У Вас замечательный Рим и его окрестности. Отлично удалось передать свое отношение к увиденному.
Ну, а у нас после Ваших фотографий ностальгия по Риму.
Отредактировано Неслучайные гости (2018-07-05 23:40:07)
Вместе по всему миру |
Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Италия » Рим и окрестности (Тарквиния, Черветери, Браччано, Тиволи, Остия)
У Вас замечательный Рим и его окрестности. Отлично удалось передать свое отношение к увиденному.
Ну, а у нас после Ваших фотографий ностальгия по Риму.
Отредактировано Неслучайные гости (2018-07-05 23:40:07)
Вы чудесно описываете Аппиеву дорогу! Интересно! И фотографии так живо передают Ваши ощущения, что прямо чувствую дыхание весеннего Рима!
Ксения, спасибо за Вашу оценку! Мне казалось, что в отсутствии голубого неба фото и, соответственно, впечатления от них, не слишком "взрачными" получаются...
У Вас замечательный Рим и его окрестности. Отлично удалось передать свое отношение к увиденному.
Спасибо большое и Вам! Вообще когда авторское "отношение к увиденному" проскальзывает явно - это очень неоднозначный момент. Надеюсь, что то, что почувствовали Вы, не испортило общего впечатления от рассказа:)
***********
Начиная примерно с 4-й мили (расстояния вдоль Аппиевой дороги измерялись так называемыми римскими милями, соответствующими 1000 шагов, разделявшиеся специальными мильными столбами-колоннами, на которых были выбиты имя властвующего императора и расстояние до ближайшего города) по обеим сторонам начинается почти непрерывная череда гробниц. Вспомним, что римляне, за очень редкими исключениями, не хоронили умерших в черте города, для этого, как правило, использовались обочины дорог, и чем более значимой считалась дорога, тем более богатыми были захоронения вдоль неё. Так что не удивительно, что "королева дорог" Виа Аппиа очень быстро превратилась в большое монументальное кладбище и, по реконструкции учёных, выглядела примерно так (имена сайтов, откуда позаимствованы картинки, можно увидеть на них самих):
Интересно, что многие надгробия "разговаривали" выгравированными на них надписями с проходящими мимо них путниками. Писатель-филолог В. В. Сонькин в книге "Здесь был Рим", которую я не раз цитировал в своём предыдущем "римском" рассказе, пишет, что "Обращение к потенциальному читателю надгробной надписи - жанр с благородной античной родословной. Эпитафии нередко вступали с потомками в живой разговор", начинаясь словами "Остановись прохожий!" и заканчиваясь фразой типа "Я все сказал, теперь ступай". Вот уж действительно "связь поколений"!
Конечно, до сегодняшних дней в более-менее внятном виде дошли лишь очень немногие гробницы, причём практически все они были, естественно, реставрированы. Одной из первых таковых на нашем пути является погребальный памятник, известный как "Героический рельеф" или "Обнажённый герой" (сегодня мы видим её копию):
Гробница вольноотпущенника Марко Сервилио Кварто, возведённая, как сказано на надписи на ней, "за его счет":
Гробница сыновей Секста Помпея, украшенная мраморной табличкой со стихами, в которых Секст Помпей, римский военачальник 1 века до н.э., скорбит о преждевременной смерти своих детей, была почти полностью реконструирована известным итальянским скульптором 18-19 столетий Антонио Кановой:
Безымянная, а потому для идентификации получившая название просто Дорическая, гробница предположительно республиканской эпохи, также была перестроена в виде алтаря уже в наше время - другим знатоком итальянской истории Луиджи Каниной, тем, который декорировал стену крепости Каэтани около Мавзолея Цецилии Метеллы:
Могила Тиберия Клавдия Секондино конца 1 века н.э., в которой позже были похоронены его жена и дети:
Гробница некоего Квинта Апулея:
Давайте немножко отвлечёмся от фунеральной тематики и уделим внимание самой Аппиевой дороге, которая продолжает оставаться "прямой, как римское копьё":
Не знаю, продолжают ли "разговаривать" сегодняшние могилы, но то, что многие из них неустанно наблюдают за проходящими и проезжающими мимо - абсолютно точно. К примеру, вот с этого, ещё одного оставшимся безымянным надгробия:
Смотрят-то так исподлобья... Типа, попадись ты мне лет так пару тысяч назад, мы бы ещё посмотрели, какой это Сухов...
Гробница Иларуса Фускуса, тоже предположительно семейная:
Ой, а это кто? Неужели??!!
Да нет, померещилось, слава богу... Да и откуда Ему здесь оказаться? И чего только на этой Аппиевой дороге не привидится...
