Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Балканы » Сербия - Черногория: впечатления от поездки и полезная информация


Сербия - Черногория: впечатления от поездки и полезная информация

Сообщений 1 страница 10 из 17

1

Эта часть отчета касается пока в основном лишь вопросов, связанных с подготовкой поездки и планированием маршрута. Весь текст разбит на несколько тем, каждая из которых, как нам кажется, может быть кому-то интересна. Особое внимание - специфике автомобильного путешествия.

http://i183.photobucket.com/albums/x181/olani_kyte/SRB_MNE/IMGP8004.jpg

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Сначала остановимся подробнее на ключевых моментах, связанных с подготовкой. Подготовка заняла у нас около двух месяцев и заключалась в бронировании гостиниц и апартаментов, бронировании автомобиля, а также покупке доступных в Москве путеводителей и поиске информации в интернете.

Путеводители по Сербии
В Москве мы не смогли найти путеводителей по Сербии. В какой-то момент даже думали, что таковых не существует в природе. Это не так. Вы их сможете купить, уже находясь в Сербии, некоторые даже на русском языке (правда те, что представлены на русском - весьма скверные). Что можно (и, наверное, стоит) купить в Москве:

1. Европа Rough Guide. Толстенный том на русском языке, в котором каждой стране посвящен десяток-другой страниц. Текст, на мой взгляд, идеально информативен, хотя и скуден. Стоит прочитать все, что в нем есть по Сербии, до начала поездки - это даст необходимые первичные сведения о стране. Стоит также сделать копии этих страниц и захватить с собой в поездку - места занимают немного, а информативность, повторюсь, высока. Однако про монастыри информации там практически нет, только про города.

2. Lonely Planet Western Balkans. На английском языке, Сербии посвящено, имхо, недостаточно много места. Маловато информации про монастыри, акцент сделан на крупные города. Но все же здесь гораздо больше сведений, чем в Европа Rough Guide. Тоже стоит купить, как мне кажется.

И теперь - про путеводители, которые будет несложно приобрести, уже прилетев в страну.

3. Serbia in your hands (wwwkomshe.com, wwwserbiainyourhands.com) на английском языке (есть на сербском, есть, кажется, и еще на каких-то европейских языках). Лучший путеводитель по Сербии. Информация о работе музеев - наиболее достоверная, есть индексный указатель, разбивка по регионам, масса информации по всем достопримечательностям. Написан хорошо, искать информацию удобно. Как купить в Москве - не знаю, и думаю, что заморачиваться этим не стоит. Как купить в Черногории - тоже не знаю, но, думаю, это возможно где-нибудь в Подгорице или даже Будве.

4. Belgrade in your hands (wwwkomshe.com) на английском языке. Имхо лучший из виденных мной путеводителей по Белграду. Также покупается на месте.

5. Serbia A-Z на английском языке или Србиja од А до Ш (куски последней можно скачать осликом), wwwadmiral-books.co.yu. Помимо неплохого (но все равно крайне убогого) атласа Сербии содержит массу дополнительных сведений (однако путеводителем это все вместе назвать я бы не решился). Рекомендуется к покупке на месте. Кажется, был в аэропорту Белграда.

Резюме: покупайте в Москве то, что есть, или не покупайте ничего, а приходите в Белграде в "Мамут" на углу Кнез Михаилова и Сремска и купите все там (Кнез Михаилова - главная пешеходная улица Белграда, магазин пропустить сложно, он один из самых крупных в Белграде, несколько этажей, работает, кажется, до 10 вечера).

Путеводители по Черногории
В Черногории мы пользовались лишь Lonely Planet Western Balkans, а также русскоязычными "Весь мир" и "Полиглот". Некоторый объем справочной информации предоставляют информационные офисы в национальных парках. Там же обычно бывают и упрощенные карты этих парков. К сожалению, полностью полагаться на русскоязычные путеводители я бы не советовал - мы однажды потеряли из-за этого несколько часов, пытаясь проехать в Жабляк через Плужине дорогой, которая, по словам местных, в мае еще совершенно не проезжая из-за снега. В путеводителе, естественно, это был рекомендованный маршрут, а про опасность снега не было сказано ни слова. Пришлось возвращаться и ехать по-другому - почти 200 километров горных дорог.

http://i183.photobucket.com/albums/x181/olani_kyte/SRB_MNE/IMGP8395.jpg

Теперь второй ключевой момент, без которого начинать путешествие обычно бывает очень некомфортно: карты.

Карты и атласы: Сербия
Скажу сразу: с картами-атласами в Сербии полная труба. Я такого не ожидал. С учетом того, что iGO в КПК представлял Белград в виде точки, а про существование Нови Пазара и не подозревал, дополнительные 10 евро в день на GPS в машину уже через день не казались нам каким-то сумасбродством. Уж что там в этом GPS - не скажу, ибо мы пожилились 110 евро лишние платить. Но ведь предлагают же...

Если вы собираетесь из аэропорта Белграда ехать на машине, прямо в аэропорту необходимо постараться приобрести Beograd bez taini (wwwadmiral-books.co.yu) - лучший атлас Белграда, даже по московским меркам вполне сносный, хотя автомобильной информации в нем совсем немного.

Если вы будете жить в Белграде, карта/атлас Сербии вам в аэропорту не понадобится - по указателям доедете до города, а дальше пользуйтесь атласом Белграда.

Atlas Beograd sa okolinom (wwwmagicmap.co.yu) - крайне дурацкий, формат больше А4, малоинформативный, продается на любой заправке. Лучше найдите Beograd bez taini - по крайней мере, пешком-то с ним ходить точно будет удобнее, чем с этим монстром.

Serbia A-Z или Србиja од А до Ш (уже упоминался выше; масштаб в 1 см 3,9 км) - возможно, стоит приобрести. Однако лучшим атласом по Сербии я его назвать не могу, ибо многие монастыри на нем никак не подписаны (например, Милешева - пожалуй, наиболее запомнившееся мне место в Сербии).

Auto Atlas Srbije i Crne Gore sa planovima gradova (маленькая книжка на пружинке, масштаб в 1 см 5,7 км) - в качестве дополнения к Serbia A-Z. Милешева на ней подписан, но многие населенные пункты не указаны (масштаб не позволяет). Это создает определенные неудобства по дороге - ты проезжаешь населенный пункт, но его название не дает тебе возможности "привязаться" к карте.

Monasteries of Serbia - карта. Стоит купить, она помогает планировать маршрут.

Putevima Srbije i Crne Gore - тоже помогает планировать маршрут, однако сербский язык и ограниченность предлагаемых маршрутов снижают ее ценность. Неплохая вещь, но советовать обязательно ее купить я не стану.

В туристических информационных центрах выдают бесплатный туристический план Белграда, однако он малоинформативен, хотя для пешего туризма, возможно, его будет достаточно.

Ничего подобного нашим двухкилометровкам и километровкам мы в Сербии не смогли найти. Вероятно, сказывается недавнее военное прошлое страны. :(

По Нишу мы видели две карты: одну, от Magic Map, можно купить на заправках, другую, местного издательства, видел только в туристических кассах достопримечательностей самого Ниша. Карта от Magic Map - хреновая, но содержит новые названия улиц. Местная - более детальная, но тоже не без недостатков (например, еще советские названия некоторых улиц). Короче, имхо лучше обе иметь.

http://i183.photobucket.com/albums/x181/olani_kyte/SRB_MNE/IMGP9188.jpg

Карты и атласы: Черногория
Картография Черногории развита не в пример лучше сербской. Мы пользовались двухкилометровой картой страны, 250-м картой Дурмитора и каньона Тары, а также некоей картой Черногорского побережья неизвестного масштаба, но снабженной горизонталями и отметками высот. Кроме того, неплохую службу в ориентировании по побережью Скадарского езера сослужила нам карта, бесплатно выдаваемая при посещении музея одноименного национального парка.

Бронирование авиабилетов
Тут больше не советов, а просто нашего опыта. Билеты на самолет мы бронировали через сайт JAT, выкупали их в офисе на М. Октябрьская. Сейчас вроде проще - они продают e-ticket'ы. Билеты туда-обратно на двоих стоили нам 16500р (покупали за 2 месяца, в марте 2008 г).

Овербукингом JAT, как выяснилось, не чурается. Наш вылет в Москву совпал с окончанием Евровидения, и когда мы прискакали, наконец-таки, к стойке регистрации, нам сообщили, что на наши места кого-то уже посадили. В итоге мы были отправлены бизнес-классом, с неплохим обедом и без лимита на вес багажа. Сзади в экономе, прямо за нашими спинами, жались Юдашкин с женой.

Бронирование гостиниц
Все жилье, кроме апартаментов в Нови Саде, мы бронировали через замечательный сайт wwwvisitserbia.org. Там можно выбрать отели и апартаменты в разных областях Сербии в зависимости от ваших предпочтений и бюджета. Бронировали гостиницы в Белграде и Нише мы за 2 месяца до поездки. С этим бронированием никаких сложностей на месте не возникло, даже с учетом того, что в гостиницы мы приезжали поздно вечером. Естественно, о позднем времени прибытия мы всегда предупреждали звонками.

Проблемы возникли только с апартаментами, забронированными тоже сильно заранее - мы снова пали жертвами овербукинга. Адрес сайта этой конторы: wwwprenociste-novisad.com. Лучше обходите этот сайт стороной! Там в результате того, что нам жилье нужно было на 1 сутки, нашу бронь отменили в пользу тех людей, кому бронь была нужна на более продолжительное время. Так что имейте в виду, бронируя апартаменты на короткий срок и через мелкие агентства - подобные вещи возможны. Хорошо, что мы позвонили им в тот день днем - а то доехали бы до Нови Сада и метались в поисках гостиницы...

С апартаментами в Черногории проблем не было, так как мы заранее перечислили 30% предоплаты. Адрес сайта мини-отеля - wwwhoteladrovic.cg.yu. Несмотря на то, что в отеле во время нашего пребывания вовсю шли ремонтные работы в части помещений, нам это совсем не мешало - шумоизоляция отличная. Отель понравился, если еще поедем в Черногорию, думаю, будем там же останавливаться...

По поводу цен - в Черногории не в летние месяцы можно найти в любом городе на побережье приличные апартаменты за 30-35 евро; если не на побережье, то еще дешевле, в районе 20-25 евро в сутки.
Летом жилье будет стоить гораздо дороже и народу будет гораздо больше.

В Сербии более-менее приличный отель или апартаменты будут стоить в сутки в районе 35-60 евро, если, конечно, вас не угораздит явиться в страну во время проведения какого-нибудь фестиваля вроде Евровидения.
За меньшую сумму можно будет поселиться только в хостелах.

По дороге в Черногорию, возле каждого крупного города, нам встречались всякого рода мотели. Некоторые похожи на наши мотели для дальнобойщиков, а некоторые - очень даже ничего. Из-за того, что нас кинули в Нови Саде господа из wwwprenociste-novisad.com, мы решили остановиться в мотеле под Чачаком. Это выглядело так: звоним в Нови Сад, нам говорят, что мест у них, оказывается, теперь нет, мы тем временем проезжаем еще несколько сотен метров и видим указатель на мотель. За 35 евро в номере большая кровать, телевизор, холодильник и балкон. Чисто, уютно, свежий воздух... В итоге ехать в Нови Сад, с учетом близившейся ночи, мы раздумали.

Бронирование машины
Я параноик и люблю ездить со страховкой без франшизы. Из великого множества прокатных контор, обосновавшихся в аэропорту Белграда, был выбран Budget, ибо Super СDW у него оказалась самой дешевой. Да и машина полностью подходила под наши задачи - Дачия Логан (московский Рено Логан, по сути, та же Дачия: производится в Румынии, а у нас только собирается). Кондиционер, 500-литровый багажник, умеренная стоимость (за 11 дней - 33000 динаров, что составляет 405 евро). Думаю, машина прекрасно подошла бы и четырем путешественникам - сзади места очень много. Из недостатков: нерегулируемая рулевая колонка (мне с моими 193 см и длинными ногами было непросто устроиться, спасла возможность приподнять сиденье вверх), умеренная, но не пугающая валкость (одноклассник Фиат Албеа в этом отношении хуже), незаводной и громкий 1,6 л двигатель, сверчки в салоне, скользкий и тяжелый руль. Достоинства: багажник (перевешивает все), кондиционер, неплохая динамика, расход 6,8...8,3 л, совершенно непробиваемая подвеска, мягкое способствующее привыканию сцепление.

Кстати, за счет бОльших колес и неуловимых различий во внешнем облике Дачия не кажется внешне таким уродцем, как наш Рено.
http://i183.photobucket.com/albums/x181/olani_kyte/SRB_MNE/IMGP8696.jpg

Еще один нюанс, связанный с арендой машины - наличие кредитки и кругленькой суммы на ней. Когда вы берете машину, на карточке блокируется залог, существенно превышающий стоимость проката. Даже не смотря на Super CDW, залог в 50000 динаров (примерно 22300 рублей) у меня заблокировали. Когда ты возвращаешь машину, залог разблокируется, но происходит это не сразу. И тут - внимание! Собственно аренду машины вы оплачиваете при возврате, и если при этом на вашей карточке не найдется нужной суммы (а разблокировка залога уж точно не успеет произойти) - могут и проблемы случиться. Так что об этом надо помнить, планируя бюджет.

Планирование маршрута
Основные достопримечательности в Сербии находятся либо в трех основных городах - Белград, Ниш, Нови Сад, - либо требуют специальной поездки. И если, скажем, для того, чтобы осмотреть Ниш, может хватить и одного дня, то на Белград следует отвести существенно большее время. Конечно, мы очень мало куда успели. Двух дней на Белград и пяти дней в целом на всю страну - очень мало, поэтому мы не считаем возможным давать советы вроде "посетите то и не посещайте это". Чуть позже мы просто выложим немного фотографий и поделимся своими впечатлениями.
Так что планируйте свой маршрут сами - это совсем несложно, ибо какой маршрут вы не выберете - увидите множество интересных мест! :)

http://i183.photobucket.com/albums/x181/olani_kyte/SRB_MNE/IMGP8449.jpg

Вкратце опишем наш изначальный план действий: прилетаем 15 мая вечером, размещаемся в белградской гостинице, 16 и 17 мая посвящаем Белграду, 17 вечером выдвигаемся в Ниш (200 км автострады), 18 проводим в Нише, 19 утром уезжаем в Черногорию через Нови Пазар, про пути посмотрев монастыри Жича, Студеница и Сопочаны, последующие 4 дня (20, 21, 22, 23) спонтанно проводим в Черногории, 24 утром едем через монастырь Милешева и Врдник (Фрушка Гора) в Нови Сад, там ночуем и с утра 25 - в аэропорт, домой. Выглядело заманчиво, однако жизнь, как всегда, внесла свои коррективы - по пути в Черногорию мы не успели засветло в Сопочаны (утром слишком долго собирались, потом много времени провели в Жиче и Студенице), а по пути из Черногории в Нови Сад назад нам пришлось отменить ночевку в Нови Саде и, соответственно, мы не смогли попасть на Фрушку Гору.

