***********
Средневековым нынешний Трастевере, конечно же, нельзя назвать и близко. От тех далёких времён сохранились лишь отдельные и очень немногочисленные памятники. К примеру, Арка Лауро (Arco del Lauro), или Арко Толомеи (Arco de 'Tolomei) - разные источники её почему-то называют по-разному:
Или Башня Ангиллара (Torre degli Anguillara), построенная, как и несколько домов вокруг неё, в начале 13 века знатной семьёй Ангиллара. Прилегающее к ней здание, тоже имеющее давнюю историю, но многократно реконструированное и представляющее собой "продукт" самых разных эпох, известно как Дом Данте (Casa di Dante) - с 1902 года в нём размещается одноимённое общество, которое занимается изучением жизни и творчества Данте Алигьери. На одном сайте мне встретилось упоминание о том, что сам поэт в течение года проживал в этой башне, но подтверждения этой информации в других источниках я не нашёл.
Прямо напротив входа в Базилику Санта-Чечилия находится так называемый Дом Этторе Фьерамоска (Casa di Ettore Fieramosca), построенный во второй половине 13 века и восстановленный недавно. Он выделяется небольшой угловой башенкой с открытой лоджией, обрамлённой снизу машикулями, и красивыми арками первого этажа:
Бывший обитатель (тут, правда, необходимо добавить традиционное "как считается") этого дома итальянский кондотьер (по-нашему - наёмник) Этторе Фьерамоска в своё время был личностью незаурядной, практически легендарной и, будучи крайне малоизвестным сегодня, заслуживает хотя бы нескольких строк. В историю он вошёл в основном благодаря двум эпизодам своей биографии. В ходе испанской компании на юге Италии, когда Неаполитанское королевство стало предметом спора между Испанией (строго говоря - Арагоном, который формально ещё был самостоятельным королевством) и Францией, Фьерамоска умудрился посражаться на обоих сторонах, но заканчивал войну уже под испанскими знамёнами. После очередной битвы, в которой испанцы под руководством знаменитого генерала Гонсало де Кордова (те, кто смотрел эпохальный сериал "Изабелла", обязательно его вспомнят) одержали уверенную победу, один из французских командиров (второстепенные имена я намеренно опускаю, дабы не утяжелять рассказ) оскорбительно отозвался о неаполитанских солдатах, бывших союзниками испанцев. В ответ Фьерамоска вызвал его на дуэль в несколько необычной форме: 13 на 13. Мини-сражение, состоявшееся 13 февраля 1503 года в апулийском городке Барлетта и вошедшее в историю под именем "Вызов при Барлетте", вновь завершилось поражением французов.
Не знаю, как в общеитальянском масштабе, но в самой Апулии это событие (я, кстати, уже упоминал о нём в своём рассказе "Апулия и Матера – впечатления без погружения") стало легендой. Даже Г. Мортон был так впечатлён им, что посвятил "Вызову при Барлетте" большой абзац, который я приведу с некоторыми сокращениями: "Когда люди рассказывают о прошлом Апулии, непременно слышишь это слово. Это один из рассказов из итальянской истории, о нем знает каждый ребенок. Эта история предоставила материал (и продолжает это делать) для написания статей, рассказов, стихов и газетных заголовков. Мы подошли к зданию в старой части города и по ступеням спустились в подвал со сводчатым потолком. Помещение было украшено геральдическими щитами и освещено факелами. Мой гость назвал его cantina и объяснил, что в 1503 году, когда французы осаждали Барлетту, здесь был трактир. Город в то время защищал смешанный гарнизон итальянцев и испанцев под командованием Гонсальво де Кордовы. Когда захватили в плен злобного французского капитана по имени Ла Мотт, то здесь, в cantina, француз стал подвергать сомнению отвагу итальянцев, говорил, что побьет любое число итальянцев, если у него будет столько же французов. Вызов был принят. 13 февраля тринадцать французов и тринадцать итальянских рыцарей сошлись в схватке за стенами Барлетты. Итальянцы скинули с седел своих оппонентов и были провозглашены победителями".
Естественно, мимо столь славного события не могли пройти писатели и кинематографисты. Ещё в 19 веке в Италии вышла книга Массимо де Адзелио "Этторе Фьерамоска, или Турнир в Барлетте", которую, кстати, легко найти и скачать в интернете на русском языке (я скачал, но ещё не читал, поэтому сказать ничего не могу). А в начале 20 столетия были выпущены два художественных фильма, один из которых, 1938 года, названный просто "Этторе Фьерамоска", тоже, вроде, доступен для скачивания, по крайней мере, ссылки на него имеются.
Второе (я же говорил о двух эпизодах) событие из жизни Этторе Фьерамоска не столь очевидно и, возможно, относится к области преданий. Согласно некоторым источникам (и не будучи подтверждённым другими), именно он в 1504 году сопровождал Чезаре Борджиа, когда того, уже на закате его карьеры, экстрадировали из Италии в Испанию.
..........
Дом Маттеи (Case dei Mattei) был построен влиятельным и знатным семейством Маттеи в 15 веке, частично сохранив и использовав фрагменты располагавшегося на этом месте здания 14 столетия, и сегодня является, пожалуй, самым крупным (не считая церквей) памятником Средневековья в Трастевере. Дом огромный, несимметричный и даже немного несуразный, своей формой и массивностью напоминающий отколовшийся кусок скалы или айсберга. Что и не удивительно, поскольку он надстраивался в течение нескольких столетий.
А вот он же с другой стороны: