Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Выставка «От Тьеполо до Каналетто и Гварди» ГМИИ им.Пушкина.


Выставка «От Тьеполо до Каналетто и Гварди» ГМИИ им.Пушкина.

Сообщений 1 страница 10 из 21

1

Выставка «От Тьеполо до Каналетто и Гварди»

ГМИИ им.Пушкина.
24 июля -14 октября 2018г.
Вся информация с сайта ГМИИ
https://pushkinmuseum.art/events/archiv … hp?lang=ru

https://s33.postimg.cc/amji8uaf3/001_IMG_20180807_131745.jpg

ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет выставку «От Тьеполо до Каналетто и Гварди» – работы выдающихся венецианских мастеров XVIII века из Городского музея Палаццо Кьерикати в Виченце; Коллекции Интеза Санпаоло – Галереи Италии, Палаццо Леони Монтанари в Виченце; ГМИИ им. А.С. Пушкина. В экспозиции будет представлено 57 работ, среди которых 23 произведения из Палаццо Кьерикати, 25 произведений из ГМИИ им. А.С. Пушкина, 9 произведений из Галерей Италии – Палаццо Леони Монтанари. Выставка проходит под патронатом Посольства Италии в Москве.
https://s33.postimg.cc/pii1gilun/002_IMG_0549.jpg

https://s33.postimg.cc/72xkj3kkv/003_IMG_0558.jpg

https://s33.postimg.cc/moew3248v/004_IMG_0560.jpg

https://s33.postimg.cc/kwlx8681b/007_IMG_0550.jpg

https://s33.postimg.cc/i2irup3a7/008_IMG_0551.jpg

https://s33.postimg.cc/v6oc7dfwf/009_IMG_0552.jpg

Якоб ван дер Керкховен, прозванный Джакомо да Кастелло (1637-1712).
«Натюрморт с фруктами, попугаем и кроликами (аллегория Осени)»

Городской музей Палаццо Кьерикати, Виченца

Фламандец Якоб ван дер Керкховен, более известный в Италии под прозвищем Джакомо Чимитерио да Кастелло, без сомнения, является одним из ведущих северных мастеров натюрморта, работавших на итальянском полуострове. Согласно письменным источникам, он находился в Венеции с 1685 по 1712 год, а также, вероятно, работал в других городах области Венето и Риме. Основной его специальностью были картины жанра натюрморта: от изображения фруктов до охотничьих трофеев.
Венецианские художники не жаловали этот жанр, предпочитая ему работу с библейскими и мифологическими сюжетами. Но многие факты подтверждают, что натюрморты фламандского мастера пользовались большим спросом в Венеции, привлекая заказчиков своей энергией и живым натуроподобием.
В центре композиции картины мы видим диагонально расположенный роскошный каскад из пышущих соком гроздей винограда, перезрелых плодов граната (в мифологии гранат символизирует бессмертие),  румяных груш, яблок, и мощных тыкв, которые завершают этот бурный ниспадающий поток, олицетворяющий первоклассный осенний урожай. Тематика плодородия также поддержана изображением пары кроликов в нижнем правом углу. Им в противовес в верхней части картины слева на фоне светлого неба выделяется попугай с разноцветным оперением, который мог являться символом красноречия и быть, в свою очередь, насмешливой аллюзией на заказчика.
Эта живописная работа является не просто натюрмортом. Это Аллегория Осени. И Джакомо да Кастелло прибегает к нескольким художественным приемам для создания у зрителя яркого впечатления и ощущения именно этого времени года. Мастер пишет композицию в теплых тонах, избирает преимущественно плоды, созревающие в Октябре, и подчеркивает их реалистичность и осязаемость игрой света-тени, а также создает атмосферу климатической достоверности.

https://s33.postimg.cc/og7uxx5lb/011_IMG_0562.jpg

0

2

Якоб ван дер Керкховен. «Торговка рыбой»
Фламандец Якоб ван дер Керкховен, более известный в Италии под прозвищем Джакомо Чимитерио да Кастелло, как художник сформировался в Антверпене в мастерской Яна Фейта, затем направился в Рим, а около 1685 года — в Венецию, где и работал до конца своих дней. Основной его специальностью были картины жанра натюрморта: от изображения фруктов до охотничьих трофеев.
Глядя на картину «Торговка рыбой», нетрудно заметить различия в манере исполнения женской фигуры и натюрморта, на основании чего можно предположить, что над произведением работали два художника, что являлось довольно распространенной практикой, особенно на Севере Европы. Мáстерская живопись натюрморта отличается некоторой жесткостью, что контрастирует с манерой изображения фигуры, написанной легко и свободно. Возможно, ее автором был немецкий живописец Иоганн Карл Лот, с которым Керкховен тесно сотрудничал, нередко дополняя натюрмортными мотивами его композиции.

https://s33.postimg.cc/6des6rmm7/013_IMG_0564.jpg

Якобус Виктор Натюрморт с дичью, фруктами, овощами и котом

1661г.
Городской музей Палаццо Кьерикати, Виченца

В сумрачном пространстве кухни виднеется деревянный стол, на нем корзина с капустой и арбузом, между складок скатерти видны дыня, гранаты, птичья тушка, а также ощипанная и выпотрошенная дичь; с потолка свисает мертвая утка, а из-под стола эту сцену с невозмутимым видом созерцает кот, предвкушающий богатую добычу. Из сочетания образов смерти, увядания и символа плодородия — граната — рождается призыв к жизни и природе.
Долгое время картина считалась парной к полотну ван дер Керкховена «Торговка рыбой», которое так же представлено на выставке. После реставрации 1959 года были выявлены едва различимые подпись Якобуса Виктора и год создания — 1661-й, что помогло установить личность мастера.
Голландский художник Якобус Виктор в двадцатилетнем возрасте отправился в Венецию по следам своих великих соотечественников. В его ранних работах наблюдается склонность начинающего мастера к барочному изображению овощей, фруктов и дичи, и полотно из Виченцы — наглядный тому пример. После итальянского периода Виктор, чье бракосочетание в Амстердаме датируется 1671 годом, обратится к сдержанной палитре и камерному формату, и преимущественно сосредоточится на живых зверях, запечатленных в естественной среде их обитания.

https://s33.postimg.cc/8hz57v3of/014_IMG_0565.jpg

https://s33.postimg.cc/pachjv8f3/082_IMG_0661.jpg

Карло Айсман Бризигелла  Пейзаж с рекой и мельницей   Ок.1710г.

Городской музей Палаццо Кьерикати, Виченца
История бытования картины Бризигеллы, как и «Пейзажа с триумфальной аркой и конной статуей» Луки Карлевариса, неизвестна, однако размеры полотен практически идентичны, и они могли составлять пару.В работе Карло Бризигеллы на фоне вытянутого по горизонтали речного пейзажа с горами изображены внушительные руины, в частности, заброшенная мельница и арка; сцену оживляют фигуры занятых повседневными делами людей и изображения животных. Кажется, что жизнь и природа исполнены покоя, тогда как руины, угрожающе выступающие из тени, порождают в зрителе чувство глубокого беспокойства.

https://s33.postimg.cc/p5qnaddvj/016_IMG_0567.jpg

https://s33.postimg.cc/evo8b40un/018_IMG_0568.jpg

Здесь в обе арки просматривается по отдельному пейзажу

https://s33.postimg.cc/c2zm49san/019_IMG_0569.jpg

Лука Карлеварис. «Пейзаж с триумфальной аркой и конной статуей» 1710–1714

Городской музей Палаццо Кьерикати, Виченца

Позади густой лесной тени в левой части картины открывается центральный мотив пейзажа с водоемом и горами, справа высятся исполинские постройки разных эпох. Оживляют композицию выразительные сценки, вероятно, написанные с натуры.
Карлеварис продолжал всю жизнь разрабатывать тему фантастических ведут. Он соединил два типа ведуты – пейзажную и вид морского порта – и, вторя идеям Марко Риччи, дополнил эту пару отсылками к реально существующим древнеримским руинам.
Впечатляющее обрамление в виде лесной кулисы в левой части картины, которое выделяет эту работу из всех остальных, созданных Карлеварисом во втором десятилетии XVIII века, наводит на мысль о театральных декорациях; появление же в пейзаже художника, который пишет памятник с натуры – вероятно, отсылка автора к самому себе, – обостряет ощущение бренности всего сущего, навеянное руинами. Сильные контрасты, подчеркнутые противопоставлением теней приглушенному закатному свету, создают фантастический характер изображаемого.

https://s33.postimg.cc/lm4pkk3fz/020_IMG_0713.jpg

https://s33.postimg.cc/9lnuwzsyn/024_IMG_0572.jpg

0

3

Лука Карлеварис   Вид Вероны близ Понте делле Нави

Коллекция Интеза Санпаоло Галереи Италии, Палаццо Леони Монтанари, Виченца
Это произведение — парное к картине «Вид площади Контарена в Удине», принадлежащей тому же собранию. В 1991 году по случаю экспертизы обеих картин Альдо Рицци в своем кратком комментарии отметил, что важным моментом, подтверждающим датировку около 1720 года, является изображение на полотне «Вид площади Контарена в Удине» статуй Геркулеса и Какуса, установленных в центре площади в 1717 году. В том, что речь идет о позднем периоде творчества Карлевариса, убеждает его внимание к передаче в обеих картинах эффектов состояния атмосферы с использованием тонких модуляций света и высветленной цветовой палитры, выразительной и разнообразной.

https://s33.postimg.cc/i7r4i654v/025_IMG_0573.jpg

https://s33.postimg.cc/agaej3dov/027_IMG_0574.jpg

Франческо Авиани Пейзаж с Лазарем и богачом Ок.1714г.
Городской музей Палаццо Кьерикати, Виченца

Композиция представляет собой подобие театральной декорации, где изысканные виды с руинами сочетаются с сентиментальным натуралистичным пейзажем. В зданиях угадываются причудливые архитектурные цитаты, отсылающие к Театро Олимпико в Виченце, ребристой крыше Базилики Палладиана и башне Биссара на Пьяцца деи Синьори; пейзаж напоминает предгорье Альп. Мощная контрастность усиливается филигранной передачей климатической среды: живописец искусно воссоздает характерные для горных закатов в Венето оттенки розового и голубого. Авиани демонстрирует живописную культуру Веронезе и Палладио, но разрабатывает ее в театрально-декорационном ключе.

https://s33.postimg.cc/9qrm6qkv3/028_IMG_0576.jpg

https://s33.postimg.cc/ckurk6ur3/030_IMG_0578.jpg

https://s33.postimg.cc/at1sp9gj3/031_IMG_0580.jpg

Сцена с пирующим богачом расположена в глубине центральной архитектурной группы, тогда как опирающийся на костыль Лазарь стоит в отдалении и тщетно ждет подаяния; притча из Евангелия от Луки (16: 19–31) позволила художнику или работавшему с ним мастеру разместить в парковом партере домашнюю птицу в духе Бассано — лишь она выбивается из общего иконографического строя картины.

https://s33.postimg.cc/9qrm6pia7/032_IMG_0581.jpg

https://s33.postimg.cc/r41wljqfz/033_IMG_0582.jpg

0

4

Бернардо Беллотто. «Вид замка Кёнигштайн» ГМИИ им. А.С. Пушкина

В центре композиции на втором плане изображен замок Кёнигштайн, расположенный в Саксонской Швейцарии на левом берегу Эльбы. Возведенный в романскую эпоху, замок многократно перестраивался и расширялся, в разные периоды он служил укрепленным убежищем для правителей Саксонии.
Бернардо Беллотто запечатлел Кёнигштайн во многих работах, изображая его с разных сторон и в полотнах большого формата, и в небольших композициях. На картине из собрания ГМИИ видны Георгбург и Старый арсенал с западной стороны. Если дата 1764 на подрамнике картины из ГМИИ верна, то это означает, что Бернардо Беллотто вернулся к повторению композиции через много лет после создания большого полотна, уже после переезда из Дрездена в Варшаву, где художник и скончался.

https://s33.postimg.cc/9e080isan/034_IMG_0583.jpg

Две картины на один и тот же сюжет "Нахождение Моисея"

Гаспаре Дициани. «Нахождение Моисея» 1723-25гг.   ГМИИ им. А.С.Пушкина

Сюжет картины взят из Ветхого Завета (Исх. 2: 1–10). Египетский фараон повелел истребить всех еврейских младенцев мужского пола. Чтобы спасти сына, мать оставила Моисея в тростниковой корзине на берегу реки, куда по обыкновению приходила купаться дочь фараона. В один из таких дней она услышала плач младенца и сохранила ему жизнь.
Запечатленная здесь библейская тема приобрела популярность в венецианской живописи XVIII века; неоднократно обращался к ней и Гаспаре Дициани, особенно в рисунках. В соответствии со стилистикой рококо художник интерпретирует тему в более камерном ключе.
Ученик Себастьяно Риччи, Дициани достаточно широко использовал мотивы его произведений. Что же касается представленной на выставке картины, то здесь очевидно влияние мастеров XVI века, и прежде всего Паоло Веронезе, творчеству которого обращались многие венецианцы.