Для тех, кто хочет, как и мы, в одну поездку совместить посещение сразу двух стран, хочу напомнить, что дорога Сербия-Черногория - по большей части горная, и несмотря на небольшой по российским меркам километраж, меньше 10-11 часов занять никак не может, особенно если хоть сколько-то стараться соблюдать ПДД. А ведь по пути столько всего интересного! В общем, выезжайте рано утром и не рассчитывайте добраться засветло. :)

Я же на будущее решил для себя, что надо делать ночевку на середине пути, и лучше, наверное, на черногорской стороне - где-нибудь в районе Плевли (если ехать из Белграда) или Биело Поля (если ехать и из Белграда, и из Ниша). С помощью этой ночевки можно решить и проблему довольно долгой и тяжелой поездки с побережья в черногорские горы - в национальные парки Дурмитор (каньон Тара, Жабляк) или Београдска гора. От Будвы в Жабляк ехать не меньше 5 часов в один конец, что сильно выматывает и предполагает почти обязательную ночевку. Раз ночевки не избежать - почему бы не совместить переезд между странами с ночевкой и посещением разнообразных местных достопримечательностей?

Можно сделать и две ночевки - одну, скажем, в районе Овчара, а вторую уже в Черногории. Это превратит переезд в настоящее интересное путешествие.

В планировании маршрутов, как всегда, очень помогает wwwviamichelin.com, однако надо крайне аккуратно относиться к рассчитываемому им времени пути. Умножайте его где-то на 1,3.

Была у нас такая мысль: сдать машину в Сербии, перелететь в Черногорию и там взять напрокат черногорскую. Однако получилось слишком дорого.

Была и другая мысль: переехать на машине в Черногорию, покататься, перед возвращением сдать ее в Подгорице и возвращаться в Белград самолетом. Но не все конторы, даже имеющие офисы в аэропортах и Белграда, и Подгорицы, предоставляют такой сервис, а те, что предоставляют, требуют за это сотню-другую евро. В общем, отказались и от этой идеи.

По горам лучше кататься днем. Не то чтобы ночью особенно опасно - просто не видно всей этой красоты, плюс велик риск попасть в туман, что довольно неприятно.

Во время нашей поездки, по дороге Подгорица - Биело Поле шел ремонт, на нескольких участках была организована реверсивка со светофорами. Наверное, к высокому сезону ремонт должен закончиться.

НАЧАЛО ПОЕЗДКИ. ЕЩЕ НЕМНОГО ОБЩЕЙ ИНФОРМАЦИИ
Здесь некоторые общие вопросы, с которыми сталкивается путешественник уже по прибытии в страну.

Аэропорт Белграда. Таможенный контроль. Деньги
Таможенник в окошке с надписью "для граждан стран-членов ЕС" поманил меня пальчиком, и я удивленно подал ему свой паспорт. Он посмотрел на паспорт, шлепнул печать и - вот она, Сербия! Никаких баз данных не смотрелось, никуда мои данные не вбивались. 20 секунд.
В сравнении с московскими, аэропорт Никола Тесла (Сурчин) чист и спокоен. Если есть время - рядом с ним, с левой стороны, если стоять спиной к выходу, находится музей авиации. Мы в него, к сожалению, не успели. Вроде как там есть и кусочки "Стелс", сбитого во время войны с НАТО.
В дьюти-фри аэропорта Белграда почему-то не принимают наличные евро. Стоит это учитывать.

Часть путеводителей и атласов можно попытаться купить в аэропорту. Деньги с банкомата тоже можно снять там. Текущий курс стоит уточнить в Москве, например на wwwserbia-money.ru.

Вообще, банкоматы встречаются часто, карточки принимаются повсюду, так что много наличных можно с собой и не таскать. Была у меня проблема на одной заправке: уже после того, как залился бензином, подошел к прилавку, протянул карточку, а мне в ответ: "Только Mastercard!" Когда я вывалил перед ними содержимое кошелька, они предложили все же попробовать: может, и Visa сработает? О чудо - сработала! Действительно чудо, ибо дело было перед самым вылетом в Москву, за 40 минут до окончания регистрации на рейс...

Таможенные пункты на границе Сербии и Черногории для россиян прозрачны так же, как и для сербов с черногорцами. На наиболее оживленном - который на E763 - нам на обеих сторонах не хотели ставить штамп о пересечении границы. Но мы все-таки попросили поставить, потому что при въезде в Черногорию под Нови Пазаром штампы нам поставили, и захотелось как-то зафиксировать свое повторное прибытие в Сербию.

Мобильная связь
Прямо в аэропорту были приобретены сим-карточки Mobilna telefonija Srbije (сокращенно mt:s) - карточек других операторов не нашлось. На местные звонки и СМСки родным мы за 11 дней потратили 1100 динаров (около 500 рублей), включая роуминг в Черногории. Кажется, более экономичный способ пользования мобильной связью в чужой стране придумать сложно...

Общение с местным населением
Местное население в подавляющем большинстве настроено к "руси" крайне дружественно. Осознав это, мы неоднократно пользовались расположением сербов - спрашивали дорогу, просили порекомендовать ресторан и т.д. Наши языки очень родственные, и многие простейшие фразы звучат похоже. Однако иногда так можно попасть впросак: например, в первый же день в Белграде мы столкнулись с известной мне по Болгарии проблеме родственности славянских языков. Замаявшись найти свободное место на парковке, мы обратились за советом к парковщику. То объяснил: «Поедешь дясно, дясно, дясно, изыдешь (показывает где), лево и право.» Дело в том, что у них, как и у болгар, право – это прямо. Понимание этого лингвистического факта пришло только после того, как добрый человек нарисовал обстоятельную схему на бумаге, до этого четвертый поворот "право" (что "дясно" это "направо" - нам было понятно) представлялся как завершение бега по кругу.

Для того, чтобы в нас признали русских, мы использовали стандартную формулу: на сербский ответ хлопали глазами, говорили "не разумию" и просили: "русский, английский". Можно и не сообщать, что вы из России – просто переброситься парой фраз с попутчиком, но так вас могут принять за болгар или каких-нибудь других славян, а болгар сербам есть за что не любить...

Будучи в южных прибрежных районах Черногории, про то, что мы русские, старались не заикаться. На такое поведение нас настраивали торчащие тут и там шпили минаретов, дорожные указатели, продублированные по-албански, ну и собственно восточный вид местных жителей. Там мы обращались к местным по-английски и получали весьма адекватный ответ.

