Техническая часть 2.:
Ещё раз большое человеческое спасибо коллегам Julia и almajor за советы по маршруту, тема с подготовкой тут Подготовка
Здесь, ранее и далее расходы в разных валютах, как я их запоминал. Отели на букинге у меня показываются в евро, самолёт и машина –сколько списалось с рублевой карты. В стране собственные исландские кроны, но в них много цифр. На момент нашего путешествия обменный курс к доллару был 97,5 крон за доллар и 110 за евро (поменять обратно +10%, жлобы там ещё те), поэтому внутренние расходы упрощенно в расчете 1 доллар за 100 крон, так удобней. Разменяли 400 баксов в банке недалеко от главной дороги, километрах в 40 от аэропорта, но разницы в курсе с аэропортовским обменником особо не было. Поменять деньги через банкомат не нашли где, возможно нет такой опции вообще, а напрасно, очень удобно. В принципе, можно было обойтись и 100 – 200 долларами наличных и то больше на всякий случай. Единственное, что нужно запастись 100 кроновыми монетами, они могут пригодиться в пути.
Естественно, все цены, кроме еды и бензина относятся к этому сезону, не самому высокому.
Перелёт Москва-Хельсинки-Рейкьявик, лететь 1,5 + 3,5 часа. Цена билетов туда-обратно по 25 тысяч рублей, по нынешним временам вполне терпимо. Вылетели из Москвы вовремя. В Хельсинки была очень короткая стыковка, 40 минут. По опыту арабских перевозчиков предполагал, что для таких выделяются отдельные хелперы и зелёный свет, волновался только за багаж, что не успеют перегрузить или ошибутся в спешке. Поэтому всё тащили с собой: чемоданчик cabin-size, небольшой рюкзак и чехол с фотокамерой. По факту на пересадке был адский ад, никакого намёка на помощь быстрым трансферным пассажирам. На контроле ручной клади перетряхнули все вещи, заставили перепаковать жидкости, отобрали зубную пасту. Оставалось 15 минут до посадки, когда мы прибежали в зал паспортного контроля, упершись в хвост очереди, человек на 100-150 при открытых 5-6 будках с неторопливыми финскими пограничниками. Тётенька, которая в зале распоряжалась, на просьбу помочь с проходом в связи с обстоятельствами, равнодушно сказала, что все тут торопятся и отвернулась. Пришлось решительно влезть в начало самостоятельно. В итоге прибежали всё равно с небольшим опозданием, но посадку тоже начали чуть позже, открыли ворота минуты через три после того, как мы прибыли к ним.
Машину брали через брокера http://rentalcars.com. Заказывали Suzuki Vitara в прокате Orange Car. Сам офис это один ангар на 5 разных прокатчиков, находится в городе, километрах в 5-6 от аэропорта, представитель компании на микроавтобусе забирает/отвозит в аэропорт или отель, нужно им только номер рейса сообщить. Ненавязчиво рассказывают про условия аренды, различные варианты страхового покрытия франшиза, песок, гравий итп. Если собираетесь утопить машину, то это по-любому полностью за свой счёт. Предлагают взять мобильный wi-fi по 15-20 евро в день, нам не нужно было, в отелях было. Машину дали BMW X1, пробег под 90 тысяч, по нашим меркам довольно сильно потертую, причем в каких-то странных местах. Сказали, что сделали все фотки, предложили продублировать, что мы и сделали. При сдаче, кстати, тётенька не узнала одну из царапин, минут пять копалась в своих фотках, потом нашла. X1 хорошая машинка, просторная, кстати, я вот всё хочу себе Volvo XC 60, может теперь передумаю . Единственное, что реально было неудобно, это расшатанное гнездо прикуривателя, заряжать телефоны в машине было практически невозможно, нужно было всё время держать вилку с нажимом. В первый день было неудобно, так как много навигации и мало заряда в телефонах и аккумуляторе (за дальнюю дорогу потратились). Потом приноровились, хватало одного внешнего аккумулятора на два телефона.