https://s33.postimg.cc/o9yr83vzj/036_IMG_0585.jpg

Джованни Баттиста Крозато. «Нахождение Моисея»   ГМИИ им. А.С.Пушкина

Картина написана на тот же сюжет из Ветхого Завета (Исх. 2: 1–10), что и произведение Гаспаре Дициани.
Джованни Баттиста Крозато, который был на десять лет старше Джамбаттисты Тьеполо, по праву считается одним из мастеров, оказавших большое влияние на формирование стилистики европейского рококо. Широкую известность художнику принесли циклы монументально-декоративных росписей, однако многое из созданного им в Венеции оказалось утраченным.
Число дошедших до нас станковых произведений Крозато сравнительно невелико, и картине из собрания ГМИИ принадлежит среди них весьма заметное место. Превосходное состояние сохранности живописи позволяет в полной мере оценить колористическое чувство мастера и его виртуозное владение кистью.

https://s33.postimg.cc/gtzhmdl5r/038_IMG_0628.jpg

Себастьяно Риччи, Марко Риччи. «Перспектива с руинами и людьми» 1720-е годы

Городской музей Палаццо Кьерикати, Виченца

Монументальные руины в классическом стиле – здания, колонны, статуи и барельефы, – оказавшиеся во власти безжалостного времени и неумолимой природы, оживлены группой людей: здесь и любующийся обнаженным женским телом солдат, и мать с двумя маленькими детьми, справа компания зевак, на заднем плане несколько каменотесов. Яркие краски, сильная светотеневая лепка и контрастные мазки подчеркивают многоплановую перспективу. В картине нашел отражение все усиливающийся интерес к античности, который в тот же период спровоцировал возникновение классической археологии.
Над картиной Марко Риччи и его дядя Себастьяно работали в двадцатые годы XVIII века. Марко Риччи принято считать автором пейзажных фонов, тогда как фигуры и скульптурные фрагменты приписывают Себастьяно, поэтому настоящее произведение можно рассматривать как живописный триумф молодого художника, который, согласно письменным свидетельствам, работал также в качестве сценографа в Венеции и Лондоне, а кроме того, успел прежде совершить путешествие по Англии и, вероятно, посетить Рим. Тем не менее, у исследователей еще остаются сомнения относительно авторства работы: так, например, особое внимание привлекает фрагмент, где храм наполовину скрыт склоном холма, и некоторые приписывают его кисти Себастьяно. Однако, каким бы ни было распределение сил, очевидно, что между живописцами царило полное согласие во время создания этого шедевра с руинами, где искусство и природа превосходно дополняют друг друга.

https://s33.postimg.cc/3ptx9p0tr/040_IMG_0589.jpg

Луи Дориньи (1654-1742) . «Андромеда» 1675–1700

Городской музей Палаццо Кьерикати, Виченца

Творческое формирование Луи Дориньи, французского живописца из семьи художников, началось в Париже, в среде, отмеченной вкусом к барочной декоративной живописи. Ему не исполнилось и двадцати лет, когда он переехал в Италию, чтобы продолжить обучение. В 1673 году Дориньи работает в Риме, затем в Умбрии и в Марке, в 1678-м переезжает в Венецию, а в 1690-м окончательно обосновывается в Вероне. В Венето художник создал ряд значительных живописных циклов для знатных семей, а также выполнил оформление церковных интерьеров.
Произведение входило в цикл росписей, украшавших стены палаццо Капра Клементи Барбьери в Виченце, возведенного в начале XVI века и выходящего на корсо Палладио. Фреска – единственный сохранившийся элемент убранства дворца, – скорее всего, была снята в шестидесятые годы XIX века при проведении работ по реконструкции палаццо.
Источники XVIII века подтверждают, что Дориньи создал ряд «фресок и картин маслом» для маркиза Капры. Из путеводителей по городу, составленных в XIX веке, также известно, что зал, расположенный на первом этаже палаццо, украшали фрески.
На фоне изящного монохромного архитектурного фона, который, вероятно, украшал весь зал, фигура Андромеды выделяется благодаря умелой светотеневой моделировке обнаженного тела, контрастирующего с красным покрывалом. Изящным быстрым движением рук девушка подхватывает ткань, словно стремясь в нее закутаться.
Андромеда – ни в чем не повинная дочь Кассиопеи, которую приковали к скале, чтобы она искупила вину своей матери. Девушка стоит на отвесной скале, у ее ног – щупальца морского чудовища, державшего ее в плену. Согласно мифу, девушку освободил Персей: он одолел чудовище и взял красавицу в жены.
Это произведение, датируемое последней четвертью XVII века, убедительно свидетельствует о мастерстве Луи Дориньи как автора фресок, которого часто приглашали для украшения вилл и городских палаццо.

https://s33.postimg.cc/ywskdl9an/041_IMG_0591.jpg

Луи Дориньи. Аллегория Согласия. ок.1695г.

Виченца, Городской музей Палаццо Кьерикати

На картине, которая была частью декорации потолка, изображена аллегория Согласия. Дориньи изображает молодую сидящую на облаке женщину в ракурсе снизу. В левой руке она держит связанные прутья, в правой — гранат. Картина поступила в Палаццо Кьерикати среди множества работ, которые администрация Виченцы приобрела в 1955 году для украшения одного из залов муниципалитета, пострадавшего в предыдущее десятилетие от бомбардировок. Произведения находились на Вилле Сальви ди Альбеттоне, а еще раньше — в венецианском Палаццо Дзенобио ай Кармини, которое семейство Сальви приобрело в 1846 году. Луи Дориньи участвовал в украшении Ка’Дзенобио в конце XVII века: это доказывают сохранившиеся в бальном зале фрески. Из источников XVIII столетия также известно, что французский художник расписал и другие помещения палаццо. В их числе — угловая комната бельэтажа, выходившая на запад. До сих пор на потолке и стенах сохранились пустые рамы из стука, вероятно, именно здесь изначально находилось рассматриваемое произведение.

