============== > Аппиева дорога
Пройти по Аппиевой дороге было моей давнишней идеей-фикс, практически "бзиком". С одной стороны, я понимал, что ничего "такого уж" я там не увижу (возможно, поэтому и оттягивал это мероприятие до последнего), а с другой... чёрт-его-знает (зачёркнуто) бог его ведает, чем-то манило меня это место, эти вросшие в землю и проросшие травой камни, по которым, возможно, ступали ещё древнеримские сандалии (при всей условности и даже театральности этого сравнения)...
Когда же "дело дошло до дела", выяснилось, что, к моему удивлению, сформировать "правильный" маршрут по Аппиевой дороге намного сложнее, чем спланировать, скажем, однодневное посещение Чинкве Терре (один из наиболее часто встречающихся, в том числе и на этом сайте, вопросов). Главная проблема состояла в том, чтоб найти "золотую середину" между километражем (разница между вариантами оценивалась не сотнями метров, а весьма существенными километрами, а ноги всё ж не резиновые...) и посещением наиболее интересных отрезков Дороги. Сразу скажу, что "единственно правильного" решения тут не существует, поэтому прежде чем рассказать о собственном выборе, я дам кое-какую "информацию к размышлению", которая, возможно, окажется полезной кому-то из тех, "кто пойдёт после нас".
Конечно, перед теми, кто приедет сюда на велосипеде, подобная проблема стоять не будет. Правда, при этом они лишатся, быть может, главного, ради чего вообще идут сюда - возможности "прочувствовать" одну из самых знаменитых в мире дорог своими собственными ступнями, соприкоснуться, хоть и отдалённо, с тем, что чувствовали идущие в Вечный город (или уже из него) наши далёкие предки тех легендарных для истории человечества времён. Так что этот выбор, опять же, неоднозначный...
Основная причина сомнений состоит в том, что транспорт по Аппиевой дороге не ходит. Точнее, ходит (автобус 118, о котором я ещё скажу), но лишь в самой северной, "городской" части дороги, которая и Аппиевой - в том "чистом" виде, как её хотят увидеть - ещё фактически не является. Далее же (не считая конечной 660 маршрута, следующего по Via di Cecilia Metella, расположенной почти в самом начале Виа Аппиа, и потому тоже не представляющего особого интереса) точек выхода на линии общественного транспорта всего две: одна - на пересечении с улицей Via di Tor Carbone/Via Erode Attico (по разные стороны от Аппиевой дороге она называется по-разному), по которой ходит автобус 765: "налево" до метро LAURENTINA, "направо" до метро ARCO DI TRAVERTINO ( https://www.google.ru/maps/dir/Laurenti … 666588!3e0 ), другая - уже в самом конце, откуда по Via di Torricola или Via delle Capannelle можно дойти до станций электричек Torricola и Capannelle соответственно ( https://www.google.ru/maps/dir/Torricol … 307481!3e0 ). Всё это хорошо показано на прекрасной карте с сайта http://www.parks.it/parco.appia.antica/mapl.php:
Нет, конечно, можно честно взять и пройти "от сих до сих" - все 7.5 километров (плюс ещё полтора до одной из станций на "финише"), но это, на мой взгляд, имеет смысл лишь для больших любителей (практически фанатов) римской истории или для тех, кто уже посмотрел в Риме всё и, сохранив свежесть и силы, готов выделить для этого мероприятия почти полный день, поскольку Аппиева дорога не подразумевает классической пешеходной скорости 5-6 км/час.
В итоге, хорошенько "пропахав" Виа Аппиа жёлтым человечком, посчитав различные варианты и почесав в затылке, я избрал такую схему: от Ворот св. Себастьяна (Porta San Sebastiano), которые мне давно хотелось увидеть, а потому они стояли в обязательной программе, проехать 2.5 километра на 118-м автобусе до церкви Сан-Себастьяно-фуори-ле-Мура, пройти около 3.5 километров по Аппиевой дороге, а потом немного вернуться назад, где проходит 765-й автобус ( https://www.google.ru/maps/dir/Сан-Себа … m0!1m0!3e2 ). Естественно, я никоим образом не предлагаю повторять этот маршрут всем и каждому, не считая его "единственно правильным" и только повторю, что вариантов здесь явно больше одного.