На машине по городам
Белград не слишком дружелюбен для автомобилиста, не собирающегося пересекать город транзитом: все указатели на крупных магистралях города указывают пути до самых разнообразных населенных пунктов – только не на улицы самого города. Таким образом, чтобы узнать, где ты находишься, надо сначала съехать во дворы и прочитать название улицы и номер дома. Тогда можно сориентироваться. Еще раз советую: прилетев в Белград, прямо в аэропорте приобретите атлас города - может, он там и дороже стоит, но времени сэкономит массу.

Пробки в Белграде гораздо более цивилизованные, без нашего надрыва и хамства, но они вполне себе есть, и немалые. Парковки же в Белграде – обычная европейская проблема. Центр города поделен на 3 зоны: зеленую – можно оставаться 3 часа, желтую – парковка до 2 часов, и красная – парковка до часа. И все. И места на них не найти! А надо, как правило, на целый день…

http://i183.photobucket.com/albums/x181/olani_kyte/SRB_MNE/IMGP7602.jpg

http://i183.photobucket.com/albums/x181/olani_kyte/SRB_MNE/IMGP7595.jpg

Выручают "гаражи". На картах они обозначены либо прямоугольником с буквой "G" вместо "P", либо просто "P" покрупнее.
"Гараж" – это именно то, что нужно автотуристу в Белграде. Один из наиболее удобных - на улице Крали Натальи – представляет собой обычный многоэтажный паркинг. Цена весьма демократична – около 20 рублей в час в ценах 2008 года. В итоге примерно за 10 часов мы «настояли» на 165 рублей. В Москве в центре за такие деньги машину можно поставить разве что на час, если повезет…

Помимо "гаражей", около зоопарка рядом с Калемегданом есть крупная наземная парковка, однако место на ней найти бывает сложно.

Отыскать место для парковки в Нише нам показалось гораздо проще, чем в Белграде. Если вы решите остановиться в "Амбассадоре", парковка в самом центре города будет для вас не только бесплатной, но и без описанных выше зональных ограничений.

В Черногории в крупных городах проблема парковки, как нам показалось, стоит не менее остро, чем в Белграде. Ищите указатели на стоянки.

Трасса
Дороги вне крупных городов в Сербии... несколько обескураживают. Они просто отличные! Колдобин практически нет, асфальт везде довольно свежий. Откуда только они деньги на это берут?.. А ведь мы ездили по самым разным сербским дорогам, вплоть до самых незначительных, еле обозначенных на картах! В Черногории качество дорог намного хуже, причем методика ремонта местных дорожников пронзительно напоминает нашу: в какой-то момент на дороге внезапно возникают хаотично расположенные прямоугольнички снятого асфальта, объехать которые - задача совершенно непосильная. Обязательно в какой-нибудь да влетишь. Нас спасала лишь непробиваемость подвески Логана.
Ну и чуть-чуть про навыки езды на горных дорогах: на спусках тормозите двигателем - никакой нейтрали! - не поддавайтесь на провокации местных и обгоняйте только там, где разрешено, ибо все запреты тут, как и в России, написаны кровью, о чем свидетельствуют многочисленные памятники вдоль дорог.

Знаки, ПДД и полиция

http://i183.photobucket.com/albums/x181/olani_kyte/SRB_MNE/IMGP9176.jpg

Теперь еще о сербских дорогах, полицейских, знаках и дорожных указателях. Ограничения скорости в Сербии таковы: 120 на автостраде, 80 на прочих дорогах, в населенных пунктах 40, если не указано иное. Самое сложное лично для меня было зафиксировать окончание населенного пункта. Видимо, сербы ориентируются по знаку начала населенного пункта противоположной стороны дороги, но дело в том, что и те бывают, мягко говоря, не всегда!.. В общем, лучше ориентироваться по прочим участникам движения, стараться не работать «паровозиком» и следить за фарами встречных машин – о наличии полицейской засады они информируют исправно. И ограничения скорости, и разметка всегда очень уместны. Сербы, однако, не чураются нарушать и то, и другое. Единственное табуированное правило – пропустить пешехода. Здесь есть нюанс, связанный со светофором. Если основная секция красная, а горит стрелка направо – ехать направо можно, но только пропустив пешеходов (им в это время зеленый). Если в основной секции зеленый, а стрелка не горит – ехать можно и прямо, и направо. Необычно, но удобно.

Первая встреча с сербской полицией (ехал в городе 58 км/ч) закончилась обсуждениями наших впечатлений от страны, дружескими хлопками по плечу и чуть ли не объятиями. Возможно, дело в том, что встреча эта произошла в Нови Пазаре, рядом с Косово и Метохией…
Вторая встреча была гораздо менее веселой: я не успел завершить обгон до окончания прерывистой линии. У нас это не является нарушением ПДД - я имею право закончить обгонный маневр, а вот там - стоит 40 евро. Скудность наличности и демонстрация билетов на самолет, который на следующее утро должен унести нас в Москву, снизили ставку примерно вдвое. Короче, все как у нас...

Итак, помните: завершить обгон надо до того самого места, где высится знак "обгон запрещен". Не успели - нарушили ПДД.

В Черногории за 10 евро меня обучили еще одному местному правилу: нельзя пользоваться передними штатными противотуманками. Ночью. Когда нет тумана. Можно ли в туман - не знаю, но не уверен. :)

Средняя скорость движения по горным дорогам - 25...30 км/ч. На равнинной местности побыстрее, однако обилие населенных пунктов и ограничительных знаков делают 80 км/ч недостижимой мечтой. Пользуйтесь "паровозиком" из местной машины, а лучше сразу из нескольких. И не обгоняйте через сплошную. ;)

Все монастыри и прочие достопримечательности, как принято в Европе, снабжены коричневыми указателями, причем на указателях обозначен также век постройки.

Следует иметь в виду, что чаще всего указатели расположены сильно заранее, метров за 200, что для нас непривычно рано.

Храмы и монастыри
Православные храмы и монастыри Сербии и Черногории мало чем отличаются от российских. Одно из отличий - чуть большая демократичность. Женщинам допускается заходить в монастыри без платков и в джинсах, хотя, в общем-то, и в России за джинсы вас не выгонят - скорее дадут платок и юбку, чтобы вы одели ее поверх вашей одежды. Естественно, голые плечи, шорты и т.п. - как и у нас, не приветствуются.
В храмах нет возможности ставить свечи, для этого существуют отдельные часовенки. Как правило, в них есть специальные таблички - где ставить свечи о здравии, а где - об упокоении. Если табличек нет - стоят подсвечники, похожие на наши, и свечи, предназначенные на молитву о здравии, ставятся на эти подсвечники.
Обычно же для установки свечей предназначены специальные широкие емкости с мелкой галькой под слоем воды.
Пожертвования, и это нас шокировало, но для сербов, видимо, в порядке вещей, чаще всего просто кладутся прямо на иконы или рядом с ними. Мы, конечно, старались искать в каждом храме специальную урну для пожертвований - как принято у нас, но такие урны есть далеко не везде.
Записки пишутся редко, если вы хотите написать записку - придется просить служителя, причем если он не знает русского - объяснить свое желание будет непросто. Лучше всего написать записку заранее и показать служителю - тогда он наверняка догадается, чего вы хотите.

http://i183.photobucket.com/albums/x181/olani_kyte/SRB_MNE/IMGP8380.jpg

(с) http://hiroki-taii.livejournal.com/
Несколько фото из белградского зоопарка http://hiroki-taii.livejournal.com/8740.html#cutid1

0

2

Очень интересное начало. Талю, это чей рассказ?