https://s33.postimg.cc/o9yr86oan/042_IMG_0592.jpg

Луи Дориньи. Автопортрет. 1712-1730

Городской музей Палаццо Кьерикати, Виченца

Творческое формирование Луи Дориньи, французского живописца из семьи художников, началось в Париже, в среде, отмеченной вкусом к барочной декоративной живописи. Ему не исполнилось и двадцати лет, когда он переехал в Италию, чтобы продолжить обучение. В 1673 году Дориньи работает в Риме, затем в Умбрии и в Марке, в 1678-м переезжает в Венецию, а в 1690-м окончательно обосновывается в Вероне. В Венето художник создал ряд значительных живописных циклов для знатных семей, а также выполнил оформление церковных интерьеров.

https://s33.postimg.cc/ws87cjxe7/044_IMG_0594.jpg

Картина, хранящаяся в Палаццо Кьерикати, поступила в 1950 году под названием «Юноша в белом парике» работы неизвестного мастера. После реставрации в 2006-м выяснилось, что это «Автопортрет» Дориньи. Художник изобразил себя в три четверти, взгляд обращен к зрителю, у него горделивый и высокомерный вид. Поза достаточно неофициальная, что подчеркивает несколько небрежный костюм по французской моде: домашняя куртка золотисто-желтого цвета расстегнута, что позволяет увидеть украшенное изящным кружевом жабо, голубая лента которого не завязана. Локоны белоснежного парика спускаются ниже плеч.

https://s33.postimg.cc/uawg5a5rz/044_IMG_0611.jpg

Возраст героя и его наряд, соответствующий моде, распространенной с начала XVIII века до сороковых годов, указывают на то, что картина была написана в первой четверти столетия, вскоре после выполнения двух крупных заказов в Виченце, принесших художнику большую известность в городе и его окрестностях: декорации Палаццо Леони Монтанари и виллы Альмерико Капры, получившей название Вилла Ротонда.

0

5

Элизабетта Маркиони. «Цветочная композиция с вазами и медными тазами», «Цветочная композиция с корзиной и гирляндами»

Городской музей Палаццо Кьерикати, Виченца

На выставке представлены две картины с цветочными композициями Элизабетты Маркиони. На первой помимо буйства прекрасных растений мы видим два медных таза на фоне пейзажа,

https://s33.postimg.cc/59z985edr/057_IMG_0601.jpg

на второй - плетеную корзину и вазу.

https://s33.postimg.cc/zenptk1hb/053_IMG_0598.jpg

Но вся эта утварь утопает и несколько теряется в сплетенных гирляндах, вьющихся диких растениях, срезанных букетах роскошных цветов. Различные элементы, прорисованные художницей с тщательностью ученого-ботаника, обладают двойным значением – эстетическим и символическим. Цветы, издавна неотделимые от жанра ванитас и считающиеся высшим воплощением идеи эфемерной красоты – в первую очередь это относится к тюльпану, – также обладают собственной системой символов: к примеру, нарцисс и мак олицетворяют сон и смерть. Бренность бытия особо подчеркивается сумрачным пейзажем в глубине первого полотна, характерным и для других работ кисти Элизабетты Маркиони.
Достоверные сведения о датах жизни и смерти Элизабетты отсутствуют, что делает невозможным восстановление точной хронологии ее творчества и датировок картин. Стилю художницы присущи декоративная роскошь, избыточность композиции, натуралистический характер мазка, нежные и одновременно насыщенные цвета – все эти элементы предвосхищают цветочные фантазии итальянского барокко в духе Гварди.

https://s33.postimg.cc/mai5gwrfz/055_IMG_0599.jpg

https://s33.postimg.cc/kip6m0fsv/056_IMG_0600.jpg

Джованни Баттиста Питтони "Олиндо и Софрония" Ок.1721г.

Городской музей Палаццо Кьерикати, Виченца

На полотне представлен известный эпизод из поэмы «Освобожденный Иерусалим» — история об Олиндо и Софронии, повествовательная интермедия в произведении Торквато Тассо. Главные герои сцены — двое молодых христиан из Иерусалима, которые возвели на себя участие в краже священного образа Богоматери, похищенного из церкви и перенесенного в мечеть стараниями чародея Исмена, надеявшегося таким образом совершить колдовской ритуал и тем помешать продвижению крестоносцев. Икона таинственным образом исчезла, и тогда жаждущий возмездия правитель Иерусалима Аладин приказал казнить всех подданных-христиан, — вот почему появляется Софрония и берет на себя ответственность за преступление, в котором не виновна. Олиндо, влюбленный в девушку, пытается вступиться за нее и взять вину на себя, однако все тщетно, и оба героя оказываются приговорены к сожжению на костре, но в последний момент их спасает внезапно прибывшая дева-воительница Клоринда, белокурая персиянка. Благополучный исход истории, завершившейся браком главных героев, дает нам единственный пример счастливой любви во всем произведении, что, возможно, стало одной из причин, побудившей автора удалить этот сюжет из переработанной версии поэмы под названием «Завоеванный Иерусалим».

https://s33.postimg.cc/gz38w8v3j/058_IMG_0603.jpg

Художник изображает кульминационный момент эпизода: по приказу Аладина молодые люди вот-вот будут заживо сожжены на костре,

https://s33.postimg.cc/6p0tx1033/060_IMG_0604.jpg

и именно тогда на сцене появляется доблестная дева-воительница, облаченная в боевые доспехи.

https://s33.postimg.cc/59z98b6pr/061_IMG_0605.jpg

Питтони вскоре после создания этой работы стал одним из главных представителей рококо на международной художественной сцене.
В некоторых тонкостях этой картины уже прослеживаются стремление к декоративизму и внимание к деталям, которые станут важной отличительной чертой искусства Питтони, что было полностью созвучно также творчеству Джамбаттисты Тьеполо.

0

6

Джованни Баттиста Питтони. «Диана и нимфы»

Городской музей Палаццо Кьерикати, Виченца
Картина из музея Виченцы – шедевр кисти Питтони и одно из самых значительных произведений на мифологический сюжет в венецианской живописи XVIII века.
В истории Дианы и Актеона Питтони сосредотачивает внимание больше на чувственном, нежели драматическом, аспекте повествования.

https://s33.postimg.cc/bawy5eghb/062_IMG_0607.jpg

В правой части картины нимфы, будто слившиеся в золотое облако, окружают Диану, помогая ей снять одеяния перед купанием.

https://s33.postimg.cc/842elrobj/063_IMG_0609.jpg

На дальний план отодвинута будто второстепенная тема расплаты Актеона за свое любопытство и плотские желания – это мрачная сцена гибели растерзанного собственными собаками персонажа, решенная в легкой и звонкой цветовой гамме.

https://s33.postimg.cc/yp4xhbiz3/064_IMG_0608.jpg

Это полотно – показательный пример венецианской живописи стиля рококо, что особенно проявляется в манере изображения утонченных обнаженных фигур.

