Бернардо Беллотто. «Вид замка Кёнигштайн» ГМИИ им. А.С. Пушкина
В центре композиции на втором плане изображен замок Кёнигштайн, расположенный в Саксонской Швейцарии на левом берегу Эльбы. Возведенный в романскую эпоху, замок многократно перестраивался и расширялся, в разные периоды он служил укрепленным убежищем для правителей Саксонии.
Бернардо Беллотто запечатлел Кёнигштайн во многих работах, изображая его с разных сторон и в полотнах большого формата, и в небольших композициях. На картине из собрания ГМИИ видны Георгбург и Старый арсенал с западной стороны. Если дата 1764 на подрамнике картины из ГМИИ верна, то это означает, что Бернардо Беллотто вернулся к повторению композиции через много лет после создания большого полотна, уже после переезда из Дрездена в Варшаву, где художник и скончался.
Две картины на один и тот же сюжет "Нахождение Моисея"
Гаспаре Дициани. «Нахождение Моисея» 1723-25гг. ГМИИ им. А.С.Пушкина
Сюжет картины взят из Ветхого Завета (Исх. 2: 1–10). Египетский фараон повелел истребить всех еврейских младенцев мужского пола. Чтобы спасти сына, мать оставила Моисея в тростниковой корзине на берегу реки, куда по обыкновению приходила купаться дочь фараона. В один из таких дней она услышала плач младенца и сохранила ему жизнь.
Запечатленная здесь библейская тема приобрела популярность в венецианской живописи XVIII века; неоднократно обращался к ней и Гаспаре Дициани, особенно в рисунках. В соответствии со стилистикой рококо художник интерпретирует тему в более камерном ключе.
Ученик Себастьяно Риччи, Дициани достаточно широко использовал мотивы его произведений. Что же касается представленной на выставке картины, то здесь очевидно влияние мастеров XVI века, и прежде всего Паоло Веронезе, творчеству которого обращались многие венецианцы.
Джованни Баттиста Крозато. «Нахождение Моисея» ГМИИ им. А.С.Пушкина
Картина написана на тот же сюжет из Ветхого Завета (Исх. 2: 1–10), что и произведение Гаспаре Дициани.
Джованни Баттиста Крозато, который был на десять лет старше Джамбаттисты Тьеполо, по праву считается одним из мастеров, оказавших большое влияние на формирование стилистики европейского рококо. Широкую известность художнику принесли циклы монументально-декоративных росписей, однако многое из созданного им в Венеции оказалось утраченным.
Число дошедших до нас станковых произведений Крозато сравнительно невелико, и картине из собрания ГМИИ принадлежит среди них весьма заметное место. Превосходное состояние сохранности живописи позволяет в полной мере оценить колористическое чувство мастера и его виртуозное владение кистью.
Себастьяно Риччи, Марко Риччи. «Перспектива с руинами и людьми» 1720-е годы
Городской музей Палаццо Кьерикати, Виченца
Монументальные руины в классическом стиле – здания, колонны, статуи и барельефы, – оказавшиеся во власти безжалостного времени и неумолимой природы, оживлены группой людей: здесь и любующийся обнаженным женским телом солдат, и мать с двумя маленькими детьми, справа компания зевак, на заднем плане несколько каменотесов. Яркие краски, сильная светотеневая лепка и контрастные мазки подчеркивают многоплановую перспективу. В картине нашел отражение все усиливающийся интерес к античности, который в тот же период спровоцировал возникновение классической археологии.
Над картиной Марко Риччи и его дядя Себастьяно работали в двадцатые годы XVIII века. Марко Риччи принято считать автором пейзажных фонов, тогда как фигуры и скульптурные фрагменты приписывают Себастьяно, поэтому настоящее произведение можно рассматривать как живописный триумф молодого художника, который, согласно письменным свидетельствам, работал также в качестве сценографа в Венеции и Лондоне, а кроме того, успел прежде совершить путешествие по Англии и, вероятно, посетить Рим. Тем не менее, у исследователей еще остаются сомнения относительно авторства работы: так, например, особое внимание привлекает фрагмент, где храм наполовину скрыт склоном холма, и некоторые приписывают его кисти Себастьяно. Однако, каким бы ни было распределение сил, очевидно, что между живописцами царило полное согласие во время создания этого шедевра с руинами, где искусство и природа превосходно дополняют друг друга.