0

3

моей френдессы из жж) их с мужем, вернее))

0

4

Ниш. Концлагерь "Црвени Крст"

В районе Ниша, называемом Црвени Крст, расположен музей одноименного фашистского лагеря для военнопленных.

Мы с женой прежде не бывали в подобных местах, поэтому сравнивать не могу, однако на неподготовленного посетителя место это производит сильное впечатление...

http://i183.photobucket.com/albums/x181/olani_kyte/SRB_MNE/Nis_conc_camp/IMGP8196.jpg

Колючая проволока и бетон по периметру, у дальней стены - небольшой мемориал, на нем венки и цветы. Дальше, за стеной - мирная жизнь?..

http://i183.photobucket.com/albums/x181/olani_kyte/SRB_MNE/Nis_conc_camp/IMGP8208.jpg

http://i183.photobucket.com/albums/x181/olani_kyte/SRB_MNE/Nis_conc_camp/IMGP8197.jpg

Все заключенные находились вот в этом двухэтажном здании. Помещения чердака использовались в основном как карцеры.

http://i183.photobucket.com/albums/x181/olani_kyte/SRB_MNE/Nis_conc_camp/IMGP8218.jpg

Атмосфера лагеря сохранена очень точно. Абсолютный аналог этой фотографии мы видели в экспозиции музея. Только там был снимок того времени.

http://i183.photobucket.com/albums/x181/olani_kyte/SRB_MNE/Nis_conc_camp/IMGP8198.jpg

Фотографии, письма, личные вещи узников, интерьер... Находиться там долго - тяжело, неуютно, гнетуще...

http://i183.photobucket.com/albums/x181/olani_kyte/SRB_MNE/Nis_conc_camp/IMGP8207.jpg

http://i183.photobucket.com/albums/x181/olani_kyte/SRB_MNE/Nis_conc_camp/IMGP8211.jpg

12 февраля 1942 года группа заключенных предприняла побег. 42 человека погибло, 105 заключенных смогли бежать, однако впоследствии большая их часть была поймана. В отместку за побег фашисты казнили 850 человек.

http://i183.photobucket.com/albums/x181/olani_kyte/SRB_MNE/Nis_conc_camp/IMGP8205.jpg

http://i183.photobucket.com/albums/x181/olani_kyte/SRB_MNE/Nis_conc_camp/IMGP8220.jpg

http://i183.photobucket.com/albums/x181/olani_kyte/SRB_MNE/Nis_conc_camp/IMGP8222.jpg

http://i183.photobucket.com/albums/x181/olani_kyte/SRB_MNE/Nis_conc_camp/IMGP8226.jpg

(с) http://hiroki-taii.livejournal.com/9947.html#cutid1

0

5

Челе кула

Челе кула - башня черепов - находится почти в центре Ниша, внутри небольшой часовни.

19 мая 1809 года, во время Первого сербского восстания, 12-тысячное сербское войско укрепилось в горах близ Ниша. Воевода Стеван Синджелич и его 3 тысячи бойцов на горе Чегар приняли на себя главный удар 40-тысячной турецкой армии. Когда воевода понял, что больше не в силах сдерживать натиск турков, он с оставшимися воинами дал себя окружить, а затем выстрелом из пистолета подорвал пороховой склад. После того боя на земле остались лежать 4 тысячи сербов и 12 тысяч турков. Нишский паша приказал отрезать погибшим сербам головы, снять с них кожу, и, набив кожу ватой, отправить головы в Стамбул. Из черепов же приказал построить башню во устрашение оставшимся в живых.

Башня получилась высотой около трех метров. Сверху был водружен череп самого Синджелича.
Черепа замуровали между кирпичами в 56 рядов, по 17 черепов в каждом ряду. Всего 952 черепа, из которых сейчас осталось 58.
В 1892 году остатки башни накрыли часовней.

Альфонс де Ламартин, будучи проездом в тех краях, написал:
"My eyes and my heart greeted the remains of those brave men whose cut-off heads made the cornerstone of the independence of their homeland. May the Serbs keep this monument! It will always teach their children the value of the independence of a people, showing them the real price their fathers had to pay for it."

http://i183.photobucket.com/albums/x181/olani_kyte/SRB_MNE/1805_Nis/th_IMGP8230.jpg

Вот она, цена независимости...

http://i183.photobucket.com/albums/x181/olani_kyte/SRB_MNE/1805_Nis/IMGP8244.jpg

http://i183.photobucket.com/albums/x181/olani_kyte/SRB_MNE/1805_Nis/IMGP8241.jpg

http://i183.photobucket.com/albums/x181/olani_kyte/SRB_MNE/1805_Nis/IMGP8235.jpg

А это монумент на горе Чегар близ села Каменица, в том самом месте, где погиб Синджелич со своими бойцами:

http://i183.photobucket.com/albums/x181/olani_kyte/SRB_MNE/1805_Nis/IMGP8247.jpg

Когда мы приехали к монументу, там как раз проходила экскурсия для сербских школьников. Седой учитель, обратив внимание на русскую речь, заговорил с нами, и узнав, что мы из России, согнал всех ребятишек вниз и дал нам забраться на самый верх башни.

(с) http://hiroki-taii.livejournal.com/11631.html

Смотрите также Часовни из косточек

0

6

talusha написал(а):

башня черепов

Бр-р-р, производит ещё более жуткое впечатление, чем церковь из костей в Кутна Гора.

0

7

16 мая (первый день в Белграде)

Маршрут первого дня: Этнографический музей, Галерея фресок, Калемегдан, Белградский зоопарк, улица Князя Михаила, Свети Савва.

Завтрак в Balašević Sports Academy порадовал любимым омлетом с брынзой. :) Около полудня мы наконец-то разобрали свои вещи, изучили карты и путеводители, позавтракали и поехали в центр города. Непостижимым образом, ухитрившись дважды на развязках промахнуться, мы таки приехали в центр и тут же… встали в пробку. Минут на 40. После долгих мучений и открытия для себя существования "гаражей", наконец смогли припарковать машину и пошли гулять...

Первым на нашем пути оказался Этнографический музей. Музей небольшой, интересен экспозицией третьего этажа и замечательными атмосферными фотографиями родом из 70-х, висящими на стенах в качестве фона.
http://i183.photobucket.com/albums/x181/olani_kyte/SRB_MNE/1605_Beograd/IMGP7618.jpg

Узнали? Да-да, это самогонный аппарат. Именно так сербские крестьяне раньше гнали ракию.