Джованни Баттиста Питтони. «Смерть Софонисбы»    ГМИИ им. А.С. Пушкина

Сюжет картины взят из древнеримской истории времен Второй Пунической войны  (218—201 до н. э.). Софонисба – дочь карфагенского царя Газдрубала и жена Масиниссы. Сципион потребовал прислать Софонисбу в Рим как пленницу; Масинисса не осмелился ослушаться Сципиона, но, дабы избавить жену от унижения, послал ей чашу яда.
В относящихся к XVIII веку «Записках» Якоба Штелина московская картина упомянута как «Супруга царя Масаниса Софонисба с отравленным кубком в руке, посланным ей от него, и в позе, как бы говорящей ему, что она не ожидала от него ничего лучшего». Далее там же указано, что эти «картины были выданы за работу знаменитого Панини, но он более известен в архитектурных вещах, чем в таких картинах. Питтони живет еще в Венеции и является одним из лучших исторических живописцев нашего времени».

https://s33.postimg.cc/3uxojm0hr/064_IMG_0716.jpg

Франческо Авиани.  Пейзаж с чудесным уловом. Около 1700 г.
Городской музей Палаццо Кьерикати, Виченца

Эпизод с чудесным уловом (Евангелие от Луки, 5: 4–7) расположен по центру. Однако, несмотря на свое центральное положение в композиции, эпизод из Евангелия остается лишь предлогом для объединения пейзажа с архитектурой в подобие театральной декорации: слева кулиса, образованная величественным строением в классическом стиле, справа руины обнесенного стеной города, в глубине же, на фоне затянутого тучами неба, виднеются парусные лодки.
Живописная культура, которой пронизано полотно, служит ностальгической отсылкой к Веронезе и гармонирует с вновь проснувшимся интересом к XVI веку, характерным для второй половины XVII столетия, а выглядывающий слева темнокожий паж является тому «явным оммажем».
Некоторые идеи сближают Франческо Авиани с Лукой Карлеварисом (художником, также представленном на выставке), который, в свою очередь, черпал вдохновение в работах северных мастеров.

https://s33.postimg.cc/t28kjxo73/047_IMG_0612.jpg

https://s33.postimg.cc/60rze6w9b/049_IMG_0613.jpg

https://s33.postimg.cc/7sky94ahb/050_IMG_0614.jpg

0

7

Франческо Авиани.  Христос среди учителей

Городской музей Палаццо Кьерикати, Виченца

Действие притчи из Евангелия от Луки (2: 41–51) о двенадцатилетнем Иисусе, наставляющем учителей, в иерусалимском храме, перенесено в монументальный портик XVI века, где герои кажутся статистами на фоне величественной декорации. Композиция соединяет пышную архитектуру с руинами и традиционным для Венето пейзажем с рекой, деревьями и обнесенным стеной городом на заднем плане; как и в случае с другими работами Авиани, складывается впечатление, что библейский сюжет служит лишь предлогом для передачи перспективы и изображения ландшафта, к которому художник подходит с недюжинной сноровкой и изобретательностью. Здесь, в этой работе, вновь дает о себе знать влияние Веронезе вкупе с теорией перспективы, но в упрощенной форме и с менее чарующей колористикой.

https://s33.postimg.cc/4yhsvo0lb/051_IMG_0616.jpg

Джамбаттиста Тьеполо. «Время, открывающее Истину» Ок.1745г.

Городской музей Палаццо Кьерикати, Виченца

Первоначально эта работа предназначалась для одного из дворцов Карло Корделлины (1703–1794), лучшего венецианского адвоката, имевшего несколько резиденций: в Венеции на кампо Сан Маурицио, в Виченце на улице Страделла Пьянколи, а с 1776 года – на улице Контра Риале, также у него была вилла в Монтеккьо Маджоре.
На арку, образованную коричнево-розовыми облаками, Тьеполо водружает устало поникшую фигуру крылатого старца, олицетворяющую Время. «Летит невосстановимое время», – пишет Чезаре Рипа в своей «Иконологии», и мы узнаем этого персонажа по соответствующим атрибутам – косе и змее под ногами; его полная противоположность – возлежащая рядом девушка – олицетворяет Истину. Другой канонический герой этой сцены, Неведение, как бы играет второстепенную роль в композиции, будучи помещенным в правой части картины, откуда он устремляется вниз. Аллегорическая тема раскрывается в остроумной и живой форме: Время, рядом с которым лежит большая коса, приказывает одному из маленьких амуров перевернуть песочные часы, в то время как девушка остается безразличной и к старцу, и к зеркалу, в котором она отражается. Через фигуры Истины и Неведения передается ощущение недолговечности, переживание красоты и ее обманчивости. А вместе с тоской, порожденной исчезающей красотой, приходит осознание конца истории и неотвратимости бега времени.
Для этой живописи характерна особая светоносность цвета, удивительно реализованная красками пастельных тонов, – именно она определила успех Тьеполо на Берийских холмах во второй половине сороковых годов XVIII века.
https://s33.postimg.cc/9enngyn3z/065_IMG_0618.jpg

Джамбаттиста Пьяццетта. «Экстаз святого Франциска»  1729г.

Городской музей Палаццо Кьерикати, Виченца

Картина написана Пьяццеттой в 1729 году для левого алтаря церкви дель Арачели в Виченце. С 1733 года в правом алтаре находилась композиция Джамбаттисты Тьеполо «Непорочное зачатие». Обе картины перешли в собрание Картинной галереи в Палаццо Кьерикати – в 1933 и в 1954 году соответственно.
Для Пьяццетты, главного в Венеции представителя направления, получившего название «тенебросо», характерен драматичный, пафосный стиль и подчеркнутые контрасты светотени. Художник завоевал большую известность благодаря важным заказам для венецианских церквей.
Композицию картины из Виченцы определяет зигзагообразное движение, вызывающее у зрителя ощущение, близкое к головокружению. Вспышки контрастной светотени – от земной фигуры брата Льва, написанной земляными красками, до небесного сияния ангела, бросающего мягкие отсветы на лик и руки святого, – наполняют сцену трепетным чувством и помогают создать величественное полотно, которое признано одним из шедевров венецианского художника.
Пьяццетта вводит заметное новшество по сравнению с традиционной иконографией: совмещая сцену экстаза и момент появления стигматов, он показывает, что св. Франциск переживает «мистическое преображение в распятого Христа».
Расположение фигур художник позаимствовал из «Экстаза св. Терезы», написанного в 1727 году Себастьяно Риччи для церкви Сан Джироламо дельи Скальци в Виченце. Отталкиваясь от тонкой и изящной живописи Риччи, Пьяццетта создает драматичную, наполненную переживаниями сцену. Этого впечатления художник добивается благодаря пластичной композиции, чьи художественные достоинства раскрылись в полной мере благодаря проведенной в 2009 году реставрации.

