). Здесь вас ждут страшные мучения, нестерпимый холод и жара, ужасы и убийства, которые так подробно описаны разными художниками, поэтами, писателями и режиссерами. Пребывание в аду не является вечным, если улучшить свою негативную карму, претерпев страдания. Данный мир располагается в нижнем секторе рельефа колеса (видно плохо).
Мир голодных духов, кажется, просматривается справа внизу (где кого-то грызут). В вечно голодное и жаждущее существо перевоплощаются жадные и завистливые. Им придется жить на мусорных кучах и в пустынях, испытывая постоянный голод и жажду: пища не лезет в узкое горло, а вода испаряется на огненном языке. Чем не ад?
В мир животных попадают за неведение, глупость и самодовольство, а также глупые страхи (за невежество, одним словом). Выбраться отсюда можно, заботясь о своем потомстве (чем живность обычно активно занимается). На рельефе животные хорошо видны слева внизу.
Мир людей сопряжен со всеми известными нам страданиями, страстями и неприятностями: рождение, болезнь, старость, смерть, разлука с любимыми, сожаления, страх, неприязнь к врагам и начальникам, стресс и т.д. Желания и привязанности, свойственные людям, приводят к рождению в этом мире. Правда, только человек и способен освободиться от сансары (зачем тогда другие высшие миры?). Такое уникальное свойство дорогого стоит. Ну, если хотите, отдохните и погостите некоторое время в мире полубогов и богов. Кажется, людей мы видим чуть выше голодных духов (их легко можно спутать с демонами). К сожалению, их керамическая “форма” не очень хороша (не путать с кармической), но фигуры просматриваются.
Полубоги (асуры, демоны) тоже испытывают страдания. Их обуревает зависть к богам, переполняет агрессивная воинственность. Им хорошо знакома гордость, ненависть, злость и хвастовство. И почему этот мир относится к высшим, если существа, его населяющие, не имеют положительных черт? Располагается слева наверху (если мир полубогов и людей поменять местами, то общая картина не изменится).
Божества (дэвы) пребывают в блаженном благополучии и горделивом самодовольстве. Удивительно, что они тоже испытывают страдания. Им мешают эмоции (гнев, гордость, ревность и похоть), и от смерти они не застрахованы, которая сопровождается унижениями, отречением, изгнанием и одиночеством. Создается впечатление, что боги какие-то ненастоящие, и нет у них воли для свершения важных осознанных действий, так как они погрязли в удовольствиях. По сравнению с Буддой божества выглядят ущербными и несовершенными. Мир богов находится в самом верху рельефа, рассмотреть там что-либо интересное очень трудно. Я разочарован.
На следующем от центра круге рельефа отображены «связи зависимого происхождения», который представляет из себя взаимосвязанные звенья (санск. нидана, «звено») - этапы существования от рождения к старости и смерти и к новому рождению. Они показаны на примере человеческой жизни, обычно состоят из двенадцати сегментов (но у нас их восемнадцать), изображения читаются сверху по часовой стрелке. Если очень хорошо приглядеться и постараться, то можно разобрать и расшифровать эти “ниданы” и их символические представления (хотя бы их часть): невежество, болезнь, смерть, старость, желание и некоторые другие, более сложные. Такая задача превосходит по сложности прочтение надписи из загадочных “пляшущих человечков” Конан Дойла, поэтому пусть она останется для внеклассного чтения (и дополнительных научных исследований).
По внешнему кольцу, на ободе колеса, располагаются различные виды перевоплощений (их тоже 18). Мне кажется, я могу различить некоторых животных, людей и демонов с богами, которые залезли в однотипные бочоночки (“китайское лото”). В последовательности превращений мне также видится происхождение видов и человека от обезьяны. В нижней части в бочонке сначала сидит змея, потом передняя часть становится рыбьей головой, далее выглядывает лошадь, но сзади она еще рыба (не совсем по Дарвину, но очень революционно для своего времени). Когда видно плохо, то можно активней подключать свою фантазию. Из каких-то копытных получается обезьяна, а потом, двигаясь также против часовой стрелки, мы через несколько звеньев получаем человекоподобные существа, а затем опять происходит деградация до животного состояния.
Очень эффектны "вытекающие" из центра круга (груди и живота сидящего монаха) далеко за пределы обода шесть лучей, которые очень благородно и естественно изгибаются. Внутри каждого из них содержится целый ряд (или заряд) из медитирующих фигурок, наглядно поясняющих, как выбраться из Круговорота.