Гулять по центру Белграда вполне приятно. У нас абсолютно не возникало ощущения какой-то напряженности - город кажется очень мирным, современным, европейским. Общественный транспорт нам показался несколько перегруженным, однако пользоваться такси - очень удобно. Прокатиться стоит довольно дешево, таксисты работают по счетчикам и выдают сдачу. Возможно, в мелких городах все устроено немного проще, но в Белграде - все именно так. За деньги, которых у нас в Москве хватит лишь чтобы проехать 3 минуты до ближайшего метро, в Белграде вас провезут через весь центр (конечно, если пробок не будет, ибо счетчик работает по времени).

http://i183.photobucket.com/albums/x181/olani_kyte/SRB_MNE/1605_Beograd/IMGP7638.jpg

http://i183.photobucket.com/albums/x181/olani_kyte/SRB_MNE/1605_Beograd/IMGP7628.jpg

Галерея фресок (Цара Уроча, 20) – место, в которое обязательно надо попасть, будучи в Белграде. Там собраны копии чудеснейших фресок из монастырей Сербии, включая Косово. Фрески выполнены в натуральную величину, со всеми подробностями оригиналов – царапинами, трещинами в стенах и выколотыми, по турецкому обычаю, глазами на некоторых ликах… Вход бесплатный. Кстати, именно после посещения Галереи фресок у меня сформировалось желание обязательно посетить монастырь Милешева, ставший самым значительным впечатлением от всей поездки.

Дальше был Калемегдан. Калемегдан - это городская крепость, расположенная в месте слияния Дуная и Саввы. Поселение на этом месте существовало с неолита. С тех пор это место служило и кельтам, римлянам, и славянам, и туркам, и много кому еще. Перестраивалась крепость множество раз. Та, что мы видим сейчас - преимущественно XVIII века.

http://i183.photobucket.com/albums/x181/olani_kyte/SRB_MNE/1605_Beograd/IMGP7642.jpg

У ее стен под открытым небом разместилась экспозиция Военного музея.

http://i183.photobucket.com/albums/x181/olani_kyte/SRB_MNE/1605_Beograd/IMGP7645.jpg

http://i183.photobucket.com/albums/x181/olani_kyte/SRB_MNE/1605_Beograd/IMGP7646.jpg

Монумент на этом фото - так называемый "Виктор",; известнейший символ Белграда, работа скульптора Ивана Мештровича, возведен в 1928 году в честь десятилетия прорыва Солунского фронта сербскими войсками; памятник посвящен освобождению Сербии от пятивекового турецкого владычества. Сначала его установили где-то на одной из центральных площадей Белграда, но по просьбе местных жителей, которых оскорблял его внешний вид, он был перенесен в Калемегдан.
По этическим соображениям я не стану выкладывать более крупную фотографию этого объекта, скажу лишь, что сейчас он стоит так, что спереди у него почти невозможно ничего разглядеть... :)

http://i183.photobucket.com/albums/x181/olani_kyte/SRB_MNE/1605_Beograd/IMGP7651.jpg

http://i183.photobucket.com/albums/x181/olani_kyte/SRB_MNE/1605_Beograd/IMGP7661.jpg

http://i183.photobucket.com/albums/x181/olani_kyte/SRB_MNE/1605_Beograd/IMGP7669.jpg

http://i183.photobucket.com/albums/x181/olani_kyte/SRB_MNE/1605_Beograd/IMGP7682.jpg

http://i183.photobucket.com/albums/x181/olani_kyte/SRB_MNE/1605_Beograd/IMGP7699.jpg

Увы, нам не удалось прочувствовать 62-метровую глубину римского колодца – он был, к сожалению, закрыт. Возможно, надо было проявить настойчивость, и для туристов из России сделали бы исключение - не знаю. Наверное, мы просто уже к тому времени изрядно устали.
А впереди еще был довольно крупный Белградский зоопарк с обязательными утками и другими животными…

Зоопарк очень милый и совсем рядом с Калемегданом, работает до он 20-00, а мы как раз должны были чем-то себя занять до заката. Мы там тоже поснимали, а потом, уже совсем под вечер, вернулись назад в Калемегдан.

http://i183.photobucket.com/albums/x181/olani_kyte/SRB_MNE/1605_Beograd/IMGP7882.jpg

Толпа страждущих увидеть со стены Калемегдана какой-то предварительный этап Евровидения несколько портила пейзаж… Ну да ничего страшного. Зато на другой стене сплошь обосновались влюбленные парочки.

http://i183.photobucket.com/albums/x181/olani_kyte/SRB_MNE/1605_Beograd/IMGP7905.jpg

На обратном пути мы заглянули в павильон Музея природы, в котором проходила выставка «Скелети уживо» (уже, к сожалению, должна была закончиться). Скелеты животных в движении, как бы раскадровка движения, самый большой и самый маленький череп, уморительные скелеты дятла и шимпанзе… Очень интересная выставка, хотя и маленькая.

Погуляли по пешеходной кнеза Михаила, покушали в симпатичном кафе и, по обыкновению поплутав на развязках, остановились сфотографировать ночной вид второго по величине православного храма в мире - Свети Саввы.

http://i183.photobucket.com/albums/x181/olani_kyte/SRB_MNE/IMGP7947.jpg

Надо сказать, хотя Свети Савва имеет мало общего с традиционной сербской храмовой архитектурой, впечатление от него остается не в пример более приятное, нежели от нашего Храма Христа Спасителя. Возможно, дело в том, что за образец тут бралась константинопольская Святая София...
Кстати говоря, это не единственный пример белградского заимствования из классики: например, храм Св. Марка строился по образцу храма XIV в. из монастыря Грачаница, что под Приштиной.

17 мая (второй день в Белграде, переезд в Ниш)

Маршрут дня: улица кнеза Милоша (здания, пострадавшие от бомбардировок НАТО), музей Н. Теслы, бульвар краля Александра (церковь Св. Марка), Скадарская улица, церковь А. Невского, площадь Славия (Национальный Банк Сербии), снова музей Н. Теслы.

Обогащенные знаниями о существовании "гаражей", решили оставить машину в том, что на улице Масарикова. Это более соответствовало выбранному нами маршруту. Итак, сегодня нам предстояло совершить длительную прогулку по улицам города и посетить наиболее интересные из оставшихся неохваченными музеи.
Сперва мы совершили небольшую прогулку по улице кнеза Милоша, благо она была совсем рядом. Сфотографировали руины зданий, оставшиеся после бомбежек войск НАТО 1999 года,

http://i183.photobucket.com/albums/x181/olani_kyte/SRB_MNE/1705_Beograd/IMGP7973.jpg

http://i183.photobucket.com/albums/x181/olani_kyte/SRB_MNE/1705_Beograd/IMGP7966.jpg

http://i183.photobucket.com/albums/x181/olani_kyte/SRB_MNE/1705_Beograd/IMGP7970.jpg

потом добрались до ул. Крунска (она перпендикулярна кн. Милоша) и прошлись до музея Н. Теслы. Тут нас ждала некоторая засада: мероприятие, столь желанное нами дома, здесь не принесло нам ожидаемых преимуществ. Я говорю о Ночи музеев, во время которой все музеи открыты с 18 вечера до 2 утра. Хитрые сербы резонно рассудили, что если уж музеи будут открыты ночью, то зачем же им оставаться открытыми еще и днем накануне?.. Однако как-то объявить это, хотя бы бумажкой на сербском на двери музея, постеснялись. Возможно, по телевизору или еще как-то эта информация и прозвучала, но мы узнали о ней, ткнувшись уже после Теслы в Исторический музей, где сербскоговорящий охранник сунул нам буклетик этой самой Ночи музеев. Обидно, ведь нам еще сегодня ехать в Ниш!.. Ну ладно.
Мы еще погуляли по городу, добрались до пл. Николы Пашича, там находится Сербская Народна Скупщина:

http://i183.photobucket.com/albums/x181/olani_kyte/SRB_MNE/1705_Beograd/IMGP8003.jpg