Фото взяла в инете, у меня не вышло

https://s33.postimg.cc/kr08yr3in/066.jpg

Джамбаттиста Тьеполо. «Непорочное зачатие»  1733-34гг.

Городской музей Палаццо Кьерикати, Виченца

Помещенный изначально над алтарем справа в церкви дель Арачели в Виченце, в дополнение к «Экстазу святого Франциска» Джамбаттисты Пьяццетты, этот алтарный образ был заказан около 1733 года и именно тогда завершен, о чем сообщает старинная надпись, вероятно, оставленная сестрой Марией Ирэной, в мирской жизни известной как Франческа Порто, дочь графа Шипионе.
Следуя описанию в Апокалипсисе (Откр. 12: 1)  – «жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд». Тьеполо пишет совершенный овал лица, бесстрастную удлиненную фигуру Богоматери, облаченную в серебристое одеяние. Она возвышается, попирая ногами земную сферу, а все ее тело поворачивается в легком изгибе, что еще усиливает сияние обволакивающей фигуру шелковой материи, а также объем и сложность драпировки большого развевающегося мафория, переданного в абсолютно иллюзионистической манере.

https://s33.postimg.cc/438qwaj1r/067_IMG_0653.jpg https://s33.postimg.cc/db0zd184f/068_IMG_0639.jpg

Мадонну окружает сонм ангелов, изображенных как никогда прежде реалистично, ниже – змей удерживает в пасти запретный плод первородного греха;

https://s33.postimg.cc/8cdgygelb/069_IMG_0622.jpg

однако настоящего пика виртуозности художник достигает в великолепных лилиях, наклонившихся прекрасными лепестками в правой нижней части картины: они символизируют природу, преодоленную и преображенную божественным присутствием в теле, все еще принадлежащем человеку.

https://s33.postimg.cc/imfvxq71r/070_IMG_0621.jpg

Здесь Тьеполо соперничает с Пьяццеттой и Себастьяно Риччи, средствами живописи воплощая образ, сотканный из чистого света и воздуха.

Франческо Дзуньо. «Святая Цецилия» 1742г.  ГМИИ им. А.С. Пушкина

Святая Цецилия— римлянка из знатного рода (II–III вв.), перешедшая со своим женихом в христианство и погибшая во время преследований христиан. В католической традиции считается покровительницей музыки и музыкантов; ее атрибут— орган. Изображенный вверху ангел держит корону (венец)— символ мученичества святой.
В прошлом в соответствии с подписью на картине она считалась работой Джамбаттисты Тьеполо. Однако позже предположили, что подпись может свидетельствовать о том, что работа была исполнена Дзуньо в мастерской Джованни Баттисты Тьеполо. Дата— 1742 год— подтверждает такое предположение, так как в это время художники были связаны тесными профессиональными узами. По-видимому, алтарный образ был заказан самому Тьеполо, который передал работу Дзуньо, одному из самых одаренных своих учеников.

https://s33.postimg.cc/nl3ecasv3/076_IMG_0630.jpg

0

8

Джандоменико Тьеполо. «Усекновение главы Иоанна Предтечи»  ок.1757г.

Городской музей Палаццо Кьерикати, Виченца

Великолепное полотно «Усекновение главы Иоанна Предтечи» Джандоменико Тьеполо – произведение настолько же самостоятельное, насколько вдохновленное уроками Джамбаттисты. Джандоменико не раз обращался к картинам отца на сюжет «Мученичество святой Агаты», и в данном случае молодой художник, развивая тот же композиционный мотив, придает ему ярко выраженную эмоциональную окраску. В результате появляется творение возвышенно патетического содержания; вся мощь образа сосредоточена в тщательно выписанной фигуре Крестителя: его блестящие глаза и нос, чуть оттененный красным, контрастно выделяются при сравнении с землистым цветом плоти, а весь облик говорит о полном принятии того, что должно сейчас произойти. Святой окутан светом, неотделимым от тени, что отсылает нас к живописи Рембрандта, но при этом реализовано с помощью венецианской палитры, – это показала недавно завершенная реставрация, обнаружившая удивительные тональные переходы и великолепное изящество мазка.

https://s33.postimg.cc/6kki3mnjj/078_IMG_0632.jpg

В совершенстве это воплощено в изображении одежд палача и самого святого, а также в призрачных, едва различимых лицах персонажей в глубине картины, подглядывающих за происходящим из-за решетки на окне камеры.

https://s33.postimg.cc/xief5dnm7/080_IMG_0634.jpg

Джамбаттиста Тьеполо. «Мадонна со святыми Людовиком Тулузским, Антонием Падуанским и Франциском Ассизским»  1730-35гг.
ГМИИ им.А.С.Пушкина

Картина поступила в ГМИИ как предполагаемая работа Джандоменико Тьеполо, старшего сына Джамбаттиста, но позже было установлено ныне существующее авторство. Предположительно эта алтарная композиция была исполнена для церкви Сан Проволо в Венеции, и именно там ее видел Франческо Мария Тассис, упомянувший работу в своем приложении к изданию путеводителя по Венеции, составленного в XVIII веке Антоном Марией Дзанетти. С 1808 года церковь Сан Проволо перестала использоваться в культовых целях, а находившиеся в ней произведения были распроданы.
Композиционно картина ГМИИ близка алтарной композиции Себастьяно Риччи «Мадонна на троне со святыми», которая находится в церкви Сан Джорджо Маджоре в Венеции. К произведениям Риччи Джамбаттиста Тьеполо нередко обращался в ранний период творчества.