Луи Дориньи (1654-1742) . «Андромеда» 1675–1700
Городской музей Палаццо Кьерикати, Виченца
Творческое формирование Луи Дориньи, французского живописца из семьи художников, началось в Париже, в среде, отмеченной вкусом к барочной декоративной живописи. Ему не исполнилось и двадцати лет, когда он переехал в Италию, чтобы продолжить обучение. В 1673 году Дориньи работает в Риме, затем в Умбрии и в Марке, в 1678-м переезжает в Венецию, а в 1690-м окончательно обосновывается в Вероне. В Венето художник создал ряд значительных живописных циклов для знатных семей, а также выполнил оформление церковных интерьеров.
Произведение входило в цикл росписей, украшавших стены палаццо Капра Клементи Барбьери в Виченце, возведенного в начале XVI века и выходящего на корсо Палладио. Фреска – единственный сохранившийся элемент убранства дворца, – скорее всего, была снята в шестидесятые годы XIX века при проведении работ по реконструкции палаццо.
Источники XVIII века подтверждают, что Дориньи создал ряд «фресок и картин маслом» для маркиза Капры. Из путеводителей по городу, составленных в XIX веке, также известно, что зал, расположенный на первом этаже палаццо, украшали фрески.
На фоне изящного монохромного архитектурного фона, который, вероятно, украшал весь зал, фигура Андромеды выделяется благодаря умелой светотеневой моделировке обнаженного тела, контрастирующего с красным покрывалом. Изящным быстрым движением рук девушка подхватывает ткань, словно стремясь в нее закутаться.
Андромеда – ни в чем не повинная дочь Кассиопеи, которую приковали к скале, чтобы она искупила вину своей матери. Девушка стоит на отвесной скале, у ее ног – щупальца морского чудовища, державшего ее в плену. Согласно мифу, девушку освободил Персей: он одолел чудовище и взял красавицу в жены.
Это произведение, датируемое последней четвертью XVII века, убедительно свидетельствует о мастерстве Луи Дориньи как автора фресок, которого часто приглашали для украшения вилл и городских палаццо.
Луи Дориньи. Аллегория Согласия. ок.1695г.
Виченца, Городской музей Палаццо Кьерикати
На картине, которая была частью декорации потолка, изображена аллегория Согласия. Дориньи изображает молодую сидящую на облаке женщину в ракурсе снизу. В левой руке она держит связанные прутья, в правой — гранат. Картина поступила в Палаццо Кьерикати среди множества работ, которые администрация Виченцы приобрела в 1955 году для украшения одного из залов муниципалитета, пострадавшего в предыдущее десятилетие от бомбардировок. Произведения находились на Вилле Сальви ди Альбеттоне, а еще раньше — в венецианском Палаццо Дзенобио ай Кармини, которое семейство Сальви приобрело в 1846 году. Луи Дориньи участвовал в украшении Ка’Дзенобио в конце XVII века: это доказывают сохранившиеся в бальном зале фрески. Из источников XVIII столетия также известно, что французский художник расписал и другие помещения палаццо. В их числе — угловая комната бельэтажа, выходившая на запад. До сих пор на потолке и стенах сохранились пустые рамы из стука, вероятно, именно здесь изначально находилось рассматриваемое произведение.
Луи Дориньи. Автопортрет. 1712-1730
Городской музей Палаццо Кьерикати, Виченца
Творческое формирование Луи Дориньи, французского живописца из семьи художников, началось в Париже, в среде, отмеченной вкусом к барочной декоративной живописи. Ему не исполнилось и двадцати лет, когда он переехал в Италию, чтобы продолжить обучение. В 1673 году Дориньи работает в Риме, затем в Умбрии и в Марке, в 1678-м переезжает в Венецию, а в 1690-м окончательно обосновывается в Вероне. В Венето художник создал ряд значительных живописных циклов для знатных семей, а также выполнил оформление церковных интерьеров.
Картина, хранящаяся в Палаццо Кьерикати, поступила в 1950 году под названием «Юноша в белом парике» работы неизвестного мастера. После реставрации в 2006-м выяснилось, что это «Автопортрет» Дориньи. Художник изобразил себя в три четверти, взгляд обращен к зрителю, у него горделивый и высокомерный вид. Поза достаточно неофициальная, что подчеркивает несколько небрежный костюм по французской моде: домашняя куртка золотисто-желтого цвета расстегнута, что позволяет увидеть украшенное изящным кружевом жабо, голубая лента которого не завязана. Локоны белоснежного парика спускаются ниже плеч.
Возраст героя и его наряд, соответствующий моде, распространенной с начала XVIII века до сороковых годов, указывают на то, что картина была написана в первой четверти столетия, вскоре после выполнения двух крупных заказов в Виченце, принесших художнику большую известность в городе и его окрестностях: декорации Палаццо Леони Монтанари и виллы Альмерико Капры, получившей название Вилла Ротонда.