Какие-то странные взаимоотношения человека и коня...

http://i183.photobucket.com/albums/x181/olani_kyte/SRB_MNE/IMGP8004.jpg

Еще немного Белграда.
Вот такие там машинки ездят по дорогам:

http://i183.photobucket.com/albums/x181/olani_kyte/SRB_MNE/1705_Beograd/IMGP8009.jpg

Рекламная витрина магазина сантехники:

http://i183.photobucket.com/albums/x181/olani_kyte/SRB_MNE/1705_Beograd/IMGP8013.jpg

Про церковь св. Марка в парке Ташмайдан я уже упомянул чуть выше. Ее построили в начале прошлого века по образцу храма XIV в. из монастыря Грачаницы (Косово), только в увеличенном размере. В церкви находится захоронение великого сербского короля Стефана Душана (1331-1355).
А позади огромного храма, теряясь среди деревьев, стоит небольшая Свято-Троицкая церковь Подворья Русского Патриархата в Белграде. Она очень сильно пострадала при бомбардировках НАТО и была восстановлена лишь в прошлом году.

http://i183.photobucket.com/albums/x181/olani_kyte/SRB_MNE/1705_Beograd/IMGP8001.jpg

В Свято-Троицкой церкви находится могила П.Н. Врангеля. К сожалению, англоязычные путеводители об этом умалчивают. Я очень рад, что все-таки зашел и смог поставить свечку.

Уже под вечер мы добрались до Скадарской улицы (одна из пешеходных улиц Белграда, вроде нашего Арбата, только почище и поприятнее),

http://i183.photobucket.com/albums/x181/olani_kyte/SRB_MNE/1705_Beograd/IMGP8024.jpg

где весьма и весьма плотно поели в известном ресторане «Три шляпы», сполна прочувствовав на себе гигантские размеры местных порций.
Еле живые от обилия съеденного, мы на такси добрались до Национального банка Сербии (Неманьина, 17), где в холле разместилась замечательная выставка из коллекции Народного музея Белграда (сам музей закрыт на реставрацию) «Тайна Лепенского Вира», на которой представлены антропоморфные скульптуры с раскопок поселения солнцепоклонников VII в. до н.э. Затем, опять-таки на такси доехали до музея Николы Теслы, где отстояли перед входом 20 минут в очереди (Ночь музеев, блин!). Музей, надо сказать, небольшой, но очень уютный, с замечательной экспозицией, включающей действующие экземпляры тесловских приборов. Всем, кому интересна личность Теслы и его роль в современной науке, очень рекомендую посетить.

Во время демонстрации опыта в музее (опыт проводится при выключенном свете, лампы в руках посетителей загораются самостоятельно; камеру я на всякий случай постарался держать подальше):

http://i183.photobucket.com/albums/x181/olani_kyte/SRB_MNE/1705_Beograd/IMGP8061.jpg

***

Дорога в Ниш заняла 2 часа 50 минут, включая остановку на заправке на 10 минут, и стоила около двухсот рублей (не считая стоимости бензина). Платный участок автострады начинается вскоре после выезда из Белграда и заканчивается незадолго до Ниша. Ограничение скорости - 120, часто попадаются заправки с туалетами.

Отель "Амбассадор" оказался действительно аутентично-советским, что кому-то, возможно, понравится. В принципе, претензий у нас особых нет, а бесплатная парковка в самом центре - приятный бонус (иначе в дневное время – только на час, или придется шариться по окрестным улицам). К удивлению своему, встретили на этой самой стоянке Лендровер с московскими номерами.

http://i183.photobucket.com/albums/x181/olani_kyte/SRB_MNE/1805_Nis/IMGP8274.jpg

Охранник, показывавший дорогу к стоянке, на мой отказ развернуться через двойную сплошную пробормотал, сильно окая: "непослушный руси". :)

Вообще, Ниш производит впечатление города вполне провинциального, однако нисколько не сонного и не опустившегося. Город очень живой, ночная жизнь кипит, центральная пешеходная улица вполне себе насыщена всяческими бутиками, кафанами и привлекательными девушками (хотя белградские девушки, пожалуй, еще лучше). :)

http://i183.photobucket.com/albums/x181/olani_kyte/SRB_MNE/1805_Nis/IMGP8346.jpg

Ну зачем, зачем на такой прекрасной площади - Макдональдс?..

18 мая (Ниш)

Маршрут дня: Национальный музей Ниша, раскопки в Медиане, музей концентрационного лагеря Црвени Крст, Челе Кула, обелиск воинам Стефана Синджелича, Латинска црква, Нишская крепость.

Единственный полноценный день, проведенный в Нише. В принципе, одного дня непосредственно на Ниш – достаточно, однако если захочется поездить по окрестностям, придется выделить на посещение города больше времени.

Национальный музей Ниша представлен на картах (и на самом деле) в двух ипостасях – на улицах ген. Милошка Лежанина и Николы Пашича. Сначала мы пришли на Лежанина (это в двух шагах от гостиницы). Калитка перед входом в особнячок оказалась открытой, однако дальше нее пройти не удалось. Позже выяснилось, что надо было довериться путеводителям и идти на Пашича. Местная экспозиция археологических находок очень впечатляет, особенно антропоморфные глиняные скульптурки, датируемые 6-4 тысячелетиями до н.э., а также списки фресок раннехристианской базилики IV в. н.э. Очень рекомендую посетить этот музей, он находится в самом центре, от "Амбассадора" идти минут 10.

Чтобы попасть в Медиану, надо выехать по бул. Св. Цара Константина практически за город и внимательно смотреть налево. Мы пропустили поворот, пришлось справляться у местных жителей и разворачиваться. Указатель, стоящий с противоположной стороны, т.е. по дороге в город, более информативен – не промажешь. Внимание - экспозиция работает до 14-00, кроме понедельника, многие путеводители врут, указывая такое время работы только на зимний период! С трудом верится, что и середина мая – зимний период…

О Челе Кула, этом "шедевре" турецкого зодчества, вряд ли я смогу сказать лучше, чем в свое время Альфонс де Ламартин:
"My eyes and my heart greeted the remains of those brave men whose cut-off heads made the cornerstone of the independence of their homeland. May the Serbs keep this monument! It will always teach their children the value of the independence of a people, showing them the real price their fathers had to pay for it."

Вот так. А у нас кто-то смеет утверждать, что свою независимость сербы всегда вымогали у России...

В музее концентрационного лагеря Црвени Крст стоит побывать всем, кто прежде не видел подобных мест. В экспозиции, собственно, то, что и ожидаешь увидеть – предметы быта, личные вещи, фотографии.

В подсобных помещениях сейчас мастерская, делающая реплики глиняных антропоморфных фигурок из музея. Фигурки можно купить, например, в специализированном киоске возле Челе Кула.

Латинска црква – храм XI века, старейший во всем регионе, расположен на холме возле деревни Горни Матеевац. Проехать к нему можно от деревни Каменица мимо обелиска воинам Стефана Синджелича, чьи черепа вмурованы в Челе Кула, а можно напрямую из города с ул. Матеевацки пут. Будьте внимательны - с E80 заезда нет...

http://i183.photobucket.com/albums/x181/olani_kyte/SRB_MNE/1805_Nis/IMGP8258.jpg

Нишская крепость оставила двоякое впечатление. Возможно, из-за турецкого происхождения нынешних построек крепости, местное население относится к ней без лишнего пиетета. Территория довольно замусорена, на стене необъятной толщины растут деревья и цветет трава. Но масштабы самого строения все равно впечатляют.