https://s33.postimg.cc/xief5dfwf/081_IMG_0635.jpg

https://s33.postimg.cc/whe6fqjbz/084_IMG_0662.jpg

Две небольших работы Каналетто из ГМИИ им Пушкина
Джованни Антонио Каналь, прозванный Каналетто.   Вид на острова лагуны и Арсенал от Кампо Сан Пьетро ди Кастелло
В отсутствие престижных заказов Каналетто писал в основном скромные композиции для продажи, а мотивы для них находил не столько в центральной части Венеции, сколько в непритязательных видах ее окраин и окружающих островов.
Работы написаны так, словно оба вида открывались художнику с одной точки, о чем говорят характер берега и дом в правой части полотна со стоящим на крыше цветочным горшочком (число окон при этом не совпадает). В действительности же Арсенал и церковь Санта Мария делле Верджини, сегодня не существующую, увидеть с одной точки было невозможно.
Оба пейзажа, без сомнения, отличаются высоким художественным уровнем. Подобные виды, преимущественно горизонтального формата и небольшие по размеру, занимают важное место в творческом наследии художника, который обнаруживает в них высокую степень профессиональной зрелости.

https://s33.postimg.cc/q3p3ci1lb/087_IMG_0645.jpg

Джованни Антонио Каналь, прозванный Каналетто.  Вид на острова лагуны и церковь Санта Мария делле Верджини от Кампо Сан Пьетро ди Кастелло

https://s33.postimg.cc/44iopa5bj/085_IMG_0643.jpg

Джованни Антонио Каналь, прозванный Каналетто. «Возвращение Бучинторо к молу у Дворца дожей»  Ок.1730г.
ГМИИ им. А.С. Пушкина

Набережная дельи Скьявони с Пьяцеттой и Дворцом дожей запечатлена в день Вознесения – главного праздника Венецианской республики.

https://s33.postimg.cc/obw4hlpy7/088_IMG_0648.jpg

У причала напротив Дворца дожей видна сверкающая золотом галера Бучинторо – корабль дожа, вернувшийся к молу с острова Лидо, где проходила праздничная церемония бросания в волны золотого кольца, закреплявшая союз царицы Адриатики с морем.

https://s33.postimg.cc/x6wys4mgf/090_IMG_0650.jpg

Обряд обручения был древним символом морской мощи Венецианской республики. Эта пышная церемония праздновалась ежегодно в день Вознесения. В центре композиции видны украшенные лилиями гондолы французского посольства, сопровождавшие корабль венецианского дожа во время торжественной процессии.

https://s33.postimg.cc/5jk9e490f/089_IMG_0649.jpg

Вместе с парной композицией «Прием французского посла в Венеции» из Эрмитажа картина из собрания Пушкинского музея была написана по заказу графа де Жержи, посла Франции в Венецианской республике. В обоих произведениях нашли отражение важные исторические эпизоды, связанные с дипломатическими отношениями Венецианской республики и Франции, разорванными в 1709 году по вине Людовика XIV. Лишь много лет спустя, в 1723-м, юный Людовик XV назначил своим послом в Венеции Жака Винсента Ланже, графа де Жержи (1667–1734).
На полотне из собрания ГМИИ Каналетто запечатлел присутствие французского посла и его свиты на праздновании Вознесения. В эти дни в 1728 году впервые можно было увидеть новый Бучинторо, церемониальную галеру дожа, построенную по проекту Стефано Конти и отличавшуюся особой роскошью. Работа над ним продолжалась целых десять лет; в полном блеске он предстал лишь 26 мая 1729 года.
Обе картины – из собраний ГМИИ и Эрмитажа – стали первым по-настоящему крупным официальным заказом в творческой жизни Каналетто. В процессе их создания он использовал опыт Луки Карлевариса.

Множество интересных деталей - влюбленные под зонтиком,

https://s33.postimg.cc/vrve3i0tr/091_IMG_0709.jpg

Крохотная собачка, персонажи в плащах и масках-  баутах

https://s33.postimg.cc/rvi27injz/092_IMG_0710.jpg

0

9

https://s33.postimg.cc/6ylu2z7kf/092_IMG_0662.jpg

Бернардо Беллотто. «Вид Старого рынка в Дрездене»

ГМИИ им.А.С.Пушкина
Площадь Старого рынка в Дрездене изображена со стороны Шлоссштрассе.

https://s33.postimg.cc/jq009ic7j/071_IMG_0623.jpg

В глубине среди построек XVI–XVIII веков возвышается церковь Святого Креста. Слева на площади – фонтан Правосудия,

https://s33.postimg.cc/hy71em0kf/072_IMG_0625.jpg

справа видна перспектива улицы Зеегассе.

https://s33.postimg.cc/pqxp6llz3/073_IMG_0624.jpg

Полотно входит в серию композиций с видами Дрездена и Пирны, исполненную Бернардо Беллотто между 1747 и 1755 годами по заказу графа Генриха фон Брюля, министра курфюрста Саксонии и короля польского Августа III. В 1768 году эта серия полотен была приобретена для Эрмитажа.
Находящиеся в России работы повторяют так называемую Королевскую серию, состоявшую из пятнадцати видов Дрездена и Пирны (Дрезден, Картинная галерея старых мастеров), написанную Бернардо Беллотто по заказу Августа III.

(Это у меня самая любимая картина в Пушкинском музее. Дрезден -каким он мог быть, если бы не ужасные бомбардировки,  осуществлённых Королевскими военно-воздушными силами Великобритании и Военно-воздушными силами США 13—15 февраля 1945 года во время Второй мировой войны)

Бернардо Беллотто. «Вид Пирны с крепостью Зонненштайн»

ГМИИ им. А.С. Пушкина

Пирна, небольшой городок близ Дрездена, изображена с противоположного правого берега Эльбы, со стороны деревни Поста. Слева на холме стоит крепость Зонненштайн, возведенная в XIII и перестроенная в XVI веке. У подножия холма расположена рыбачья слобода, правее — дома Пирны, над которыми возвышаются церковь Святой Марии и башня ратуши.
Как и «Вид Старого рынка в Дрездене», композиция относится к серии полотен с видами Дрездена и Пирны, написанными Бернардо Беллотто между 1747 и 1755 годами по заказу графа Генриха фон Брюля, министра курфюрста Саксонии и короля польского Августа III

https://s33.postimg.cc/jq009irn3/074_IMG_0626.jpg

Приятно видеть городок, где довелось побывать

https://s33.postimg.cc/8dnerqydr/075_IMG_0638.jpg

Микеле Мариески. «Вид Большого канала в Венеции с Фондамента дель Вин» Начало 1740-х гг