Пытаясь определиться, что именно нужно нам на Виа Аппиа, кроме, естественно, её самой, я просмотрел много сайтов, из которых могу порекомендовать такие:
https://www.parcoappiaantica.it/home/it … pia-antica
https://www.romasegreta.it/rubriche/via … ntica.html
http://www.laboratorioroma.it/sull-appia-antica.html
Что касается последнего, то мне не удалось восстановить точную страничку, которая была намного информативнее и удобнее, чем та, ссылку на которую я даю, но у меня сохранился "слепленный" из неё текстовый файл, более-менее читабельно переведённый Гуглом. Так что если кого-то он заинтересует, я могу выслать его по мэйлу.
***********
Ну вот, с изложением матчасти мне худо-бедно удалось справиться (не судите строго!), а теперь приступим к части визуальной. И начну я, как и говорил, с крепостных ворот Сан-Себастьяно - одних из самых впечатляющих в периметре древних римских фортификаций.
А пока мы идёт вдоль мощных Аврелианских стен, возведённых в 3 веке и хорошо сохранившихся во многих местах до наших дней (не могу не снять шляпу перед римлянами, которые не стали жертвовать ими в угоду новому градостроительству, как это произошло, к примеру, в Вене):
Хрупкие цветуёчки на небольшом газоне у подножия стен ещё больше подчёркивают их монументальность и незыблемость:
Ну а эти "транспортные" проёмы - продукт уже новейшей истории. Но выполнены они, надо отдать должное, очень "в стиле". Как будто так и было задумано изначально.
..........
Ворота св. Себастьяна, Порта Сан-Себастьяно - самые большие в Аврелианских стенах. Кстати, первоначальное они именовались как раз Аппиевыми (Porta Appia), поскольку именно отсюда брала своё начало "Королева дорог" - Виа Аппиа. А своё сегодняшнее название ворота получили уже в середине 15 века из-за близости к базилике и катакомбам св. Себастьяна, ставшими к тому времени популярными местами массового паломничества.
Конечно, тогда, на заре нашей эры, ворота выглядели по-другому: они были значительно ниже (на фотографии этот уровень отличается более светлым цветом) и имели две входные арки. В начале 5 столетия, когда в связи с угрозой вторжения варваров вопрос обороноспособности Рима встал с новой силой, император Гонорий значительно реконструировал Ворота Сан-Себастьяно: обрамляющие их башни стали выше, вместо двух входных арок появилась одна, а также были построены стены, соединяющие ворота с расположенной за ними Аркой Друза, в результате чего между воротами и аркой появился внутренний двор, образовав таким образом "двухпроходный" портал. Выглядело это примерно так:
Позже эти стены были демонтированы, и ныне Арка Друза возвышается над дорогой в гордом одиночестве:
Несмотря на свой вполне торжественный вид, Арка не является триумфальной. Она была украшена (ныне от её декора сохранились 2 колонны со стороны, обращённой к Воротам Сан-Себастьяно) значительно позже своего появления - как "парадный" вход в Рим со стороны Аппиевой дороги. А изначально она была просто частью античного Акведука Антониниана, снабжающего водой Термы Каракаллы (кстати, другое их название, причём в те времена даже более распространённое - Термы Антониниана, поскольку Антонин было одним из многих имён Каракаллы - Маркус Аврелий Северус Антонин Пий Август).
Хорошо заметные отверстия в камне сделаны совсем не пулями. Это следы больших гвоздей, которыми когда-то крепилась мраморная облицовка и декоративные украшения арки.