Спасибо всем за внимание, друзья! Простите, что не всегда, не всем и не сразу отвечаю - как-то странно приходят на почту сообщения о новых постах - через раз, а то и через 2, а то и вовсе не приходят...
============== > НЕКРОПОЛЬ БАНДИТАЧЧИ
Тему этрусков я уже затрагивал ранее: сначала в рассказе про Умбрию, пожалуй, своём самом удачном и интересном среди итальянских "региональных", а потом довольно подробно показал этрусские скальные, или пещерные улицы близ Питильяно и Сорано. Там же присутствовали и отдельные захоронения, но их масштаб, конечно, ни по "размерности", ни по монументальности, ни по интересности нельзя сравнивать с крупным некрополем, особенно таким, что расположен в паре километров от Черветери и считается одним из самых больших в мире (итальянская Википедия называет его "самым обширным древним некрополем в Средиземноморском регионе").
До некрополя из Черветери (от площади Альдо Моро) примерно раз в час ходит автобус, но мы не заморачивались им и ходили пешком, благо от дождя нас до поры до времени бог миловал, дорога по рельефу относительно ровная, а идти всего каких-то 20 (может, с небольшим хвостиком) минут: https://www.google.ru/maps/dir/41.99831 … m2!4m1!3e2 .
Кстати говоря, по дороге, вот тут: https://www.google.ru/maps/@42.0015963, … 312!8i6656 справа начинается тропинка, пойдя по которой вы попадёте на "дикую" часть некрополя, открытую для всех, которая оканчивается как раз около музейного офиса, где расположены кассы (часы работы и стоимость посещения можно посмотреть на сайте http://www.tarquinia-cerveteri.it/en/mu … eteri/info , самое главное, надо помнить, что по понедельникам, как и в Тарквинии, некрополь закрыт). Конечно, столь впечатляющих гробниц там нет (в конце этого раздела я приведу несколько фотографий, и вы сами всё увидите), но "в тему" уже "войдёте". Хотя, если честно, я не уверен, что это тот случай, когда прелюдия будет на пользу - мне кажется, имеет смысл сначала посетить основную часть некрополя, чтобы погрузиться сразу и "с головой" (тем эффектнее будет это "погружение"), а по "дикому" пути пройти уже на обратной дороге, не тратя слишком много времени на её осмотр (по пути туда это не получится, поскольку всё будет в новинку, захочется и то посмотреть, и туда слазить - а впереди ещё будет всё то же, только стократ эффектнее). Но давать однозначный совет на этот счёт я всё же не решусь.
***********
А теперь давайте купим билеты и зайдём на территорию некрополя. Интересно, что его "гангстерское" название Бандитаччи (сразу вспоминается "Мы бандито, гангстерито, мы стрелянто, убиванто..." ) совсем не историческое (на фоне возраста самого некрополя ), появилось уже в конце 19 века и никаких "мафиозных" корней не имеет. Оно произошло от слова bando, которое, несмотря на возникающие ассоциации, тоже было довольно мирным - так назывались публичные объявления властей городка или коммуны о чём-либо. На рубеже веков (19-го и 20-го) земли, на которых находился некрополь, сдавались в аренду, о чём и сообщали посредством bando (люди, оглашавшие их, именовались banditore). А поскольку участки были мало пригодными в качестве пастбищ и огородов, их пренебрежительно прозвали бандитаччами (суффикс -acciо в итальянском языке имеет пренебрежительное, презрительное значение). Вот так уничижительное слово, по-русски что-то вроде "объявляшки", со временем стало знаменитым брэндом, внесённым в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
..........
С точки зрения рассказа некрополь Черветери напоминает Античную Остию - в том смысле, что говорить тут тоже особо не о чем, его надо просто показывать. Нет, можно, конечно, как это и делает Википедия, провести классификацию здешних захоронений и объяснить, чем могилы, скажем 8 века до нашей эры, отличаются от могил века 4-го (разумеется, тоже ДО), но я почему-то уверен, что для 99% читающих этот рассказ (как и для меня самого, честно говоря) сей факт не вызовет особого интереса. Поэтому мы с вами будем в основном смотреть. Единственное - понимая, что этот рассказ читают не только итальянские "завсегдатаи", но и те, кто не слишком соприкасался с историей Италии, я совершенно вкратце скажу о самих этрусках, памятником цивилизации которых и стали некрополи в Черветери и Тарквинии. Когда-то я уже писал об этом в рассказе про Умбрию, но поскольку я лишён наполеоновского комплекса и далёк от мысли, что все только и делают, что читают мои путевые творения, я просто, не мудрствуя лукаво, процитирую оттуда несколько абзацев. Ну а те, кого они не заинтересуют (что вполне возможно!), могут сразу переходить к иллюстративной части чуть ниже.