ГМИИ им. А.С. Пушкина

Представленная картина входила в состав серии композиций, к которой так же принадлежала находящаяся в Эрмитаже картина «Мост Риальто в Венеции со стороны Рива дель Вин». Обе работы совпадают размерами и являются близкими по живописному исполнению, а также происходят из одного собрания.
Ведутся споры вокруг атрибуции картин из Эрмитажа и ГМИИ, поскольку композиционно они не находят прямых аналогий в творчестве рано умершего Мариески, чей талант не успел развернуться в полную силу.
В этой связи напрашивается версия об авторстве ближайшего ученика Мариески, Франческо Альботто, который не только стал продолжателем линии камерных пейзажей своего учителя, но, подражая Каналетто, писал также большие полотна, широко используя гравюру как источник композиционных решений. Вопрос атрибуции полотна осложняется тем, что живопись покрыта слоем потемневшего лака.
В том случае, если обе работы, как эрмитажная, так и московская, принадлежат самому Мариески, они могли быть исполнены в последние годы его жизни, в начале 1740-х годов.

https://s33.postimg.cc/gx6speyzj/083_IMG_0641.jpg

0

10

https://s33.postimg.cc/o4hocmjhb/092_IMG_0703.jpg

Франческо Гварди. «Вид Пьяцетты в Венеции»

ГМИИ им. А.С. Пушкина

Картина изображает Пьяцетту ди Сан Марко с видом на залив
и остров Сан Джорджо Маджоре. Слева виден угол Палаццо Дукале, справа, ближе к переднему плану, колокольня с Лоджеттой Якопо Сансовино, за ней—здание Библиотеки Сан Марко.
До недавнего времени поверхность картины была покрыта слоем потемневшего загрязненного лака, под которым просматривались участки позднейших записей. Наиболее обширная из них перекрывала бо́льшую часть неба и заходила на изображение колонн. Такая сохранность произведения внушала реставраторам вполне обоснованное опасение, что красочный слой местами серьезно пострадал. Завершенная совсем недавно реставрация работы явилась одним из важных результатов, которые принесла настоящая выставка. Из- под удаленной записи открылись мастерски написанные облака, а на изображении архитектуры видны лишь отдельные потертости и небольшие утраты красочного слоя, особенно заметные в верхней части колонн.
Проведенная реставрация помогла, наконец, по достоинству оценить художественный уровень произведения и с уверенностью заявить об авторстве самого Франческо Гварди.

https://s33.postimg.cc/c2maii53z/093_IMG_0663.jpg

Франческо Гварди  Архитектурная фантазия с разрушенной готической аркой

ГМИИ им. А.С. Пушкина

«Архитектурная фантазия с двориком» наряду с работой «Архитектурная фантазия с разрушенной готической аркой» принадлежат к типу небольших пейзажей-каприччо, характерных для творчества Франческо Гварди. В них запечатлены не конкретные мотивы городского пейзажа, а, скорее, фантазии на тему венецианских видов. Нет уверенности в том, что эти две работы были задуманы как парные. Свои композиции Гварди создавал группами, нередко на холстах одного формата и размера, повторяя с некоторыми вариациями однажды найденные мотивы. Таким образом, эти работы легко образовывали пары или целые серии уже после их завершения, в момент продажи.

https://s33.postimg.cc/9lajb85rz/095_IMG_0665.jpg

Франческо Гварди. «Архитектурная фантазия с двориком»

ГМИИ им. А.С. Пушкина
«Архитектурная фантазия с двориком» наряду с работой «Архитектурная фантазия с разрушенной готической аркой» принадлежат к типу небольших пейзажей-каприччо, характерных для творчества Франческо Гварди. В них запечатлены не конкретные мотивы городского пейзажа, а, скорее, фантазии на тему венецианских видов. Нет уверенности в том, что эти две работы были задуманы как парные. Свои композиции Франческо создавал группами, нередко на холстах одного формата и размера, повторяя с некоторыми вариациями однажды найденные мотивы. Таким образом, эти работы легко образовывали пары или целые серии уже после их завершения, в момент продажи.

https://s33.postimg.cc/7gq6a5ran/097_IMG_0667.jpg

Франческо Гварди. «Пейзаж с видом на Валь ди Соле с башней и домами на берегу озера»

Коллекция Интеза Санпаоло Галереи Италии, Палаццо Леони Монтанари, Виченца

Эта картина — яркий пример того, как Гварди удавалось достичь впечатляющего эффекта даже в небольших скромных работах. Изображено полуразрушенное селение на берегу озера и еще несколько зданий, легко намеченных вдали. Вне всякого сомнения, местность вокруг Валь ди Соле служила для художника источником вдохновения.
Как отмечали специалисты, настоящий пейзаж создан Гварди в период зрелости, на пике выразительных возможностей его манеры. То, что картина написана в поздний период творчества, предположительно в восьмидесятые годы XVIII века, подтверждается мастерским владением композицией и перспективой, быстротой мазка, образующего легкие, воздушные пятна, а также теплой золотистой цветовой гаммой, более светлой, чем в ранних каприччо.

https://s33.postimg.cc/6r7dxt66n/099_IMG_0683.jpg

Франческо Гварди   Пейзаж с домом и башней    1780–1790

Коллекция Интеза Санпаоло Галереи Италии, Палаццо Леони Монтанари, Виченца

Публикуемое полотно, типичное для позднего периода творчества Гварди (1780–1790), характеризуется быстротой исполнения и открытым пастозным мазком, а в цветовой палитре доминируют коричневатые оттенки на серебристом фоне. О высшей творческой зрелости говорит письмо подвижными мазками, разрушающими форму, при этом, однако, не лишая ее точности передачи; впрочем, быстрота, с какой работал Гварди, скорее кажущаяся, поскольку представляет собой результат тщательной проработки пространства и перспективы, где главная роль отводится свету.
Максимальный эффект достигается в ключевых точках полотна — дорога на первом плане, башня в центре и фон в левой части, а далее все объединяется в прозрачности светлого неба. Остальные части намеренно затенены, дабы создать неповторимую игру светотени и цвета.

https://s33.postimg.cc/y1sp5qoj3/101_IMG_0685.jpg

https://s33.postimg.cc/uuy5m2ecv/103_IMG_0704.jpg

Джузеппе Дзаис. «Пейзаж»  После 1745г.

Городской музей Палаццо Кьерикати, Виченца

Вдохновленный природой Венето пейзаж, где пасторальная интонация превалирует над натуралистической точностью, изображает небольшой водопад, которому вторит расположенная в композиции по диагонали река с расширяющимся к переднему плану картины руслом. На переднем плане отдыхают и освежаются молодые крестьянки, на фоне светлого неба выделяются силуэты деревьев и зданий.

https://s33.postimg.cc/3kcue7obj/104_IMG_0654.jpg

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Выставка «От Тьеполо до Каналетто и Гварди» ГМИИ им.Пушкина.