ГМИИ им.Пушкина
Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции
28.03.2018 – 22.07.2018
http://www.arts-museum.ru/events/archiv … /index.php
ГМИИ им. А.С. Пушкина впервые в России представляет выставку шедевров Лейденской коллекции Томаса С. Каплана и его супруги Дафны Реканати-Каплан — одного из крупнейших и наиболее значимых частных собраний голландской живописи XVII века.
Вчера побывала на этой выставке, она великолепная, я обожаю "голландцев", и увидеть такое редкое собрание из Нью-Йорка, куда никогда не попаду, для меня праздник. Тут и Рембрандт, и Вермеер, и мой любимый Ян Стен, и другие художники этой эпохи.
Про организационные моменты.
На выставке я была с 17.30 до 19 час. Народу ОЧЕНЬ много, что объяснимо -выставка только стартовала.
Кто не в курсе -выход из метро "Кропоткинская" из последнего вагона от центра закрыт на ремонт. Выходить только на Гоголевский бульвар.
С интернет-бронью надо зайти в Галерею, где импрессионисты, там в кассу никого нет, там обменяла бронь на билет , прошла мимо главное входа с музей, очередь стояла в садике , туда идти не надо, а прямо в боковой вход, подъезд номер 5, спокойно входите в вестибюль. Там проблема -нет мест, но все время кто-то подходит забирать одежду, так что долго ждать не пришлось. Кроме того, если есть такая проблема, то подойдите к камерам хранения, если есть свободные ячейки, то запихиваете одежду туда.
Билеты на выставку после первого контроля далеко не убирайте, их проверят еще раз 5.
Расцвет художественной жизни Северных Нидерландов, сочетавшийся с подъемом в науке и торговле, стал основой для представления о XVII столетии как о золотом для Голландии веке. Именно в это время возник всплеск интереса к светским жанрам, связанным с изображением повседневной жизни и назидательных историй. Мода на произведения такого рода поддерживалось благодаря постоянному спросу представителей голландской знати, а также зарубежных заказчиков, на предметы роскоши и живописные произведения.
Этот решающий для голландского искусства период широко представлен в Лейденской коллекции, принадлежащей американской чете собирателей Томасу Каплану и Дафне Реканати-Каплан. За последние пятнадцать лет влюбленной в искусство семье удалось сформировать одну из самых значительных частных коллекций голландского искусства золотого века, включающую подборку великолепных произведений, связанных с ранним творчеством Рембрандта и его родным городом — Лейденом. Глубокое погружение в эпоху Рембрандта через творчество его ближайших соратников и учеников сочетается с интересом к наследию крупнейших представителей других художественных центров Голландии в лице таких художников, как Франс Халс и Ян Вермеер Делфтский. Пребывание на московской выставке восьмидесяти двух шедевров из Лейденской коллекции тем более ценно, что ни одна из работ ранее не выставлялась в России.
Золотой век голландского искусств и лейденская коллекция.
Блестящее начало: Рембрандт Харменс ван Рейн в Лейдене.
В сердце золотого века: Рембрандт в Амстердаме.
Те, кто собирается на выставку, может закачать себе что-то из гидов.
Отсюда же я буду приводить информацию к тем картинам, к которым она есть тут
https://ar.culture.ru/ru/exhibition/epo … -vermeera#
Практически все картины под стеклом, поэтому есть блики, нов целом удалось снять практически все и неплохо.
Сначала покажу картины Рембрандта.
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606 -1669)
Автопортрет с затененными глазами. 1634г.
После нескольких лет работы в мастерской в Лейдене, в 1631 году Рембрандт переехал в Амстердам, чтобы возглавить мастерскую известного торговца произведениями искусства Хендрика ван Эйленбюрга. В 1634 году состоялся брак Рембрандта с кузиной Хендрика, дочерью бургомистра Саскией ван Эйленбюрг. Этот союз открыл перед художником новые возможности и обеспечил его статус в глазах зажиточных амстердамских горожан. Именно в этот период был написан автопортрет, который вы видите перед собой.
Удивительный процесс самопознания через создание автопортретов Рембрандт использовал на протяжении всей своей карьеры в картинах, офортах и рисунках. Этот период в творчестве мастера отличается частым обращением к жанру так называемых tronies, «экспрессивных голов». С помощью небольших этюдов такого рода художник мог бесконечно экспериментировать с различными выражениями лиц, экстравагантными нарядами, тренироваться в создании психологических портретов.
Здесь Рембрандт изобразил себя как молодого человека в черном берете. Создавая картины, Рембрандт часто заставлял своих ассистентов копировать или перерабатывать свою живопись в учебных целях. Данный автопортрет — один из таких примеров. Вскоре после его завершения, он был записан одним из учеников Рембрандта. Он превратил картину в этюд головы мужчины средних лет, дорисовав замысловатый костюм, морщины, меховую шапку и золоченую цепь. Недавно эти записи были удалены реставраторами, что раскрыло оригинальную живопись Рембрандта.
Женщина в белом чепце. Эскиз. Около 1640г.
В 1639 году Рембрандт и его жена Саския ван Эйленбюрг переехали в дом на улицу, которая тогда носила имя Святого Антония (сейчас там находится Дом-музей Рембрандта). К тому моменту, благодаря таланту реалистично изображать людей, у мастера появилось множество заказчиков. Несмотря на тонкую трактовку образа, данный эскиз, выполненный около 1640 года, задумывался не как официальный портрет, а скорее как натурная штудия, в которой акцент был бы сделан на передаче игры светотени, подчеркивающей вы разительные черты пожилой женщины.
Эта работа говорит о наблюдательности мастера и его умении художественно интерпретировать увиденное. Эскиз был написан очень быстро, по сырому, возможно, за один день. Этот непростой технический прием способствовал созданию очень выразительного психологического портрета. Возможно, в качестве модели Рембрандт использовал служанку, одетую здесь в простую одежду, говорящую о роде ее занятий.
Край чепца героини отогнут, так что становится виден металлический каркас, с помощью которого головной убор закреплен на голове.
Чтобы показать свое художественное мастерство, Рембрандт сопоставил жесткость металла и мягкость кожи, тонко передал складки смятого льна.
Интересно, что к середине XIX века эта картина была переработана в официальный портрет. Пытаясь повысить социальный статус модели, неизвестный мастер добавил к изображению меховой воротник и накидку. В 2003–2005 годах в ходе реставрационных работ картине вернули прежний вид.