Бензин два доллара за литр, дважды заправлялись на станциях самообслуживания №1 до полного бака, снимают/морозят на карте по 180 баксов за заправку. По сообщениям туристов через месяц должны остаток разблокировать, посмотрим. Перед аэропортом заправились на Olis (это более крупные заправки с прилагаемым магазинчиком и мини-кафе) за наличные через аппарат, предполагая, что сдачу получим у оператора в магазине, но не углядели, что магазин закрыт. Осталось 35 баксов, получать которые поехали на соседний Olis, который допоздна работает. Такая операция там не характерна (сказали, что легко могут налить нам бензина на эти деньги, но наличные не дают), но отзывчивый парень после 10минутной консультации по мобиле с боссом выдал-таки деньги, за что ему большое человеческое. Деньги теперь в виде детских подушек под шею с тупиками ездят по Москве. Видимо, лучше заправляться сразу на этом Olise (он на улице, где наш отель в Кефлавике) или какой-то другой под управлением человека.
Дороги везде бесплатные, кроме туннеля под морским дном, ведущего к Рейкьявику, за него 10 долларов отдали. Карты maps.me прекрасно работают, всем рекомендую.
Расходы на отели и их особенности в первом сообщении темы. Вообще все они примерно одинаковые, размеры комнат, строение ванной, наполнение завтрака итп. Везде как заходишь – прохладно, надо включить батарею, комната нагревается в минуты. Разница в дизайне – кто-то пытается сделать покрасивее, кто-то не особо, но жить везде можно. Везде есть возможность выпить чай/кофе бесплатно вечером, либо чайник в номере, либо кофемашина в общей зоне, везде WiFi. Мы брали все отели с включенными завтраками, что с одной стороны существенно экономит время, с другой стороны, финансово оправдано, можно легко сожрать еды долларов на 10. Также везде брали собственную ванную, если кого устраивает общая, то можно немного сэкономить. На мой взгляд, с учётом очень короткого среднего срока пребывания туристов в отеле (лично у нас получилось 1,14 ночи) нельзя сказать, что это (у нас в среднем 120 евро с учётом отеля в Миватне, который я целенаправленно взял дороже, но лучше) существенно выше среднеевропейского уровня.
А, ещё важно: холодильников в номере нету нигде. В гестхаусах есть на общей кухне. Но в мае это не очень важно. В первую ночь мы сдуру притащили лишние продукты в холодильник, а потом сообразили, что на улице ночью около нуля и можно всё спокойно оставлять в машине.
По питанию. Так получилось, что мы с женой последние 1,5-2 месяца подсели на “правильное шестиразовое питание” с большой загрузкой углеводов на завтрак, дальше более лёгкая еда или перекусы. Лично для меня самая большая проблема в этой системе была, это заставить себя много есть именно на завтрак, потихоньку втянулся, поэтому на завтраках в отелях получалось неплохо набивать пузо и через это экономить. Перекусы и обед – бутерброды, скир (местный кисломолочный продукт, типа йогурта), фрукты, орехи, правильные батончики и шоколад. Это всё покупали в супермаркетах, цены дикие абсолютно. В первый день, реально взяли небольшой пакетик, из перечисленного выше, который в Москве бы стоил 2-2,5 тысячи, заплатили 150 баксов. Дальше я уже не считал, за бессмысленностью, цены по супермаркетам особо не отличаются. Очень вкусный чёрный хлеб и ржаные сухарики, большой выбор батончиков без сахара и вообще продуктов, которые к ”правильному питанию” можно отнести, целые отделы. Если точно запомнил, то стаканчик скира 200 грамм 2,5-4 доллара, сыр для бутербродов 35 баксов за кг. Ну так и выходит, что на относительно недорогие продукты разница 3-4 раза с Москвой. Так что, отвечая на вопрос Germon – да, колбасу можно взять с собой, если есть место. Если брать рыбу-мясо-морепродукты, чтобы приготовить вечерком, то разница поменьше будет, но тоже есть. Брали ещё на пожевать местную сушёную рыбу, прикольно на один раз. На обеды в итоге специально не останавливались, перекусывали либо на пленэре, либо в машине. Это экономит и время, и деньги.