Внутри имеется мечеть:

http://i183.photobucket.com/albums/x181/olani_kyte/SRB_MNE/1805_Nis/IMGP8283.jpgм

Римские надгробья на территории крепости:

http://i183.photobucket.com/albums/x181/olani_kyte/SRB_MNE/1805_Nis/IMGP8296.jpg

Сербы - большие шутники. Древний саркофаг лежит в траве. Внизу табличка: "NA PRODAJ".
Сам не польстился - коротковат... :)

http://i183.photobucket.com/albums/x181/olani_kyte/SRB_MNE/1805_Nis/IMGP8290.jpg

По стене, как и в Калемегдане, гуляют парочки. Тут их, правда, поменьше, ну и трава высокая...

http://i183.photobucket.com/albums/x181/olani_kyte/SRB_MNE/1805_Nis/IMGP8307.jpg

За стенами крепости кипит жизнь...

http://i183.photobucket.com/albums/x181/olani_kyte/SRB_MNE/1805_Nis/IMGP8335.jpg

Вечерний вид из номера.
Макдональдс, по счастью, закрылся. :)

http://i183.photobucket.com/albums/x181/olani_kyte/SRB_MNE/1805_Nis/IMGP8351.jpg

***

19 мая (переезд из Ниша в Черногорию)

Начался этот день для нас поздно, слишком поздно… за это пришлось потом поплатиться… :)
В черногорский Свети Стефан, где у нас был забронирован номер в отеле, мы решили ехать через Кружевац, Кральево и Нови Пазар, далее у Рибариче повернуть на Рожае, пересечь границу Черногории и через Беране и Биело Поле добраться по E80 до Подгорицы. Так в итоге и получилось, просто заняло гораздо больше времени, чем мы себе вначале представляли.

По пути мы заехали в два чудесных монастыря - Жича и Студеница.
Оба монастыря вполне открыты для посетителей, ограничения - такие же, как в России. Приезжать, я думаю, надо стараться до начала вечерней службы.

Монастырь Жича находится рядом с Кральево и Рибницей, заезд в него нисколько не удлинил наш путь. В храме Вознесения есть очень интересные фрески XIII - XIV вв. Кстати, в Жиче можно купить монастырское вино и ракию. ;)

http://i183.photobucket.com/albums/x181/olani_kyte/SRB_MNE/1905_Road_To_MNE/IMGP8383.jpg

http://i183.photobucket.com/albums/x181/olani_kyte/SRB_MNE/1905_Road_To_MNE/IMGP8356.jpg

http://i183.photobucket.com/albums/x181/olani_kyte/SRB_MNE/1905_Road_To_MNE/IMGP8381.jpg

http://i183.photobucket.com/albums/x181/olani_kyte/SRB_MNE/1905_Road_To_MNE/IMGP8386.jpg

http://i183.photobucket.com/albums/x181/olani_kyte/SRB_MNE/1905_Road_To_MNE/IMGP8388.jpg

http://i183.photobucket.com/albums/x181/olani_kyte/SRB_MNE/IMGP8380.jpg

Студеница находится чуть в стороне, 15 км от основной трассы, дорога туда хоть и извилиста, но хорошо асфальтирована и совершенно беспроблемна. За старания путешественник награждается замечательными видами и фресками XIII в. Скрытый внешним притвором западный портал напомнил косовские фотографии В. Близнюка... Надо отметить, что это западный портал открывает доступ во второй притвор, непосредственно, в свою очередь, примыкающий к основному храму. Вход в основной храм, содержащий наиболее интересные и древние фрески, может быть закрыт (при нас его открыли только к началу вечерней службы).

http://i183.photobucket.com/albums/x181/olani_kyte/SRB_MNE/1905_Road_To_MNE/IMGP8401.jpg

http://i183.photobucket.com/albums/x181/olani_kyte/SRB_MNE/1905_Road_To_MNE/IMGP8425.jpg

http://i183.photobucket.com/albums/x181/olani_kyte/SRB_MNE/1905_Road_To_MNE/IMGP8420.jpg

http://i183.photobucket.com/albums/x181/olani_kyte/SRB_MNE/1905_Road_To_MNE/IMGP8430.jpg

http://i183.photobucket.com/albums/x181/olani_kyte/SRB_MNE/1905_Road_To_MNE/IMGP8431.jpg

Увы, за кадром остались Сопочаны - хоть и тоже практически по пути, времени на них категорически не хватало. Ничего, приедем туда в следующий раз. :)

На пути из Жичи в Студеницу по левую сторону дороги открывается незабываемый вид на крепость Маглич XIII в. Контроль над этой крепостью обеспечивал контроль над всей долиной Ибар.

http://i183.photobucket.com/albums/x181/olani_kyte/SRB_MNE/IMGP8395.jpg

Перед Нови Пазаром справа чуть в стороне стоит на холме раннехристианская Петрова црква (первоначальная постройка - IX в.). Нам она своей архитектурой напомнила древнейшие храмы кипрского Троодоса. Поиски ключа и ключницы, которая должна, по идее, была обретаться в соседней сторожке, успеха не возымели, а по словам местных, старушка-ключница вроде как уволилась... В общем, внутрь попасть не удалось. :(

http://i183.photobucket.com/albums/x181/olani_kyte/SRB_MNE/IMGP8449.jpg

Нови Пазар - город небольшой, в основном одноэтажный. Здесь я впервые познакомился с особенностями сербских ПДД. Полицейские, увидев российские права, заулыбались: "Руси, руси!" Затем объявили, что "петдесет восем" ехать у них по городу "не можно", а можно только "сорок десет", спросили, понравилась ли нам Сербия, получили восторженно-удовлетворительный ответ, похлопали по плечу и... отпустили. Блин, где-то нас, русских, еще любят не за деньги наши и не за "простоту нашу душевную", а просто за то, что мы русские...
Неподалеку за Нови Пазаром - Т-образный перекресток. Налево - в Косовску Митровицу, направо - в Черногорию. Мы повернули направо...

(с) http://community.livejournal.com/ru_tra … tml#cutid1

0

8

Julia написал(а):

Бр-р-р, производит ещё более жуткое впечатление, чем церковь из костей в Кутна Гора.

ага)
в Кутна Горе как-то не настолько давит...

0

9

talusha написал(а):

Охранник, показывавший дорогу к стоянке, на мой отказ развернуться через двойную сплошную пробормотал, сильно окая: "непослушный руси".

:crazyfun:

talusha написал(а):

Ну зачем, зачем на такой прекрасной площади - Макдональдс?..

Ага, а на площади Ротонды в Риме, напротив Пантеона, лучше, что ли?  :tired:

Концлагерь и Челе кула - очень мрачно :(. Была в Освенциме, больше в подобное место не пойду.

Храмы и опыт в музее Николы Теслы впечатлили.

0

10

Талю, а хде продолжение?... :glasses:

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Балканы » Сербия - Черногория: впечатления от поездки и полезная информация