Этруски - жители древней Этрурии, когда-то занимавшей большую часть территории современной Тосканы и юго-западной Умбрии - первой высокоразвитой цивилизации Апеннинского полуострова, сравнимой по своему уровню с Древней Грецией. Именно на её фундаменте был построен великий императорский Рим, и не будь этрусков – возможно, и могущественной Римской империи никогда не существовало бы.
Именно этруски превратили Рим из небольшой деревушки среди болот в крупный город, построенный по самым передовым инженерным канонам того времени. Этрурия заложила и основы Римской культуры, которую римляне позже распространили по всей Европе, объявив её своей. Принцип городской канализации и акведуки, прямоугольная организация города, основу которой составляли две главные улицы Кардо и Декуманус, ориентированные по сторонам света, новая конструкция морских судов с носовым парусом, что явилось тогда революцией в кораблестроении (в античном мире использовался только один парус на центральной мачте), гладиаторские бои, гонки на колесницах, для которых в Риме был возведён Большой цирк (Циркус Максимус) – вот далеко не полный перечень того, что вошло в историю как «римское», а на самом деле было изобретено или творчески позаимствовано несколькими веками раньше этрусками. Даже цифры, известные сейчас как «римские», изначально были этрусскими. Можно сказать, что этруски стояли у истоков французского виноделия: изначально закупая вино у греков, они очень быстро сами освоили его производство и стали экспортировать вино и даже ёмкости для него в Галлию – прародительницу современной Франция.
Общественная жизнь этрусков во многом обогнала своё время. К примеру, они ввели в обычай смешанные пиры, в которых наравне с мужчинами принимали участие женщины, а некоторые из них даже имели именные чаши для вина – невиданная вольность по канонам античного мира! Да и вообще женщины Этрурии по сравнению с греческими и римскими обладали очень большой свободой, умели читать и писать, могли иметь свои деньги и собственность – в то время как у римских женщин не было даже собственных имён! Рабство, конечно, в этрусском обществе тоже существовало, но и оно имело немного иной характер. Есть свидетельства, что некоторые рабы состоятельных господ имели собственные дома, а иногда занимались предпринимательством.
Цивилизация этрусков просуществовала тысячу лет. Древние легенды гласят, что этрусские жрецы напророчили срок своей гибели задолго до того, как Этрурия начала приходить в упадок - и предсказание оказалось поразительно точным. В 5 веке до н.э. римляне изгнали своих этрусских правителей, а позже начали захватывать один за другим и прочие их города. Не слишком централизованное устройство этрусского государства обернулось против них самих: их города были независимыми и часто не могли договориться друг с другом, а порой даже воевали между собой. Сила же крепнущего Рима как раз заключалась в его единстве, позволяющему легко справляться поодиночке с разрозненными городами своих бывших властителей. Всего через 2 столетия земли Этрурии стали лишь частью быстро растущей Римской империи. Этрусский язык был забыт, литература и священные писания утеряны. Уцелевшие этруски растворились в римском обществе, хотя некоторые аристократы ещё долгое время входили в состав правящей элиты вплоть до Сената.
Добавлю только, что Черветери был одним из главных городов Этрурии и под именем Каисра входил в так называемое Этрусское двенадцатиградие - союз 12 городов, составлявших в древности основу этрусского государства. Уже после завоевание римлянами он был переименован в Цере (Caere), откуда впоследствии и возникло его современное название. Кстати, по одной из версий, от имени римского города возникло слово "церемония" (считается, что здесь проходили некие культовые обряды, но какие именно - не уточняется).
***********
Как и в Остии, первые же метры главной улицы "города мёртвых", начинающейся сразу после входа на территорию некрополя, уже захватывают своей необычностью и особой атмосферой, хотя, как и там, всё самое интересное ещё впереди.
В некоторые гробницы можно зайти "в гости" и увидеть, как там всё устроено (как правило, внутри их есть подсветка). Первая из таковых находится уже в самом начале пути. Заходим "на огонёк"!
Ну а что, примерно так же выглядят сейчас входящие в моду капсульные отели...
Самые эффектные из захоронений - круглые каменные "домики" вполне немаленькой округлости, напоминающие курганы, так называемые тумулусы. Они выглядят невысокими, но то, что мы видим снаружи, по сути, является только "крышами", точнее, куполами. А всё основное пространство расположено под землёй, и мы ещё заглянем внутрь подобных. А пока спустимся в одну из самых известных могил, названной Гробницей рельефов (Tomba dei Rilievi).
Гробница датируется 4 веком до н. э. и знаменита тем, что в ней сохранились фрески и вывешенные на стенах предметы обихода и утвари (как известно, традиция снабжать мёртвых всем необходимым в их долгом пути по другим мирам, порой даже жёнами, лошадьми и домашними животными, интернациональна и имеет очень древние корни). По этой причине Гробница рельефов - единственная из посещаемых, которую можно осмотреть только с "порога", от которого главный зал отделён стеклянной завесой.