Почти развалившийся круглый мавзолей:
И гробницы пирамидальной формы:
Один из редких изгибов Аппиевой дороги:
Мы заканчиваем нашу прогулку по Виа Аппиа возле Виллы Квинтилиев (Villa dei Quintili) - гигантских размеров поместья, принадлежавшего когда-то братьям Квинтилиям. Именно оно-то их и сгубило: пришедший к власти император Коммод позарился на их состояние, обвинил братьев в заговоре и приказал их казнить, а имущество конфисковать. В чью пользу - дело понятное.
Прямо на Аппиеву дорогу выходит нимфеум виллы - святилище, выполненное в виде монументального фонтана. Как и Мавзолей Цецилии Метеллы, в Средние века он был частью крепостного сооружения.
Примерно тогда же, во времена средневековья, на основании большой, возможно, даже двухэтажной античной цистерны, был построен особняк, известный сейчас как Casale di Santa Maria Nuova, поскольку одно время принадлежал церкви Санта-Мария-Нуова. Сам дом впоследствии был перестроен, но сохранил старинную сторожевую башню:
Сегодня через Casale di Santa Maria Nuova осуществляется вход на территорию Виллы Квинтилиев. Цена её посещения - те же 5 евро, что и в Мавзолей Цецилии Метеллы (билет совместный).
..........
На этом я заканчиваю свой рассказ о прогулке по Аппиевой дороге. Понятно, что захватили мы далеко не всё, но свою "задачу" выполнили, любопытство удовлетворили, то, что хотели получить - получили. Единственное, о чём я жалею - что не удалось побывать в Гробнице Сципионов (формально она находится уже в Риме, за пределами Виа Аппиа, но часто рассматривается с ней в едином контексте). Правда, иллюзий на это у меня и не было - слишком уж мудрёная схема её посещения...
============== > Раннехристианские и средневековые церкви
Вообще тема церквей не является эксклюзивом именно этого раздела. Несколько из них, если помните, я уже показал выше, а ещё пару упомяну в следующей, "предзаключительной" части. Здесь же я, особо не мудрствуя, просто собрал те церкви, которым не нашлось место в других "тематических" разделах.
Посещение первых двух храмов стало своего рода "погашением" долга годовой давности, который мы задолжали сами себе. Первым делом, сразу после прилёта и размещения в гостинице, мы направились в Базилику св. Климента с одним из самых красивых - если вообще не самым-самым - атриумов (открытым внешним двориком перед главным фасадом) в Риме.
Но не ради самой церкви, уже виденной год назад, мы торопились сюда чуть ли ни с трапа самолёта. В прошлый раз, не вписавшись в часы работы, мы не смогли посетить расположенный под ней археологический комплекс, уникальный тем, что составляющие его пласты разных эпох не накладываются, уничтожая друг друга, а залегают, как слоёный пирог, один над другим. На самом нижнем уровне был обнаружен фундамент дома времён римской республики, сгоревшего, как полагают, при пожаре 64 года. Над ним - остатки многоэтажной постройки конца 1 века. Ещё выше, на следующем "слое" - "нижняя" церковь, бывшая когда-то первой раннехристианской базиликой, построенной на этом месте в 4 веке и практически уничтоженной в 1084 году при пожаре, произошедшим после взятия Рима норманнами, после чего над ней возвели "верхнюю" церковь - прародительницу нынешней базилики. А самое интересное - найденный только в 1861 году на одном из нижних уровней прекрасно сохранившийся митреум - святилище Митры (божества, культ которого в те времена был широко распространён) с каменным алтарем в центре.
К сожалению, радужные ожидания не оправдались, и посещение подземелий не принесло ничего, кроме разочарований. Практически всё, что можно там увидеть - мрачные невыразительные остатки каменных строений, интересные только для специалистов и больших знатоков истории и археологии. Я не могу проиллюстрировать это, поскольку фотографировать внутри не разрешается, но этот запрет, возможно, впервые в моей жизни, не вызвал не только желания нарушить его (что я порой, каюсь, делаю...), но и вообще каких-либо сожалений по его поводу. И даже митреум, самое интересное, что там есть, "вживую" выглядит совсем не так привлекательно, как на фото из итальянской Википедии:
Так что я вынужден признать, что 10 евро (с человека!), потраченные на это мероприятие, оказались одними из самых бездарно потраченных в моей жизни...
***********
Зато второй "должок" - клуатр церкви Санти-Куаттро-Коронати - не только доставил море удовольствия, но и с лихвой покрыл все "морально-эмоциональные" убытки от неудавшейся подземной экскурсии .
Саму церковь мы тоже видели в прошлом году, и я показывал её в рассказе о "каменной Италии". На мой взгляд, Базилика Четырёх венценосных мучеников, как переводится её название Santi Quattro Coronati - не только одна из самых необычных и колоритных в Риме, но и, наверное, самая "средневековая" из всех.