Алкоголь продается в отдельных магазинах, раза в 2 дороже чем у нас. Но если я правильно понял, то по прилёту можно зайти в дьюти-фри, там что-то посмотреть. По крайней мере из аэропорта люди выходили с коробками выпивки в руках (мы как-то пропустили, где это можно сделать).
В ресторанах ужинали два раза, так как был план – помимо скира, черного хлеба и сушёной рыбы, которые считаются местными специалитетами, поесть ещё местных баранов и омаров. Барана ели в ресторане при отеле Geirland: горячее блюдо с бараном 45-50 баксов, народ в основном брал макароны с цыпленком, она около 20-25 долларов, салаты 15-20 долларов. Омаров настигли в Хофне в Restaurant Z Bistro: горячее с омаром 60-70. Пицца или сендвич с омаром 20-25 баксов. Народ очень аппетитно трескал сендвичи, мы брали омаров-гриль и пиццу. Очень вкусно, и в принципе тут разница в цене уже не так расстраивает, как в магазинах. Также пару раз брали чай-кофе в кафешках по дороге, цена от 4 долларов. Для любителей горячего питья в дороге рекомендуется брать с собой термос и тащить напитки из отеля. Остальные ужины – вино под лёгкую закуску, сыр, салат, колбаска итп. Опять же в связи с нашей системой питания у нас чувствительность к необходимости горячей пищи слегка понижена, хватало завтрака и напитков. Возможно, не всем такое подойдёт.
Что ещё по расходам:
- баня в Миватне – регулярная стоимость 47 баксов с носа, в связи с падением температуры давали скидку до 39, что приятно, так как лично для нас качество не изменилось, только немного ускорился вход/выход в лагуну. Дороговато.
- Экскурсия Тупиковые Киты 110 долларов. С учётом результата, думаю, что отдал бы и больше. Мы были на большом корабле, экскурсии на маленьких быстрых лодочках стоят под 200 долларов. На пристани есть предложения last minute со скидками.
- Китовый музей Хусавик 19 долларов, но реально 15 – цена после скидки с китового сафари, вряд ли вы попадёте в музей, минуя его. Музей прекрасный.
- Стоимость урока ПДД 800 баксов, со скидкой за моментальную оплату 600, не советую повторять, пользуйтесь моим. Что характерно после штрафа “внезапно” в машине обнаружился круиз-контроль и ограничитель скорости. Вообще, когда мы ехали как положено 90, то нас все обгоняли постоянно, старались ехать 100-105, но в момент, когда нелёгкая вынесла на дорогу полицейского, спускались с горки по бесконечно прямой дороге, раскатились до 118. А так, если забить на опасность штрафов, то по пустой дороге вполне можно идти 150, притормаживая перед встречными, тк дорога довольно узкая.
- Одежда, по счастью не понадобилась дополнительная, даже осталась неиспользованная. Не приценивался. Магнитики стоят от 7 до 12 баксов. Очень расстроило их однообразие, я стараюсь из каждого города/места привезти отдельный, но там натурально все были одинаковые, кроме магнитов с фотографиями, которые я принципиально не беру, тк надеюсь на пенсии сам наделать таких
Теперь к ценовой диалектике. Как вы могли убедиться, всё что стоит денег в Исландии довольно дорого. Про отели могут быть разные мнения, я думаю, что с учетом особенностей цена вполне адекватна, но с едой, бензином и платными развлечениями всё более-менее ясно.
При этом в той же самой Исландии есть почти бесплатные штуки, за которые в остальной Европе (на примере любимой многими Италии) обычно дерут три шкуры. Во-первых, это отличная дорога вокруг острова, кроме тоннеля не стоит ничего, накатали мы 2,5 тыщи километров, что вполне могло стоить в районе 150 евро. А самое главное - за парковку вход куда бы то ни было мы заплатили всего 25 баксов за всё время. Это дешевле чем на один Везувий сходить, например. Реально, в Италии у каждого места туристического интереса стоял бы мужичок и собирал по 5-7 евро с носа минимум. Таким макаром мы бы легко попадали на дополнительный полтинник в день легко. Итого полтыщи евро скрытой экономии в гипотетическом сравнении. Вот и судите сами.
Отредактировано Sual (2018-05-15 15:44:01)