На самом деле, Санти-Куаттро-Коронати - не просто церковь, а монастырский комплекс, состоящий из двух женских монастырей, базилики и капеллы Сан-Сильвестро. В Средние Века здесь же располагался и кардинальский дворец, которому Санти-Куаттро-Коронати обязан своим "крепостным" видом. А башня папы Льва IV, построенная в 9 веке - возможно, старейшая в Риме колокольня, сохранившая свой аутентичный вид:
Ворота под башней ведут в первый из двух проходных внутренних дворов монастыря. А вот следующий, второй двор занимает часть главного нефа так называемой "первой" базилики Льва IV, тоже сооружённой в 9 столетии, от которой осталось несколько колонн, "встроенных" в более позднюю каменную стену:
Колонны, украшающие лоджию перед входом в церковь, тоже наверняка имеют давнишнюю историю:
Как и те, что обрамляют главный неф сегодняшней базилики:
От древней церкви папы Льва IV сохранилась и Капелла св. Варвары (Санта-Барбара), на стенах которой можно увидеть уцелевшие фрагменты фресок:
Как я уже сказал, клуатр, ради которого мы и пришли сюда, оказался великолепным . Я не веду такой классификации, но навскидку могу сказать, что он - один из самых живописных и атмосферных из тех, которые я когда-либо видел, и не только в Италии. Что тут много говорить...
Первый клуатр в Санти-Куаттро-Коронати был сооружён в начале 12 века и перестроен в середине 13-го - таким мы и видим его сегодня. Естественно, изначально он был одноэтажным, а второй ярус появился только в конце 16 столетия.
В некоторых галереях, как это часто бывает, обустроена небольшая экспозиция археологических находок:
Мне кажется, что для любителей старины и средневекового колорита Базилика Четырёх венценосных мучеников должна стать одним из самых "лакомых" местечек в Риме. Время её "открытых дверей" можно посмотреть на сайте http://www.monacheagostinianesantiquatt … index.html в разделе "Orari di visita" (в воскресенье клуатр закрыт!).
***********
История Базилики Сан-Саба (св. Саввы) начинается в 7 веке, когда палестинские монахи из монастыря Мар-Саба (побывавшие в Израиле, несомненно, знают или даже видели этот один из самых знаменитый "монастырей в пустыне" неподалёку от Иерусалима, называемый также Лаврой Саввы Освященного) после нашествия персов были вынуждены оставить родные края и бежать в Рим. Здесь они соорудили часовню, вокруг которой впоследствии образовался монастырь. Через 3 столетия в результате внутрицерковных дрязг он перешёл к бенедиктинцам, построившим на месте часовни большую церковь. По сути, именно её, правда, претерпевшую ряд реконструкций, мы и видим сегодня.
Уродливым главным фасадом церкви (хуже, наверное, придумать просто невозможно!..) мы "обязаны" папе Пию VII, который в конце 18 века произвёл реконструкцию входного портика, построенного в 15 столетии (остатки его аутентичного облика ещё видны сверху). При этом папа "одолжил" 6 античных колонн, опиравшихся на спины львов, которые исчезли где-то в недрах Ватикана, заменив их банальными квадратными столбами, напоминающими интерьер станции метро. Некоторые итальянские сайты не стесняются в выражениях и открыто называют эту папскую "реставрацию" актом вандализма.
Античные колонны, обрамляющие главный неф, сохранились внутри церкви:
Очень красивый декор в стиле Космати:
Самое, пожалуй, интересное в Базилике Сан-Саба - это небольшая экспозиция обнаруженных при раскопках артефактов из древнего монастыря и его ближайших окрестностей: капители, мраморные таблички с надписями, фрагменты алтарей, колонны, обломки гробниц:
И главные "жемчужины" этого небольшого "музея" - два старинных саркофага, украшенные резьбой и барельефами:
***********
Одну из главных и самых больших римских базилик - Санта-Мария-Маджоре я видел уже неоднократно, но особого восторга не испытал. А вот внутри неё побывать до сих пор не получалось, и эту "оплошность" удалось "исправить" только сейчас.
Санта-Мария-Маджоре - это, конечно, настоящий "памятник деньгам, очень большим деньгам" (мне понравилась т запомнилась эта фраза Аркадия Ипполитова из его книги "Только Венеция", сказанная, правда, в адрес совсем другой, венецианской церкви)...
Ух, от такого "благолепия" даже в глазах зарябило...
Знаменитые мозаики разных эпох, некоторые из которых являются почти ровесниками основания церкви:
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Италия » Рим и окрестности (Тарквиния, Черветери, Браччано, Тиволи, Остия)